+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Структура государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда в Российской федерации: органы, уровни

Структура государственного управления охраной труда

Государственное управление в области охраны труда представляет собой одно из ключевых направлений госполитики. Его суть в создании условий для обеспечения достойной жизни, защиты здоровья работающего населения. Далее в статье будет подробно рассмотрена структура государственного управления охраной труда.

Общая характеристика

Организация охраны труда, государственное управление охраной труда предполагают разработку нормативных актов, определение требований к производственным средствам, используемым технологиям, гарантирующих безопасные рабочие условия, защиту здоровья и жизни персонала. В рамках госполитики утверждаются законы, обеспечивающие реализацию прав сотрудников на ОТ.

Цели

Система государственного управления охраной труда включает в себя комплекс мероприятий, которые выполняются уполномоченными инстанциями, наделенными надзорными, координирующими, разрешительными, регулирующими и прочими функциями. Основными целями политики выступают:

  1. Разработка и реализация федеральных отраслевых и региональных программ по улучшению рабочих условий.
  2. Содействие в планировании и выполнении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала.
  3. Предупреждение и устранение нарушений законодательных и нормативных предписаний по ОТ.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда?

Их определение и установление круга полномочий основывается на принципах федеративного устройства страны, зафиксированных Конституцией. По положениям 5 статьи, ими являются:

  1. Единство и целостность госвласти.
  2. Разграничение полномочий и предметов ведения региональных и федеральных институтов.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством. Его деятельность может осуществляться непосредственно либо через соответствующие институты власти. Органы государственного управления охраной труда реализуют полномочия по поручению Правительства.

Оно же определяет пределы их компетенции. Субъекты государственного управления охраной труда действуют в соответствии с Положениями, актами, регламентирующими взаимодействием между институтами исполнительной власти.

Указанные документы утверждаются правительственными Постановлениями.

Ключевой институт

В качестве него выступает Министерство труда. По заданию Правительства, оно реализует функции по выработке госполитики и нормативному регулированию отношений, связанных с ОТ. Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством путем самостоятельного принятия нормативных актов:

  1. Порядка подтверждения соответствия планирования мероприятий по ОТ установленным требованиям.
  2. Правил обучения и проверки знания нормативов по охране труда. Действие данного акта распространяется на всех работников, в том числе руководителей и нанимателей индивидуальных предпринимателей.
  3. Порядка направления на обучение по ОТ отдельных категорий лиц, застрахованных от профзаболеваний и несчастных случаев.
  4. Перечня услуг, для предоставления которых требуется аккредитация, правил ее проведения.
  5. Рекомендаций к численности работников и структуре службы охраны на предприятии.
  6. Правил по ОТ и типовых инструкций, стандартов безопасности.
  7. Методических рекомендаций по определению нормативных предписаний по охране труда.
  8. Типового положения о деятельности комиссии (комитета) по ОТ.

Остальные органы государственного управления охраной труда решают вопросы в рамках своей компетенции. Круг их полномочий определяется в Положениях и прочих нормативных актах. К примеру, по содержанию 100 статьи ТК (ч.

2), специфика рабочего времени, периода отдыха персонала, занятого на транспорте, в сфере связи и прочих секторах экономики, отличающихся особым характером деятельности, по правилам, устанавливаемым Правительством, определяется соответствующими федеральными институтами власти по согласованию с Минтрудом.

Государственное управление охраной труда в РФ – деятельность, предполагающая привлечение различных ведомств, министерств и учреждений. Особая роль ней отведена федеральным исполнительным институтам. Они осуществляют контрольно-надзорные функции, обеспечивая соблюдение нанимателями установленных требований по ОТ.

Государственное управление в сфере охраны труда предполагает выявление случаев нарушения нормативных предписаний, причин их допущения. Уполномоченные институты обязаны пресекать неправомерные действия.

Для этого они вправе применять профилактические, предупредительные, ограничительные меры воздействия, ориентированные на недопущение либо ликвидацию последствий несоблюдения положений законодательства и иных актов гражданами и юрлицами.

Нюансы

Федеральные институты, реализующие отдельные задачи по нормативно-правовому регулированию, контрольно-надзорные и разрешительные функции, должны все решения, которые принимаются ими, а также выполняемые мероприятия согласовывать с Минтрудом.

Положениями о министерствах устанавливаются их полномочия по ОТ. В частности, в акте, регламентирующем деятельность Министерства энергетики, утвержденном правительственным Постановлением от 12 окт. 2000-го г.

, предусматривается, что оно в рамках своей компетенции:

  1. Принимает участие в реализации госполитики по охране труда.
  2. Разрабатывает и утверждает отраслевые правила, целевые программы улучшения условий работы, контролирует их исполнение.
  3. Участвует в проверке знания требований ОТ руководителей и технических директоров (гл. инженеров) предприятий топливно-энергетического комплекса вне зависимости от типа собственности.
  4. Реализует мероприятия по обеспечению радиационной безопасности на объектах ТЭК.

Уровни государственного управления охраной труда

На территории субъектов госполитика по обеспечению безопасности производственной деятельности реализуется уполномоченными институтами власти в рамках их компетенции. Она, в свою очередь, определяется нормативными региональными актами, в соответствии с федеральным законодательством.

К примеру, в Тюменской области полномочия администрации субъекта, территориальных институтов власти, служб департаментов, комитетов, управлений устанавливается соответствующим Законом, принятым облдумой 12 фев. 1998 г.

В Москве компетенция институтов власти определяется Положением, утвержденным Постановлением столичного правительства от 23 дек. 1997 г. в ред. от 15 апр. 2003 г.

Правила и стандарты

Государственное управление охраной труда реализуется через утверждаемые нормативные акты. В их числе правила производственной санитарии и технике безопасности. Эти акты обязательны для соблюдения всеми работниками всех предприятий.

Стандарты и правила могут быть отраслевыми, межотраслевыми или приниматься на локальном уровне. Первые утверждаются уполномоченными ведомствами, министерствами, надзорными инстанциями, реализующими государственное управление охраны труда, совместно либо по согласованию с объединениями профсоюзов.

Такие нормативные акты действуют только в конкретной отрасли народнохозяйственного комплекса. Межотраслевые стандарты и правила включают в себя требования по безопасности для определенных типов работ или оборудования, производств, используемых в нескольких секторах.

Локальные документы принимаются на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности.

Инструкции

Они разрабатываются в соответствии с положениями, присутствующими в отраслевых и межотраслевых стандартах и правилах. Утверждение инструкций находится в компетенции ведомств, министерств, надзорных инстанций, реализующих государственное управление охраной труда.

На основании типовых актов, наниматели разрабатывают и утверждают локальные документы по ОТ. В таких инструкциях устанавливаются правила безопасного производства работ, поведения на предприятии, в том числе, в конкретных помещениях, строительных площадках и так далее.

Непосредственно на рабочих участках здоровье и безопасность персонала обеспечивается ответственными лицами. В качестве них, как правило, выступают начальники производств, цехов и пр.

В своей деятельности ответственные лица руководствуются ГОСТами, санитарными нормами и правилами, установленными для конкретного типа работ.

Постановление №1160

В соответствии с ним, разрабатываются все нормативные документы, через которые реализуется государственное управление охраной труда. Положения Постановления предъявляют определенные требования к актам, включающим в себя требования по ОТ. К таким нормативным документам относятся:

  1. Стандарты безопасности.
  2. Типовые инструкции и правила по ОТ.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и нормы, предусматривающие требования к производственным факторам.

Проекты актов по ОТ

Они разрабатываются:

  1. Ассоциациями, предприятиями, учреждениями, внебюджетными госфондами, объединениями.
  2. Федеральными институтами исполнительной власти, реализующими функции, связанные с выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием в предусмотренной сфере деятельности. При этом в разработке участвуют представители отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Проекты актов, включающие в себя требования по ОТ, направляются учреждениями, предприятиями, ассоциациями, внебюджетными госфондами, объединениями в федеральный исполнительный орган, реализующий функции госуправления охраной труда. В случае отсутствия такого института, документы предоставляются в Минтруд.

Направление проектов актов производится в электронной и бумажной форме. При этом при предоставлении документов федеральными институтами власти к ним прилагаются заключения отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Акты, в которых содержатся требования по ОТ, издаются Минтрудом после рассмотрения на заседании трехсторонней комиссии, уполномоченной на урегулирование социально-трудовых взаимоотношений.

Корректировка актов, включающих в себя требования по ОТ, производится Минтрудом. Порядок внесения изменений устанавливается правительственным Постановлением №1160. Корректировка актов производится:

  1. При изменении законодательных норм по ОТ.
  2. По итогам комплексного изучения состояния и причин профзаболеваний и производственного травматизма.
  3. По результатам анализа отечественного и международного опыта по совершенствованию нормативной базы, улучшению трудовых условий на предприятиях.
  4. В соответствии с оценкой итогов аттестации рабочих участков, а также показателей, достигнутых при внедрении новых технологий и оборудования.
  5. По предложениям федеральных исполнительных институтов или органов региональной власти, в том числе о сбалансированности актов, включающих в себя требования по охране труда, с международными нормами. Рекомендуемые мероприятия при этом должны быть обоснованы.

Профсоюзы могут участвовать в разработке госпрограмм по вопросам ОТ и состояния среды, составлении нормативных и прочих актов, регулирующих сферу охраны труда, экологической безопасности и профессиональных заболеваний. Кроме этого, объединения ведут повседневный мониторинг за исполнением установленных предписаний.

Безопасность жизнедеятельности

Ее следует рассматривать в качестве комплексной системы мер, направленных на защиту индивида и среды, в которой он обитает, от рисков, возникающих при определенной деятельности. Чем сложнее она будет, тем более компактной станет система обеспечения защиты. Для формирования безопасных условий при ведении деятельности необходимо решить следующие задачи:

  1. Выполнить полный анализ рисков, возникающих при осуществлении той или иной работы.
  2. Выработать результативные меры по защите человека и среды, в которой он находится, от обнаруженных опасностей. Мероприятия должны приносить максимальный эффект при минимуме затрат.
  3. Разработать меры по защите от остаточных рисков конкретной деятельности.

Обеспечение ОТ

Охрана труда реализуется через комплекс законодательных актов, правил, организационных, гигиенических, технических, социально-экономических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение работоспособности и здоровья человека в производственных условиях. В настоящее время ОТ рассматривается как важнейшая задача для руководителей предприятий и институтов госвласти.

Охрана труда имеет неразрывную связь с различными науками. Среди них физиология, психология, организация производства и экономика, промышленная токсикология, автоматизация технологического процесса и пр. При оздоровлении и улучшении условий профессиональной деятельности особое значение имеет применение передовых информационных средств.

Реализация мероприятий по уменьшению травматизма и заболеваемости способствует повышению активности работников, росту их производительности, сокращению производственных потерь. Кроме прочего, охрана труда тесно связана с экологической безопасностью.

Фильтрация стоков, газовых выбросов, поддержание плодородия и восстановление почв, борьбы с вибрацией и шумом, обеспечение защиты от воздействия электростатических полей и прочие мероприятия также способствуют формированию благоприятных производственных условий. Особая роль в этом принадлежит государству.

Федеральными и региональными властями разрабатываются различные программы, направленные на решения наиболее актуальных вопросов по ОТ. Выработка мероприятий при этом осуществляется с учетом специфики отраслей и видов деятельности, с принятием во внимание пожеланий самих работников и нанимателей.

Источник: http://fb.ru/article/292919/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoy-truda-v-rossiyskoy-federatsii-organyi-urovni

Государственное управление охраной труда

Структура государственного управления охраной труда
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственное управление охраной труда

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда. Именно эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить достойные условия работы и необходимую безопасность для сотрудников. К тому же, управление охраной трудового процесса осуществляется на уровне государства.

Понятие государственного управления охраной труда

Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий.

Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

  • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
  • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
  • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
  • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку.

В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса.

Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

Внесение изменений в эти нормативные документы возможно только в отдельных случаях.

К примеру, если изменяться нормы законодательства РФ об охране труда или на основании использования международного опыта.

Помимо этого, свои предложения по изменению существующих правил охраны труда могут вносить органы исполнительной власти всех уровней.

При разработке некоторых программ, к примеру, о профессиональных болезнях или экологической безопасности, могут брать участие и профсоюзные организации.

Органы государственного управления охраной труда

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации.

Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами.

Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют  соответствующие федеральные органы.

И эти органы в первую очередь должны находить случаи, когда нарушаются условия труда, и пресекать их.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда.

Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда.

Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Эта система организаций обязательна для того, чтобы проводить надзор за соблюдением норм закона обеими сторонами трудовых отношений.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства.

Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах.

Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.