+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выездные налоговые проверки стали опаснее

Содержание

Выездная налоговая проверка – Всё об индивидуальном предпринимательстве

Выездные налоговые проверки стали опаснее

Индивидуальный предприниматель, так или иначе, довольно часто сталкивается с различными проверками. Бытует мнение, что выездная налоговая проверка довольно опасное мероприятие, которое однозначно заканчивается штрафами. Совершенно это не так, по нескольким причинам.

Если вы работаете хорошо и в рамках закона, то вам опасаться нечего. Цель проверки – не получить от вас штраф, а сделать деятельность четкой, грамотной. Конечно, трудно работать идеально, но проверка выявит недочеты и укажет вам на них, чем существенно поможет вам в работе.

И не за каждый недочет накладывается штраф.

Что такое выездная проверка

Выездная проверка проходит в обязательном порядке на территории предпринимателя. Налоговики видят в этом дополнительные возможность для более тщательной проверки практически всех сторон деятельности ИП, которые связаны с начислением и уплатой налогов.

Единственное исключение из этого правила таково: налоговая проверка выездная может пройти на территории налоговой, если на территории плательщика нет подходящего места для ее проведения.

Отсутствие подходящего помещения должно быть выявлено в результате осмотра налоговиками производственных площадей ИП и зафиксировано в протоколе.

Ни для кого не секрет, что любая проверка, а выездная налоговая особенно, вносит много нервозности в работающий коллектив, морально очень сложно выдержать высокий ритм проверки, ведь приходится откладывать текущую работу, искать и предоставлять требуемые документы, делать ксерокопии, заверять и пр. Многие проверяемые используют при проверках традиционные «русские народные» методы работы с различными структурами, которые не имею ничего общего с законом. За определенные материальные «блага» некоторые представители налоговой закрывают глаза не недостатки в работе ИП.

Но может быть и другой вариант: налоговики, имея определенный план по сбору налогов и штрафов, предъявляют предпринимателям несуществующие требования, запугивают и вынуждают производить незаконные платежи.

Все эти нарушения давно известны в российской практике, поэтому очень важно иметь грамотного бухгалтера в штате, а лучше и подкованного в этих вопросах юриста.

Если не в штате, то хотя бы по договору абонентского обслуживания.

Особенности проведения проверок

Все правила проведения налоговых выездных проверок прописаны в статье 89 Налогового Кодекса РФ, здесь вы найдете и порядок проведения, определение места и времени проверок, предмет проверок и охват ими областей производства, а также их периодичность, нормативное количества проверок за определенный временной период. Проверяемый предприниматель не имеет права препятствовать проверке, если действия проверяющих не нарушают установленные законом правила. Если же предприниматель видит нарушения, то надо зафиксировать это надо на бумаге, подписать претензию и направить в налоговую.

На данный момент регламентировано, что назначать проверку и ее осуществлять имеет право только та налоговая инспекция, которая расположена по месту расположения и работы индивидуального предприятия. Она издает документ, фиксирующий решение о проведении проверки, оформляется он на фирменном бланке проверяющей инстанции. Его предъявляют руководителю ИП перед проверкой.

В решении о проверке предприниматель в обязательном порядке должен увидеть свое имя, фамилию и отчество, предмет проверки, который должен быть сформулирован следующим образом: налоговый учет на предприятии, правильность исчисления и уплаты налогов.

Далее в документе должны быть указаны фамилии, имена и отчества сотрудников, которые будут осуществлять налоговую выездную проверку.

К проверке должны быть представлены первичные документы организации за определенный период, подлежащий проверке. Если же проверяющие требуют бумаги за другой налоговый период, то предприниматель на законном основании может отказать в этом. Обязательно нужно уделить особое внимание срокам, за которые идет проверка и еще по одной причине.

Если вдруг к вам придет еще одна проверка, которая захочет проверить документы за этот же срок, то вы можете отказаться от предоставления документов, так как налогоплательщик законодательно защищен от повторных проверок одних и тех же документов.

Одна проверка может охватить только 3 года работы предприятия. Датой проверки считается дата вынесения решения о проверке, а продолжительность ее не должна превышать 2 месяца.

В особых случаях ее могут продлить еще на такой же срок, и в самых исключительных случаях проверка может длиться до шести месяцев.

Если проверка уже начата по одному налогу, то проверяющие не могут в ее ходе добавить и другой налог. Проверять сразу несколько налогов можно, но все они изначально должны быть прописаны в решении о проверке. Следует помнить, что местная налоговая по собственному решению может назначить проверку только местных налогов. Для проверки федеральных платежей нужно решение на федеральном уровне.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена, если потребовалось решение нестандартной задачи по налогам, если нужны дополнительные документы, которые нужно заказывать и ждать их поступления, если необходимо заказать и провести экспертизу для разъяснения научных и технических вопросов, если требуется перевод с иностранного на русский язык каких-либо документов. Если таковой факт имеет место быть, то и факт приостановления и возобновления должен быть оформлен документально. Максимальный срок приостановления может составлять полгода.

В один год не может проходить более двух проверок налоговой.

Повторная проверка может быть произведена если вышестоящий налоговый орган решить проверить нижестоящий, проводивший первую проверку, и после предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога, подлежащего к уплате, меньше, чем указывалась ранее. Также причиной повторной выездной проверки может стать закрытие индивидуального предприятия.

Причины проведения налоговых выездных проверок

Установлено 11 причин, при наличии которых вероятность проведения выездной проверки возрастает.

  1. Низкая налоговая нагрузка
  2. В отчетах несколько лет отражаются убытки
  3. Наличие объемных налоговых вычетов
  4. Высокий темп роста расходов, низкий тем роста доходов
  5. Низкие зарплаты сотрудников
  6. Предельные показатели для права применения определенной налоговой схемы
  7. Суммы расходов приближаются к суммам доходов
  8. Заключение договоров с поставщиками-перекупщиками с завышенными ценами
  9. Уклонение ИП от разъяснений по запросам налоговой
  10. Частое снятие и постановка на учет в связи со сменой места работы ИП
  11. Низкая и нулевая рентабельность предприятия

Е.Щугорева

Стоит ли бояться выездной налоговой проверки:

Источник: http://indivip.ru/sovety/vyezdnaya-nalogovaya-proverka.html

Выездная налоговая проверка. Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде

Выездные налоговые проверки стали опаснее

От результатов налоговых проверок зависит не только сумма будущего доначисления, но и судьба самого предприятия. Если вы не согласны с содержанием вынесенного решения, представленного акта или определения, потребуется вовремя направить жалобу, в противном случае, налогоплательщика вправе привлечь к ответственности, обязав выплачивать штрафы и недостающие суммы налогов.

И если камеральный контроль осуществляется непосредственно в ИФНС, то выездная налоговая проверка проводится на территории предприятия и становится “опасной” для предпринимателя.

Для реализации камерального контроля, как правило, хватает налоговых деклараций, при этом сотрудниками ФНС могут быть запрошены и другие документы в соответствии с порядком проведения выездной налоговой проверки (Письмо ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622 “О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок“). Производство выездной налоговой проверки инициируется первым руководителем налоговой службы либо его замом.

Прибыв на объект, инспектор ФНС получает доступ ко всей интересующей его информации, что многократно увеличивает шансы на раскрытие “секретных” данных и выявление нарушений.

 Итоги выездной налоговой проверки

Установленные несоответствия указываются в соответствующем отчете – справки о реализации выездной проверки на объекте контроля, на основании которой формируется акт налогового органа.

Для указанного действия отводится не более 2 месяцев с момента подписания отчета, а сам акт представляется руководителю объекта контроля в течение 5 дней со дня его оформления. Нередко предприниматели пытаются избежать вручения акта и всячески препятствуют получению документа.

В последнем случае определение отправляется заказным письмом, датой получения которого признается шестой день, наступивший после отправки такого письма. 

Как обжаловать результаты выездной налоговой проверки

Если налогоплательщик намерен обжаловать полученное определение, он имеет право оспорить его содержание. Составляется заявление, в котором указывается суть обжалования.

Жалоба направляется в ФНС в течение 30 дней, начиная с момента вручения акта.

Если в срок предпринимателем не подано опровержение, сотрудники налоговой инспекции отправляют итоги выездных проверок своему руководителю (первому заму).

На рассмотрение материалов отводится 10 рабочих дней, с возможностью пролонгации на 1 месяц. В последующем работниками налоговой инспекции принимается решение, копия представляется директору объекта, где производилась проверка, не позднее 5 дней после его согласования, что подтверждается распиской в получении.

Способы обжалования налоговой проверки

Способы обжалования налоговой проверки

1.Если решение ФНС не вступило в законную силу, руководитель объекта контроля вправе обжаловать акт посредством представления апелляционной жалобы. Такое возражение отправляется не позднее месяца, начиная с момента вручения налогоплательщику соответствующего решения.

На что рассчитывать предпринимателю:• жалоба останется без удовлетворения, а изначальное решение будет признано правомерным;• вынесенное предписание будет отменено полностью или частично;

• решение ИНФС отменяется, при условии вынесения нового решения.

2. Если предприниматель не согласен с апелляционным решением, он имеет право оспорить предписание налоговой инспекции через ФНС и/или представления иска в суд. Для этого ответчику отводится срок, не превышающий 3 месяцев, начиная со дня принятия решения по апелляции. Но, как показывает практика, после первого безрезультатного обращения предприниматели чаще всего подают иск напрямую в суд.

3. Решение выездной налоговой проверки также может быть оспорено и после вступления в законную силу. Если налогоплательщик пропустил сроки подачи апелляционной жалобы, он вправе обжаловать полученное определение в течение календарного года, начиная с момента выявления правонарушения.

В последнем случае жалоба оформляется в подразделение ФНС, принявшее спорное решение. Для рассмотрения материалов выделяется месяц, с возможностью пролонгации периода еще на 1 месяц.

Возможные результаты:• частичная или полная отмена вынесенного решения;• жалоба остаётся без удовлетворения, а обжалуемое решение будет признано правомерным;

• решение ФНС будет отменено, и принято новое определение.

4. Решение, принятое вышестоящим налоговым органом, также может быть оспорено предпринимателем. Для подачи жалобы выделяется 3 месяца, начиная с даты вынесения предписания по обжалуемому документу. При этом следует учесть, что срок для представления жалобы в суд исчисляется со дня получения предпринимателем решения либо с даты окончания периода, отведенного для направления апелляции.

Как показывает практика суда, предписания ИФНС по возмещению штрафных санкций, налогов и пени могут быть оспорены исключительно по принципу нарушения порядка и сроков их принятия.

Если предприниматель намерен изменить предписание, составленное по итогам выездной налоговой проверки, по причине неправомерных действий, итогом которых стало дополнительное начисление сумм налогов, либо желает доказать свою невиновность и отменить применённую меру ответственности, признать, что сотрудниками ФНС нарушена процедура вынесения определения такого документа, налогоплательщик прописывает в заявлении требование о признании предписания недействительным.

Если сотрудниками ФНС допущены нарушения, налогоплательщик должен воспользоваться предоставленным ему правом на обжалование вынесенного акта. Меры реализуются, если:

• лицо, ответственное за уплату налогов по предприятию, не имело возможности направить свои объяснения по факту установленного в решении нарушения;
• лицо, уполномоченное представлять интересы предпринимателя, либо он самолично, не имело возможности принять участие в производимой процедуре.

Прочие виды нарушений процесса вынесения и применения решения учитываются судом или вышестоящим налоговым органом исключительно в ситуации, когда подобные правонарушения повлекли либо стали следствием вынесения неправомерного решения.

Рекомендуем прочитать следующие статьи:

Источник: https://scastle.ru/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

12 критериев для выездной налоговой проверки | Контур.НДС+

Выездные налоговые проверки стали опаснее

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений — доначислят и оштрафуют.

В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога — только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП.

Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей.

Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли.

Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов.

Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами.

ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность.

Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду.

Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной долей вычета. Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем.

Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы.

Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/12-kriteriev-dlya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Причины назначения выездных налоговых проверок

Выездные налоговые проверки стали опаснее

Выездная налоговая проверка является особой формой контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства в части правильного исчисления и уплаты налогов.

Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст.

92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной.

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г.

N ММ-3-06/333@) (далее по тексту «Концепция»), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок.

План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. 

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено

Полномочия налоговых органов, порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов.

Также ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов, это Письмо ФНС от 25 июля 2013 г.

N АС-4-2/13622@ “О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок”.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

Налоговое законодательство не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.

Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают при получении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС от 18 ноября 2010 г.

N АС-37-2/15853 “О возможности переноса выездной налоговой проверки”).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: РАЗЪЯСНЕНИЯ ПФР, ФСС И ВЗГЛЯД ИЗ ЗАЛА СУДА

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования.

Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик.

Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов.

Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы  налоговых органов.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Внешними источниками являются информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ну и конечно не стоит забывать о том, что специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и так далее), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Обращаем Ваше внимание, что хотя анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, любое заинтересованное лицо может самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Эти критерии указаны в разделе 4 Концепции.

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ, СТОИМОСТЬ

К ним относятся:

  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п. 1 Приложения N 2 к Концепции).

  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При оценке налогоплательщиком рисков назначения проверки по этому коритерию следует исходить из того, что в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика возможно возникновение убытков. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение 2-х и более календарных лет подряд. При этом рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По данному критерию оценивается деятельность налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 приложения N 2 к Приказу сумма вычетов по НДС считается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (п. 3 приложения N 2 к Концепции)

  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий актуален для организаций – налогоплательщиков налога на прибыль, основан на анализе данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль и в отчете о финансовых результатах (приложение к бухгалтерской отчетности форма N 2) (п. 4 Приложения N 2 к Концепции).

По данному критерию оценивается изменение темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации за несколько отчетных (налоговых) периодов (как минимум, за 2-3 года).

  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ. Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. При оценке этого критерия принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение года).
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По данному критерию оцениваются налогоплательщики-индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ.

Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83% (п. 7 Приложения N 2 к Концепции).

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Наличие “цепочки контрагентов” принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее – Постановление N 53) (п. 8 Приложения N 2 к Концепции).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления N 53).

НАЛОГОВЫЙ ЮРИСТ, КОНСУЛЬТАЦИЯ

  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и так далее. НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).”Миграция” налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. 

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам – “мигрантам” с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями – налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России  в разделе “Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков”. Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-“однодневок”; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Известно, что в своей работе ФНС использует и иные критерии, однако они, к сожалению, официально нигде не публикуются и предназначены только для служебного использования.

ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений и определяет необходимые мероприятия налогового контроля.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).

После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и или аффилированных лиц. 

Источник: https://rosco.su/press/prichiny_naznacheniya_vyezdnykh_nalogovykh_proverok/

Ликвидация без выездной налоговой проверки: риски и гарантии

Выездные налоговые проверки стали опаснее

По словам руководителя ФНС России М.В Мишустина, количество выездных налоговых проверок в 2016 году сократилось на 15%. Однако бюджет от этого не пострадал. Инспекторам удалось «выбить» из предприятий 173 млрд. рублей, что превышает отчисления за 2015 год на 21%. 

Объясняется такая тенденция просто: ФНС больше не распыляется на мелкий бизнес, предпочитая ловить крупную рыбу. Одним из сигналов для начала проверки служит уведомление о ликвидации предприятия.

Примечателен факт, что ВНП не проводится чаще 2 раз в год по одним и тем же налогам. Исключение допускается лишь при условии принятия решения о дополнительной проверке уполномоченными лицами (п.5, ст.89 НК РФ). Но если организация заявляет о ликвидации, то ВНП проводится вне зависимости от того, когда и по какому налогу проводилась предыдущая проверка (п.11, ст.89 НК РФ).

Официально, предметом ВНП является контроль над правильностью исчислений и своевременностью уплаты налоговых сборов (п.4, ст. 89 НК РФ). Но по факту, единственная цель проверки – пополнение бюджета.

Каждое региональное отделение ФНС имеет план взысканий, который оно обязано выполнять. Поэтому под удар попадают не только организации с теневой бухгалтерией, но и законопослушные предприниматели.

Кто чаще становится объектом ВНП

Существует ряд факторов, привлекающих особое внимание ФНС:

• Оборотные средства. В расчет принимаются все операции за последние 3 года со дня вынесения решения о начале ВНП. Излюбленные «жертвы» инспекторов – предприятия с оборотом свыше 1 млрд. рублей. Именно такие организации часто становятся легкой добычей, так как руководство полностью полагается на штатного юриста и бухгалтера.

• Компании с множеством деловых партнеров. В связи с участившимися случаями получения необоснованной налоговой выгоды, ФНС очень внимательно проверяет контрагентов предприятий. Если деловой партнер организации был замечен в нарушениях, то в 90% случаев компанию включают в план ВНП. Инспекторы руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ № 53 от 12.08.2006г.

• Резкое снижение дохода. Самый простой способ уйти от налогов – занизить прибыль. Инспекторы прекрасно об этом знают, поэтому к внезапно «обедневшим» предприятиям проявляют особое внимание.

С 2017 года ФНС окончательно «закручивает гайки». Сейчас региональные службы даже принимают к рассмотрению жалобы уволенных сотрудников и кляузы конкурентов, поэтому не существует той безопасной зоны, которая бы гарантировано защитила от ВНП.

Чем опасна выездная налоговая проверка для организаций

Когда на пороге возникли инспекторы, нужно приготовиться к длительному ожиданию. Рядовая проверка длится не больше 2 месяцев, но если руководитель регионального налогового органа примет решение о продлении, то ВНП может затянуться до 6 месяцев (п.6, ст.89 НК РФ).

Также ФНС может приостановить проверку для истребования сведений, проведения экспертиз, получения информации от иностранных служб или перевода документов. Это увеличивает срок ВНП еще на полгода (п.9, ст.89 НК РФ).

В течение всего периода проверки предприятие не может быть ликвидировано.

Помимо временных издержек, налоговые инспекторы «дарят» организации возможность пройти квест под названием «найди то, не знаю что». Перечень сведений, которые могут требовать ревизоры, почти не ограничен.

Формулировка такова, что компания обязана ознакомить инспекторов со всеми документами, связанными с исчислениями и уплатой налогов (п.12, ст.89 НК РФ). Все это деморализует работу компании и наносит непоправимый ущерб хозяйственной деятельности.

Так как перед проведением ВНП инспектора проводят тщательный анализ предприятия, 99% проверок заканчивается для организаций штрафными санкциями.

Как не попасть под прицел ФНС при ликвидации предприятия

Внезапное решение о закрытии компании действует на фискальные органы как красная тряпка на быка. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то ФНС редко упускает шанс отхватить свой кусок пирога. Однако существует несколько правил, которые помогут избежать ВНП:

1. Снижайте обороты постепенно. У надзорных органов не должно возникнуть подозрений, что вы собираетесь закрыть фирму. Идеальный вариант – поэтапный вывод активов и понижение производственных мощностей. Чтобы не провоцировать инспекторов, отведите на это не меньше полутора лет.

2. Проведите внутренний и внешний аудит предприятия. Лучше воспользоваться услугами независимых компаний. Штатный бухгалтер заинтересован скрывать некоторые недочеты.

3. Закройте все долги. ФНС предпочитает «добивать» фирмы с большой кредиторской задолженностью. Истинной победой считается привлечение руководства к уголовной ответственности или изъятие личного имущества.

Прежде чем провести ВНП, инспекторы часто проводят «разведку боем». Это могут быть звонки или вызов «на ковер». До полной ликвидации компании лучше пригласить грамотного юриста, уполномоченного вести переговоры от лица предприятия.

Компания «Московский офис» специализируется на сопровождении бизнеса с 2009 года. За это время мы помогли сотням организаций отстоять права и избежать произвола надзорных и исполнительных органов.

У нас работают бухгалтера и юристы с многолетним опытом работы в государственных структурах. Мы знаем, все «слабые места» системы и успешно минимизируем издержки без ущерба для деловой репутации клиента.

Хотите быстро ликвидировать предприятие и избежать выездной налоговой проверки? – Свяжитесь с нами по телефону в Москве: +7 495 721-84-50.

Нужна бесплатная консультация? Задайте свой вопрос юристу на нашем сайте.

Не рискуйте бизнесом и свободой. Обращайтесь к профессионалам.

Источник: http://adresmsk.ru/statja/likvidaciya-bez-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-riski-i-garantii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.