+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Вводится массовое лицензирование автобусных перевозок

Обязательное лицензирование автобусных перевозок с 1 марта 2019 года

Вводится массовое лицензирование автобусных перевозок

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены изменения, которые вносятся в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” и в Федеральный закон “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” с 1 марта 2019 года.

Рассматриваемые нововведения относятся к лицензированию автобусных перевозок и могут быть интересны для всех организаций, имеющих в своем распоряжении автобусы:

Лицензирование автобусных перевозок

Первое важное изменение внесено в статью 12 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”:

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:…

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:…

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

До 1 марта 2019 года не требуется получение лицензции в следующих случаях:

  • перевозки пассажиров по заказам;
  • перевозки для собственных нужд организации.

Начиная с 1 марта 2019 года перечень исключений выглядит по-другому:

  • автобусы:
    • пожарной охраны,
    • скорой медицинской помощи,
    • полиции,
    • аварийно-спасательных служб,
    • военной автомобильной инспекции,
    • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
    • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны,
    • Вооруженных Сил Российской Федерации,
    • войск национальной гвардии Российской Федерации,
    • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации,
  • перевозки, выполняемые автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

То есть лицензирование не требуется только для автобусов государственных служб, а также для перевозок по территориям предприятий (например, по большим заводам или карьерам).

Во всех остальных случаях требуется лицензирование.

Например, если служебный автобус организации собирает работников по городу и привозит их на место работы, то с 1 марта 2019 года такому автобусу требуется лицензия.

Еще один пример. Экскурсионный автобус, который выполняет поездки по заказам или используется для организованных перевозок детей. С 1 марта на него также требуется лицензия.

Третий пример. Школьный автобус, который собирает детей по сельским населенным пунктам и привозит их к месту учебы. Лицензия нужна и на него.

В общем, если в Вашей организации есть автобус, то на него следует получить лицензию (кроме исключений, представленных в списке выше). В том числе речь идет о небольших микроавтобусах, имеющих 8 или более пассажирских мест. Отнеситесь к данному вопросу внимательно.

Примечание. Если автомобиль, который по документам является автобусом, не используется для перевозки людей, то есть водитель ездит в нем в одиночку, то лицензия не требуется.

Срок получения лицензии

Что касается срока получения лицензии, то в соответствии со статьей 6 ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами” на оформление документа отводится 120 дней. Т.е. лицензия должна быть получена до 29 июня 2019 года.

Что касается организаций, которые до 1 марта 2019 года не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров, то они должны оформить лицензию до начала перевозок.

Особенности получения лицензии на автобус

В федеральный закон “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, добавлена новая статья 3.2, в которой описаны особенности лицензирования автобусных перевозок:

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

Данный пункт говорит о том, что сведения обо всех автобусах, используемых для перевозок людей, должны быть включены в специальный реестр лицензий.

То есть кроме оформления самой лицензии нужно внести сведения о каждом автобусе в специальный реестр.

2.

Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

Чтобы включить автобус в реестр или исключить его из реестра следует подать отдельное заявление.

Включение автобуса в список требуется для того, чтобы начать перевозки пассажиров на этом автобусе.

Что касается исключения автобуса, то его следует выполнить перед продажей транспортного средства. Ведь в противном случае новый собственник не сможет использовать данный автобус для перевозок:

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:…

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Для включения автобуса в реестр следует приложить к заявлению документ, подтверждающий право владения данным автобусом (договор купли-продажи, договор аренды и т.п.):

3. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами.

Что касается сроков включения автобуса в реестр, то на это у лицензирующего органа есть 3 рабочих дня:

Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения.

В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

То есть в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, а заявителю должен быть направлен документ, содержащий результаты рассмотрения.

Что касается полного порядка получения лицензии на автобус, то он рассмотрен в рамках отдельной статьи на pddmaster.ru:

Как получить лицензию на автобус?

Штрафы за отсутствие лицензии на автобусе

Штрафы за отсутствие лицензии при перевозке людей в автобусе предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП и составляют:

НарушениеНаказание
Отсутствие лицензиидля граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;для индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;для юридических лиц – 400 000 рублей.
Повторное отсутствие лицензиите же самые штрафы, но с конфискацией транспортного средства,либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обратите внимание, штрафы весьма внушительные. Так что если в Вашей организации есть автобусы, следует заняться получением лицензии и включением указанных автобусов в специальный реестр.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/novoe/licenzirovanie-0319.html

Обязательное лицензирование автобусных перевозок с 1 марта 2019 года

Вводится массовое лицензирование автобусных перевозок

С 1 марта 2019 года вводится обязательное лицензирование автобусных перевозок, которые ранее не подлежали обязательному лицензированию. Согласно Федеральному закону “О лицензировании отдельных видов деятельности” и в Федеральный закон “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” с 1 марта 2019 года обязательно лицензируются:

  • Перевозки школьников школьными автобусами
  • Перевозки туристов туристическими автобусами
  • Перевозки работников предприятия к месту работы, за исключением перевозки внутри территории предприятия
  • Перевозки организованных групп по заказу

Изменения коснулись статьи 12 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”:

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:…

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

Таким образом, с 1.03.2019 г перечень исключений в обязательном лицензировании изменен, теперь в него входят:

1. автобусы:

  • пожарной охраны,
  • скорой медицинской помощи,
  • полиции,
  • аварийно-спасательных служб,
  • военной автомобильной инспекции,
  • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны,
  • Вооруженных Сил Российской Федерации,
  • войск национальной гвардии Российской Федерации,
  • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации,

2.

перевозки, выполняемые автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

Таким образом, теперь в оформлении лицензии не нуждаются лишь перевозки автобусами государственных структур, а также автобусные перевозки, осуществляемые без выезда на дороги общего пользования (к примеру, по внутренней территории предприятий).

Все остальные случаи, когда перевозка людей осуществляется автобусами, требуют государственного лицензирования.

Разберем несколько примеров.

Нужна ли лицензия на доставку работников на предприятие? Да, с 01.03.19 г. лиценция обязательна.

Нужна ли лицензия для школьного автобуса, доставляющего учеников к месту учебы из отдаленных районов? Да, лицензия для школьных автобусов обязательна.

Вышеуказанные требования распространяются на автобусы, т.е. транспортные средства, в СТС и ПТС которых в графе Категория транспортного средства указано «D», тип транспортного средства – «автобус».
Если, к примеру, микроавтобус зарегистрирован в ГИБДД как «автобус», но не выполняет пассажирских перевозок, а используется владельцем для личных нужд – лицензирование не требуется.

Как получить лицензию на автобус

Порядок лицензирования автобусных перевозок регламентируется федеральным законом “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.
Статья 3.2, обязывает перевозчиков включать в лицензию все свои автобусы:

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

Каким образом включить автобус в реестр лицензий? В соответствии со ст. 2 для этого, равно как и для исключения из реестра автобуса, требуется письменное заявление лицензиата.

2.

Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

Для чего исключать автобус из реестра? Чтобы при продаже следующий собственник смог включить автобус в свою лицензию и использовать его для пассажирских перевозок.

Как быстро автобус включают в реестр лицензий?

Срок включения автобуса в реестр установлен законодательно, и не должен превышать трех рабочих дней.

Штраф за отсутствие лицензии на автобусе

Штраф за лицензию на автобус, а точнее, за отсутствие такой лицензии при перевозке людей предусмотрены статьей 14.1.

2 КоАП РФ и составляет 50 000 рублей для физических и должностных лиц, 100 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 400 000 рублей для юридических лиц.

В случае повторного нарушения последует уже конфискация транспортного средства, для юридического лица возможно даже приостановление деятельности сроком до трех месяцев.

КоАП РФ, Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии –
влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – ста тысяч рублей; на юридических лиц – четырехсот тысяч рублей.

2.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц – четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечания:1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Источник: http://voprosov-net.ru/novosti/obyazatelnoe-litsenzirovanie-avtobusnykh-perevozok-s-1-marta-2019-goda.htm

Лицензирование автобусных перевозок туристов откладывается. Минтранс не справился. Госдума не довольна

Вводится массовое лицензирование автобусных перевозок

Комитет Госдумы по транспорту и строительству провел обсуждение Положения о лицензировании автобусных перевозок

Госдума в октябре 2018  года  приняла закон о совершенствовании лицензированной деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, которым дополняется лицензирование перевозок по заказу и для собственных нужд.

В целях реализации данного закона Министерством транспорта был подготовлен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий утверждение «Положения о лицензировании перевозок пассажиров  и иных лиц автобусами» («Положение»).

Отдельные нормы данного «Положения» вызвали вопросы у  перевозчиков

По их словам, одни нормы включают в себя риски их неисполнения в установленные законом сроки, другие вообще являются избыточными и предъявляющими необоснованные требования к перевозчику.

В ходе заседания, проведённого комитетом, депутаты выслушали доклад о «Положении»  директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Алексея Бакирея.

«Часть требований («Положения») будет распространяться к соискателю лицензии, часть требований – к лицензиату. Потому что мы понимаем, что на этапе получения лицензии, не все требования могут предъявляться к лицензиату…. Далее.

Ну, соответственно, из тех требований, которые устанавливаются проектом акта, устанавливается перечень документов, которые обязан соискатель лицензии представить в лицензирующий орган.

Тоже постарались, чтобы этих документов было не больше, чем требуется, имея в виду, что если какие-то документы могут быть получены органом лицензирующим из информационных баз, то постарались избавить перевозчиков, где это возможно, от необходимости представления этих документов», – рассказал Алексей Бакирей.

Докладчик также обратил внимание на то, что ранее в Министерстве началась работа над внедрением риск-ориентированного подхода.

«У нас уже был проект постановления правительства, который предполагает установление категорий риска, в соответствии с которым будет устанавливаться периодичность плановых проверок… Таким образом, в случае, если перевозчик совершит определённое количество правонарушений,  он будет отнесён к той или иной категории риска и будет установлена периодичность проверок в отношении них. Если перевозчик не совершает правонарушение, тогда предполагается установление низкой категории риска и вообще отсутствие каких-либо плановых проверок», – заключил он.

По мнению комитета и транспортной общественности, новое положение о лицензировании, которое должно было сделать реализацию закона более совершенным и  отвечающим интересам перевозчиков, на самом деле вызвало серьёзную обеспокоенность перевозчиков.

«Конкретные примеры, вот та ж транспортная безопасность. То есть для включения в реестр лицензии надо пройти категорирование… Только лишь если этот процесс будет идти без сучка и без задоринки, это более месяца, а так и много дольше.

То есть лицо, купившее автобус, как минимум, месяц не может вообще заниматься его эксплуатацией, потому что должно заниматься категорированием, которым перевозчики других видов транспорта не занимаются», – пояснил глава аппарата комитета Ираклий Асламазов.

Спорной, по мнению комитета, также является ситуация с требованием об оснащении автобусов тахографами

«Мы тоже не так давно приняли закон, по которому правительство еще должно установить, какие транспортные средства подлежат оборудованию тахографами.

Этого постановления правительства еще нет, а в проект положения о лицензировании уже включается требование об оснащении тахографами как лицензированное требование.

То же самое: зачем это требование нужно как лицензионное требование, если оно уже вытекает из действующего закона и тем более в условиях, когда правительство еще ничего не определило… это уже не просто нелогично», – заявил он.

Вызвала ряд вопросов и норма о международных автобусных перевозках

По действующему сегодня закону “О международных перевозках” перевозчик обязан получить допуск. Если это будет включено в перечень лицензионных требований, то он еще раз должен будет в том же органе с тем же объмом требований, еще раз получить лицензию.

Глава комитет Евгений Москвичев в свою очередь добавил, что если Минтранс написал положение о лицензировании автобусных перевозок, то тогда нужно было делать положение о лицензировании всех видов транспорта новое, чтобы все были в равных условиях.

Также он добавил:
“Я конкретно говорю: в третьем чтении больше законов не будет, пока не будет проектов к документу, каких бы просьб не было со стороны органов исполнительной власти”, – заявил Евгений Москвичев.

С приведенными доводами согласились и пришедшие на заседание комитета представители транспортной общественности.

В частности, президент Московского транспортного союза Юрий Свешников отметил, что категорирование и планы обеспечения транспортной безопасности, на его взгляд, для соискателя лицензии совершенно избыточная норма, которая может привести к тому, что за те 120 дней, которые законодатели установили, транспортное сообщество в стране не сможет реализовать все эти вещи. «Причём это относится к тем автобусам, которые сегодня есть. Наверное, в большей части они откатегорированы, но речь идёт о том, что вновь приобретаемые автобусы должны включаться в реестр лицензий со всеми теми же самыми требованиями, то есть, если предприятие купило 100 новых автобусов, всё надо будет делать сначала», – рассказал он.

Генеральный директор организации по перевозке грузов в Твери «Прометей-ТВ» Владимир Исаев обратил внимание на ранее озвученное Минтрансом внедрение риск-ориентированного подхода для проведения проверок.

«Я изучал этот проект постановления, там действительно четыре степени риска, но Алексей Сергеевич (Бакирей) слукавил, потому что высокой степенью риска считается, если предприятие набирает 20 баллов. А 20 баллов, я вам скажу, если у предприятия 200 машин, то за одно постановление 300 баллов. Если на предприятии 50, то 100 баллов.

То есть, если у вас огромное предприятие, то вы сразу просто попадаете в эту группу высокого риска, и у вас каждый год будут проверять лицензионное требование.

Казалось бы, если у меня 300 автобусов, и я совершил, ну, пусть даже четыре ДТП, а у кого-то 50 автобусов, и у него четыре, его должны рассматривать в качестве группы риска, но по вот этому постановлению получается всё наоборот»,  – объяснил он.

По итогам проведенного заседания депутаты комитета совместно с транспортным сообществом договорились о переносе сроков вступления в силу закона и о подготовке предложений с выявленными спорными нормами.

«Я просил бы все-таки нормативные акты, которые вы делаете по уже подписанным Президентом законам, без комитета по транспорту не делать. Высылать их надо сюда, мы готовы давать замечания и отправлять.

Мы скоро за каждым нормативным актом закрепим вот сидящих здесь депутатов, и они раз в квартал будут отчитываться не передо мной, а перед председателем Госдумы», – заключил Евгений Москвичев.

Еще одна извечная проблема российского законотворчества привела к сбою – принятие закона без комплекта подзаконных актов. Напомним, ранее Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на обеспечение безопасности автобусных перевозок и повышение эффективности государственного контроля в этой сфере.

 Скачать закон > Также документ предусматривает оснащение всех транспортных средств тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля (что и как делать в соответствии с новым законом тут >).

Но как мы видим разработка Положения о лицензировании перевозок прошла не совсем удачно – проект документа содержит много спорных моментов, не устраивающих как законодателей, так и транспортников.

Однако, Ассоциация “Безопасность туризма” поддерживала и поддерживает принятие данного закона, так как проблема безопасности перевозок, в том числе туристов, весьма наболевшая.

Мы надеемся, что Положение доработают и наконец будет исключена возможность прикрываясь табличкой ЗАКАЗНОЙ уходить от процедур по обеспечению режима труда и отдыха водителей и оснащения автобусов тахографами, будут обязательными предрейсовый и послерейсовый контроль состояния водителей, а также технический осмотр транспортных средств перед выходом на линию. И главное – теперь турпоператорам и турагентам станет легче и спокойнее заключть договоры фрахтования автобусов.

Мы продолжем обсуждение данной темы на страницах очередного номера журнала “Безопасность индустрии туризма”.

Приглашаем вас еще раз изучить проект Положения и высказать свои предложения для его совершенствования. Все поступившие мнения будут обощены и направлены в Комитет Госдумы РФ по транспорту и строительству. 

Предложения можно направить на адрес: red@tourismsafety.ru

Источник: https://www.tourismsafety.ru/news_one_1185.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.