+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Olga · 02.05.2017

Система нормативного регулирования предназначена для правильного формирования данных на предприятиях разной направленности. В нашем государстве установлена нормативная иерархия, которая регулирует соблюдение единых правил при оформлении отчетной документации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяет избежать большинства изъянов в оформлении отчетности.

Меры по улучшению системы

Правительство РФ является главным органом, осуществляющим руководство и контроль ведения учета на коммерческих и бюджетных предприятиях.

Оно предоставляет основные положения, которые регламентируют последовательность грамотного ведения бухгалтерской документации в соответствии с направлением производственной деятельности предприятия и определенным уровнем системы регулирования бухгалтерского учета. Организация бухучета в РФ происходит по всем международным стандартам.

Для обеспечения более эффективной работы системы ежегодно проводятся меры по:

  • усовершенствованию способов регулирования бухгалтерского учета;
  • обновлению стандартов базы нормативных документов;
  • обеспечению доступными и эффективными источниками информации о нововведениях и изменениях посредством указаний, комментариев и инструкций;
  • повышению уровня подготовленности специалиста с помощью курсов для роста квалификации и применению более современных методов для ведения отчетности;
  • обеспечению сотрудничества с зарубежными конторами, которые занимаются модернизацией системы оформления отчетности.

Сотрудники обязаны четко и своевременно регистрировать все имущество предприятия, сопровождающие его операций и возникающие обязанностей, а также формировать баланс трат и доходов. По нему можно судить о рентабельности производства и прогнозов его развития организации на будущее.

Принципиальность процесса регулируется ФЗ No129, который был принят в 1996 году. Посредством него становится возможным:

  • определение общей основы ведения отчетности;
  • выполнение задач, обеспечивающих реализацию целей;
  • информирование всех заинтересованных лиц о состоянии предприятия;
  • контроль за сохранностью нужных сведений.

Документальное регулирование

Система регулирования состоит из ступеней, включающих документацию:

  • Законодательную. Эти акты появляются благодаря решениям, принятым Правительством и президентом.Первый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
  • Нормативную. Документацию разрабатывают Минфин РФ, Центральный банк, то есть те государственные учреждения, которые получили подобные полномочия от вышестоящих органов федерального значения. Примером могут стать «Положения по бухгалтерскому учету», который увидел свет 29.08.98 года. Данный свод документов содержит 22 стандарта. Этовторой уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, он содержит в себе главные моменты, на которые нужно ориентироваться при ведении бухгалтерского учета и отчетности. Руководствоваться им должны все коммерческие и бюджетные предприятия РФ, кроме тех, что занимаются кредитованием.
  • Методическую. С помощью этих инструкций, рекомендаций и методических пособий разъясняется и уточняется смысл той информации, что находится в документах более высоких уровней. Этотретий уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.Использование подобных источников не несет обязательного характера, но незнание имеющегося в них материала не освобождает от ответственности за неправильное ведение отчетности. Без плана счетов невозможно грамотно организовать бухучет производственной деятельности предприятия.
  • Организационную. Указанныйуровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют те акты, что локализуются непосредственно на предприятиях разной направленности. Основанием для них становятся документы предыдущих уровней. Исполнение их требований распространяется только то учреждение, где они были созданы. Это система нормативно-правового регулирования четвертого уровня.Для сотрудников, работающих в компании, соблюдение положений, прописанных в документах организационного уровня, не подлежит обсуждению. Ярким примером может стать так называемая учетная политика, содержащая все главные принципы по ведению учета на этом предприятии. Подготовка к утверждению и дальнейшее применение регламентируется самостоятельным решением руководителя.

Система регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являет собой единственный грамотный способ формирования отчетности. Пренебрежение ею грозит определенными санкциями. Последняя ступень элементов бухгалтерского учета возникает вследствие совместной работы бухгалтеров, экономистов и юристов предприятия. Результат должен:

  • соответствовать всем существующим нормам и нормативной документации;
  • быть подтвержден подписью руководителя организации;
  • дополнять документы предыдущих уровней необходимы деталями;
  • корректировать общие требования под особенности ведения отчетности в конкретной организации.

Преимущества систематизации процесса

Главным положительным моментом четырехуровневой системы формирования отчетности можно считать непосредственный контроль государственной власти за ведением бухгалтерского учета (статья 71 Конституции РФ). Это происходит путем регулярного обновления и совершенствования основополагающих концепций.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет объединить в себе такие виды учета, как статистический, бухгалтерский и оперативный. Это взаимодействие обеспечивает идеальное сочетание, которое помогает проводить анализ рентабельности предприятий без каких-либо упущений.

Следующим по важности плюсом становится создание условий для повышения квалификаций уже работающих специалистов, а также предоставления новому поколению экономистов и бухгалтеров возможностей для обучения самым современным технологиям, которые на сегодняшний день существенно облегчают работу людей этих специальностей. С их помощью уменьшается риск возникновения ошибочных данных и ситуаций, используемых для мошенничества.

В общем, четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета является отличным методом всестороннего контроля и полноценного ведения производственной деятельности предприятия.

Новый закон о бухгалтерском учете:

Источник: http://buh-u4ety.ru/osnovy/ponyatiya/normativnoye-regulirovanie.html

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Последние годы система регулирования и ведения бухгалтерского учета подвергается значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, бухгалтерский учет контролируется государством. В настоящее время происходит снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета.

В разработке национальных стандартов принимают участие профессиональные организации. При совершенствовании национальной системы используются нормы учета из международных стандартов. При этом развитие учета должно идти как одна система, включающая статистический, бухгалтерский, оперативный учет. Развитие должно отражать экономические изменения в стране.

Перед развитием бухгалтерского учета и отчетности стоят такие задачи, как формирование информации о деятельности предприятий, которая была бы полезна внутренним и внешним пользователям.

Основные направления развития – повышение качества информации, создание условий для применения международных норм, усиление контроля качества отчетности, изменение системы с разумным сочетанием деятельности государственных органов и сообщества профессионалов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система нормативного регулирования– это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов. Методологическое руководство по бухгалтерскому учету осуществляется Правительством РФ.

Приоритет регулирования предоставлен Министерству финансов, которое осуществляет разработку, утверждение документов по методике организации учета и отчетности. Утвержденные им документы составляют основу системы нормативно-правового регулирования, обязательны для применения.

Другие органы не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие указаниям МинФина РФ. Одни из норм обязательны к применению, другие носят рекомендательных характер.

Система регулирования бухгалтерского учета

В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;

2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;

4 – й уровень – рабочие документы организации.

Первый уровень. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.

Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.

Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.

В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Задачи закона «О бухгалтерском учете»

  1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
  2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
  3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

Второй уровень. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ПБУ)

Определение 1

ПБУ – стандарты, регламентирующие порядок учета активов, обязательств, хозяйственных событий. Принимаются Минфином РФ. Соблюдение обязательно при составлении отчетности и ведении регистров учета.

Третий уровень. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению

Он содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего учета. Счета обязательны для применения, а субсчета используются по мере необходимости.

Предприятие может уточнять содержание отдельных, исключать или объединять, вводить новые субсчета. Это делает план счетов более гибким, адаптирует его к любым новым обстоятельствам.

Инструкция к плану счетов определяет основные принципы и порядок ведения учета. В нем раскрываются структура и назначение отдельных счетов.

Методические указания – это документы, уточняющие отдельные действующие нормы. Большую часть составляют рекомендации по применению части глав Налогового Кодекса.

Четвертый уровень. Рабочие документы организации

Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных.

Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета.

Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

Рисунок 1.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/suschnost_i_soderzhanie_buhgalterskogo_ucheta/sistema_normativnogo_regulirovaniya_buhgalterskogo_ucheta_i_otchetnosti_v_rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.