+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

Содержание

Декларация соответствия условий труда: сроки сдачи, куда предоставляется, как заполнить

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

C 2014 года аттестация рабочих мест была заменена процедурой СОУТ. Ее в обязательном порядке обязаны были выполнять все компании, а также предприниматели с наемными сотрудниками.

Во время процедуры спецоценки происходит проверка условий на трудовых местах работников, и если они получают статус допустимых, то должна быть оформлена декларация соответствия условий труда: образец заполнения в 2019 году.

Сроки предоставления декларации

Специальная оценка условий труда выполняется на предприятии экспертной компанией с аккредитацией. После того, как выполнены все необходимые процедуры, оформляется отчет. Комиссия, заранее сформированная на предприятии, должна изучить и подписать этот документ.

В ситуации, когда исследователями на трудовых местах предприятия не было обнаружено опасных либо вредных воздействий, то субъекту бизнеса необходимо составить и сдать декларацию соответствия. Приказ Минтруда устанавливает, что это необходимо сделать в срок 30 рабочих дней с того момента, как произведено утверждение отчета.

Период действия этого документа — пять лет. В время этого периода необходимо, чтобы на предприятии не было зафиксировано ни одного несчастного случая, а также у сотрудников не были обнаружены профзаболевания. Если эти условия выполнены, то период действия декларации увеличивается на следующие 5 лет — оформлять и сдавать бланк снова нет необходимости.

Внимание! Компаниям, у которых была оформлена аттестация рабочих мест, подавать декларацию не требовалось. Однако 2018 год последний, когда действовали результаты той процедуры, а значит этим субъектам бизнеса в течение года необходимо будет провести СОУТ и передать документ.

В 2016 году в закон о СОУТ был подвергнут изменениям. С 1 мая в декларации стало необходимо заносить не только безопасные места, а также оптимальные и допустимые. При этом для отражения таких изменений в ранее сданных документах применялась уточненная декларация соответствия условий труда.

Время сдачи уточненной декларации не было конкретно прописано ни в принятых изменениях в законе, ни в выпущенном затем письме Минтруда. Однако некоторые региональные госинспекции по труду рекомендовали соблюдать срок, установленных для простых деклараций — 30 рабочих дней с момента отражения изменений в законе, т. е. до 16 июня 2016 года.

Куда предоставляется

Фирмы, а также предприниматели с привлеченными работниками, у которых на трудовых местах после выполнения СОУТ не обнаружены вредные и опасные факторы, должны сформировать и отправить в местную государственную трудинспекцию декларацию соответствия. Компаниям необходимо сдавать ее в орган по месту своего расположения, а предприниматели — по месту своей регистрации (прописки).

Способы предоставления

Приказ Минтруда предусматривает несколько способов подачи данной декларации:

  • Подать бумажную декларацию лично в руки;
  • Отправить декларацию при помощи почтового отправления. Оно должно быть заказным, с уведомлением о получении, а вложение должно быть описано;
  • Подать в электронном формате путем внесения сведений в форму на портале Роструда. При этом сам бланк перед отправкой должен быть подписан квалифицированной ЭЦП работодателя.

Скачать образец декларации на 2019 год

Скачать образец декларации СОУТ в формате Word.

Образец заполнения декларация соответствия условий труда в 2019 году

Рассмотрим на примере декларация соответствия условий труда образец. Необходимо помнить, что с февраля 2017 года применяется новый бланк декларации, и отчитываться необходимо только с использованием его.

Данная форма является строгой, поэтому работодатели не наделены правом изменять ее по своей необходимости. Заполнение сводится к внесению сведений в пустые графы документа.

В первые графы нужно внести полное название организации либо Ф.И.О. предпринимателя. Далее записывается юридический адрес и адрес, по которому осуществляется деятельность (если они различаются). В последнюю очередь здесь необходимо указать коды ИНН, КПП и ОГРН для компании, либо ИНН и ОГРИП для предпринимателя.

После этого необходимо указать рабочие места, какие после выполнения процедуры СОУТ были признаны безопасными, оптимальными либо допустимыми.

Информацию нужно проставлять в следующей последовательности:

  • Обозначение должности, специальности, профессии — так, как это указано в справочнике должностей;
  • Номера рабочих мест — их необходимо перенести из экспертного отчета по процедуре СОУТ. Места могут быть проставлены через запятую, либо указан диапазон через тире. Если было проведено исследование мест, которые признавались аналогичными, то такому рабочему месту обычно присваивается буквенный код.
  • Число сотрудников, которые выполняют обязанности на данных местах.

Затем проставляются реквизиты оформленного экспертного отчета — его дата и порядковый номер.

Далее необходимо указать сведения о компании, которая выполняла процедуру СОУТ — ее наименование, а также присвоенный номер в общем реестре компаний, каким выдана аккредитация на ведение данной деятельности.

Закончить заполнение декларации необходимо путем указания даты, проставления подписи ответственного лица и печати субъекта бизнеса.

Ниже располагается блок граф «Сведения о регистрации декларации». В него данные заносит контролирующий орган при получении декларации.

Что делать если получили отказ в принятии декларации

В приказе Минтруда прописана только одна причина, по какой госорган может отказаться принимать оформленную декларацию — если она сдается не по обязательной форме. Особенно актуально это требование стало в связи с изменением самого вида декларации.

По всем прочим причинам отказать в регистрации документа Инспекция по труду не имеет права.

Внимание! Если все же госорган выносит отказ, то он должен вернуть ее назад организации при помощи почтового отправления, а также приложить письмо с уведомлением о причинах отказа. Установлено, что это необходимо выполнить в течение 10 дней с момента подачи заполненного бланка.

После того, как ошибки устранены, компания может отправить документ повторно.

Нужно ли подавать новую декларацию при увеличении рабочих мест

Закон устанавливает, что если в организации появляются новые рабочие места, то необходимо внепланово провести процедуру СОУТ, чтобы исследовать наличие на них вредных факторов.

В случае, когда проведенная проверка не определила вреда для работников, то после подписания отчета необходимо в установленный срок подать декларацию.

Отдельного внимания заслуживает создание нового рабочего места, если на аналогичных местах ранее уже проводилась процедура СОУТ. По закону, если у работодателя есть места, которые подходят под определение аналогичности, то СОУТ можно проводить только на 20% из них, а результаты распространять на все целиком.

Внимание! Поэтому, при создании новых аналогичных мест, необходимо произвести подсчет — будет ли количество мест, на которых ранее проводился СОУТ все также занимать 20% от общего числа мест, с учетом вновь созданных. Если да, то внеочередную спецоценку проводить не нужно, а также подавать декларацию. Если же нет — процедура выполняется, и по ее результатам оформляется соответствующий документ.

Помогите нам в продвижении проекта, это просто:
Оцените нашу статью и сделайте репост! (1 5,00 из 5)

Источник: https://buhproffi.ru/kadry/deklaratsiya-sootvetstviya-uslovij-truda-sroki-sdachi-kuda-predostavlyaetsya-kak-zapolnit.html

Декларация рабочих мест по СОУТ

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

В первую очередь для уменьшения размера отчислений страховых взносов на работников, которые не работают в опасных или вредных условиях. Кроме того, сотрудникам, занятым в безопасных условиях, не надо дополнительно доплачивать за вредность.

Это не значит, что надо экономить на своих сотрудниках. Это значит, что надо создавать рабочие места, которые соответствуют государственным нормативам. В этом случае и сотрудники здоровы, и работодателю легче в финансовом плане.

Тем не менее существуют должности, которые изначально включены в списки вредных или опасных (например, все, кто работает под землей), и как ни крутись, но поделать с этим ничего нельзя.

В отношении этих работ установлены дополнительные тарифы страховых взносов, которые могут составлять до 8 процентов (опасные условия труда).

Таблица дополнительных тарифов страховых взносов

Условия трудаКлассТариф
Оптимальные10
Допустимые20
Вредные*3.12
3.24
3.36
3.47
Опасные48

* Установление классов условий труда определяется Методикой, утвержденной Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Но можно закупить и выдать работникам новые и современные средства индивидуальной и коллективной защиты, провести внеплановую спецоценку и снизить класс вредности (законодательство это позволяет, за исключением 4 класса, этот класс не снижается), а следовательно, уменьшится размер отчислений и будет составлять не 7 (класс вредности 3.4), а, скажем, 2 процента (класс вредности 3.1).

Поэтому оценка рабочих мест — деятельность, необходимая не только в силу закона, но и по экономическим причинам.

Куда подавать декларацию СОУТ

В территориальный орган государственной инспекции по труду (туда, где предприятие зарегистрировано), или, проще, ГИТ.

Кто сдает декларацию по спецоценке условий труда

Работодатель или его доверенное лицо.

Форма документа утверждена приложением № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Заполняется и подается работодателем в государственную инспекцию по труду (территориальный орган) в порядке, который изложен в приложении № 2, в течение 30 дней с даты утверждения отчета по спецоценке.

Форма подачи может быть:

  • личная (посетить государственную инспекцию и отдать документы на бумажном носителе);
  • в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду (в этом случае подписывается электронной цифровой подписью);
  • через Почту России (так же, как и лично, только ездить никуда не надо).

Трудовая инспекция обязана проверить присланное в течение десяти рабочих дней, и если все заполнено правильно, принять и зарегистрировать.

Если документы заполнены неправильно по форме или в них отсутствуют необходимые сведения, их вернут на доработку.

Декларация не подается в отношении следующих рабочих мест (даже если условия работы на них оптимальные или допустимые с учетом применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты):

  • которые включены в списки, утвержденные Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, и работа на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • на которых сотрудникам при поступлении на работу сразу предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями работы;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и(или) опасные условия труда.

Как часто надо декларировать рабочие места

Если в последующие пять лет на декларируемых рабочих местах не произойдет несчастный случай или работник не приобретет профессиональное заболевание (которое должно быть установлено медицинской комиссией), действие декларации считается продленным на следующие пять лет, что дает работодателю право не проводить СОУТ по данным рабочим местам в этот период.

Если произойдет несчастный случай или появятся иные причины (полный список указан в статье 17 закона № 426-ФЗ), работодателю придется организовать внеплановую спецоценку, а действие документа будет аннулировано.

Особенности заполнения

Источник: https://clubtk.ru/forms/sout/deklaratsiya-rabochikh-mest

Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

В этом году кадровики и бухгалтеры, выполняющие их функции в небольших организациях, вынуждены следить за многочисленными новшествами, которые связаны со спецоценкой условий труда. Так, с 8 июня начала действовать введенная в этом году декларация соответствия условий труда, которую работодатель обязан подать в трудовую инспекцию.

А со следующего года вводятся новые штрафы для тех, кто не провел специальную оценку условий труда — для компаний максимальный штраф может составить 200 тыс. рублей. Кому грозят подобные штрафы? Каким работодателям стоит провести специальную оценку немедленно? Кто должен подавать названную декларацию? Ответы на эти вопросы — в настоящей статье.

Вводная информация

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (см.

«С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). При этом на практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка.

Например, аттестацию проводить были не обязаны, а специальную оценку провести ещё не успели.

Принимая во внимание, что наказание за непроведение специальной оценки вскоре ужесточится, мы расскажем:

– в какие сроки нужно обязательно провести специальную оценку;

– какая ответственность грозит, если проигнорировать эту процедуру;

– кому, когда и как подавать декларацию соответствия условий труда, действующую с 8 июня 2014 года (утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).

Сроки проведения специальной оценки

Специальная оценка может проводиться:

– внепланово (в течение шести месяцев со дня наступления случаев, прямо перечисленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ);

– по инициативе работодателя, до истечения срока действия результатов прежде проведенной аттестации (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Также предусмотрены и плановые сроки проведения спецоценки.

Плановые сроки проведения специальной оценки условий труда

УсловияСрок проведения специальной оценки
Рабочие места были аттестованы до 1 января 2014 года.Специальную оценку нужно провести не позднее 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Совокупность условий:- рабочие места не были аттестованы;- профессии, должности и специальности работников не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;- условия труда на рабочих местах не являются вредными и (или) опасными.Специальная оценка может проводиться поэтапно (то есть, в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части). Перечень оцениваемых поэтапно рабочих мест определяется комиссией, создаваемой работодателем. Оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Отдельно отметим неурегулированный законом случай. Возможна ситуация, когда у работодателя есть не аттестованные рабочие места, занятость на которых предполагает назначение досрочной пенсии, а работникам, которые трудятся на этих местах, положены гарантии и компенсации за вредность и (или) опасность (п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Для такого случая срок проведения спецоценки не установлен. Однако именно в этом случае затягивать с проведением специальной оценки не следует. Дело в том, что условия труда на таких рабочих местах заведомо являются вредными и (или) опасными, поэтому вероятность их проверки контролирующими органами самая высокая.

Причем, если в марте чиновники признавали, что специальную оценку до вступления в силу некоторых документов можно не проводить (см. «Минтруд: компании пока не обязаны проводить специальную оценку условий труда»), то теперь обстоятельств, которые позволили бы работодателю отложить спецоценку, не существует.

С 8 апреля 2014 года действует Методика проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н).

Если же инспекторы выявят, что до 2014 года аттестация не проводилась (или ее результаты уже не действительны), а работодатель до сих пор не провел спецоценку, то риск привлечения к ответственности очень высок.

Административная ответственность в 2014 году

Проведение специальной оценки условий труда контролирует Роструд и его территориальные органы (ст. 25 Закона № 426-ФЗ).

В 2014 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать, в том числе, за непроведение специальной оценки условий труда:

К кому применяетсяАдминистративная ответственность
Организации– штраф от 30 до 50 тыс. рублей;- приостановление деятельности до 90 суток.
Индивидуальные предприниматели– штраф от 1 до 5 тыс. рублей;- приостановление деятельности до 90 суток.
Должностные лица организации– штраф от 1 до 5 тыс. рублей;- дисквалификация от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Однако с 1 января 2015 года в КоАП РФ добавляется новая статья — 5.27.1, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

Административная ответственность с 2015 года (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

К кому применяетсяАдминистративная ответственность
Организации– предупреждение;- штраф от 60 до 80 тыс. рублей;- штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
Индивидуальные предприниматели– предупреждение;- штраф от 5 до 10 тыс. рублей;- штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
Должностные лица– предупреждение;- штраф от 5 до 10 тыс. рублей- штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Как выбрать организацию для проведения специальной оценки

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с независимой организацией (организациями), которая привлекается по гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в статье 19 Закона № 426-ФЗ.

При этом организации, которые раньше были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда вправе уже сейчас проводить специальную оценку при соблюдении одного условия: их аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) действительны по состоянию на 1 января 2014 года. Спецоценка может проводиться такими организациями до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Если же срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 году, то спецоценка может быть проведена до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Заметим, что на сегодняшний день множество организаций готовы провести специальную оценку условий труда и активно предлагают свои услуги на рынке. При выборе организации для проведения спецоценки желательно проверить, включена ли она в реестр аккредитованных Минтрудом оценщиков.

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки

По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

– ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);

– разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);

– сообщить в ФСС  сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года (далее — Порядок № 80н).

Как подать декларацию соответствия

Декларацию обязаны подавать все работодатели, которые провели специальную оценку  и не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном рабочем месте. Декларация представляется в государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

Декларацию соответствия можно представить в трудовую инспекцию (п.п. 3-4 Порядка №80н):

– лично;

– по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);

через интернет на официальном сайте Роструда, если декларация  подписана квалифицированной электронной подписью.

Срок подачи декларации и срок ее действия

Представить декларацию потребуется не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка № 80н). Получается, что если специальную оценку условий труда в 2014 году не проводить, то при наличии действующих результатов аттестации рабочих мест, подавать декларацию не нужно.

Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлится еще на пять лет.

Если же в этот период у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится.

И работодателю потребуется провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Источник: БухОнлайн.ру

Источник: http://sintez-npk.ru/index.php/42-novosti-sajta/2014-god/107-spetsotsenka-uslovij-truda-vybiraem-otsenshchika-i-podaem-deklaratsiyu-sootvetstviya

Какие ошибки допускают при декларировании рабочих мест?

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

С 1 мая 2016 года работодатель должен подавать декларацию не только на рабочие места, на которых не обнаружены вредные факторы, но и на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. Если же декларация к этому моменту была зарегистрирована, необходимо подать уточненную декларацию.

Практика оформления и подачи этого документа выявила несколько типичных сложностей. Они возникают как на стадии работы с экспертами организаций, проводящих спецоценку, так и в ходе регистрации деклараций в государственных инспекциях по труду. Расскажем о пяти самых распространенных проблемах.

Информацию о вредных факторах рабочих мест предоставляют на основании недостоверных данных

Эксперт, проводящий спецоценку, выявляет вредные факторы на рабочем месте в ходе идентификации. Ее результаты оформляет в виде заключения, которое передает в комиссию по спецоценке. Оно может быть:

  • выдано на основании документальной оценки условий на рабочем месте без идентификации, то есть по формальным признакам;
  • сформировано на основании данных производственного контроля. Такое заключение будет некорректным, так как параметры вредных факторов, полученные при производственном контроле, могут отличаться от оценочных критериев, полученных в ходе идентификации;
  • сформировано на основании не полных данных. Например, может отсутствовать информация о том, что думает работник об условиях труда. Оно может быть проигнорировано комиссией или экспертом.

На основании этих данных оформляют декларацию соответствия условий труда. Но каждый из перечисленных пунктов является достаточным, чтобы документ оказался недостоверным. В результате возникнут проблемы с ее регистрацией декларации.

Чтобы избежать негативного результата, комиссия еще на стадии подготовки к спецоценке должна сформировать перечень рабочих мест, на которые предположительно будет оформлена декларация. Это такие места, на которых не предполагается обнаружить вредные или опасные условия труда. Сведения о них нужно занести в протокол заседания комиссии.

Затем этот перечень нужно сверить с данными, предоставленными экспертом. Если сведения не совпадут, комиссия должна направлять эксперту письменный запрос с просьбой разъяснить, на каком основании сделаны выводы об отсутствии вредных факторов на рабочем месте.

Некомпетентность членов комиссии по спецоценке

Комиссия и представители работодателя не вправе вмешиваться в работу эксперта. Но закон о спецоценке не исключил «договорных отношений». И члены комиссии, утверждая перечень рабочих мест, высказывают эксперту определенные пожелания по количеству аналогичных рабочих мест или мест, на которые нужно составить декларацию.

Если эксперт пойдет на уступки, он может, например, не идентифицировать некоторые вредные факторы. Тогда количество инструментальных замеров и измерений уменьшится, что приведет к снижению стоимости спецоценки.

Важно: Если не вовремя подать декларацию, работодателя могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей. А за повторное нарушение грозит штраф до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Но любая жалоба работника на результаты работ приведет не только к дискредитации эксперта и работодателя, но и к их финансовым потерям.

Комиссия также не уполномочена оформлять декларации соответствия. Эту работу нужно поручить штатному специалисту по охране труда.

Если же доверить экспертам, проводившим спецоценку, составить данные документы, это может повлиять на объективность отчета по спецоценке. Эксперту выгодно убедить работодателя в наименьшем количестве рабочих мест, на которые нужно оформлять декларацию.

При этом у работодателя прямо противоположная цель. Обе позиции диаметрально противоположны. Возникает конфликт интересов.

Поэтому привлечь их можно только как консультантов.

На каждое рабочее место оформляют отдельную декларацию

Ни Минтруд России, ни Роструд не дают рекомендаций, нужно ли оформлять декларации на каждое рабочее место или можно оформить одну декларацию на все рабочие места. К различным вариантам оформления лояльно относится и ГИТ. Поэтому многие работодатели не видят, какие последствия могут наступить, если оформить одну декларацию на все рабочие места.

Если произойдет несчастный случай, то декларация прекратит свое действие, а работодатель будет обязан провести внеплановую спецоценку на всех рабочих местах, на которые декларация была оформлена (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтому рекомендуем оформлять декларации на каждое рабочее место, где отсутствуют вредные факторы или условиям труда присвоен 1-й или 2-й класс.

Ошибки при подаче декларации

Декларация соответствия может быть подана работодателем несколькими доступными вариантами (приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н):

  • лично;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив декларацию на официальном сайте Роструда.

Роструд (ГИТ) вправе не принять декларацию, если она не соответствует форме, утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

В этом случае декларация будет отправлена по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме должны быть указаны причины, по которым возвращают отчетность.

Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе.

Устранив нарушения, можно подать декларацию повторно.

Необоснованный отказ в приеме декларации необходимо сразу обжаловать в административном либо в судебном порядке.

Поэтому важно иметь документы, подтверждающие, что декларация была направлена в ГИТ. Иногда работодатели не уделяют этому должного внимания.

Не редко при приеме документов часть из них может оказаться незарегистрированной по вине «человеческого фактора» либо иным причинам. В дальнейшем это может привести к проблемам с ГИТ.

Например, инспектор в ходе проверки вправе запросить документы, подтверждающие регистрацию декларации. Если таких документов нет, работодатель не сможет подтвердить, что декларация предоставлена.

В итоге инспектор выпишет штраф.

Источник: https://primtrud.ru/content/kakie-oshibki-dopuskayut-pri-deklarirovanii-rabochih-mest.html

Декларация СОУТ куда подавать

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 — 4, 7 и 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред.

Декларация соответствия условий труда в 2018 году: кому и как заполнять

Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.

1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

6.

Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В каких случаях подается

Если по итогам СОУТ некоторые или все рабочие места признаны оптимальными или допустимыми — наниматель обязан подать в отношении этих мест декларацию.

Документ не подается в отношении рабочих мест, на которых условия труда признаны вредными или опасными.

Сроки подачи и куда подавать

В течение 30 дней с даты утверждения отчета его надо отправить в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (по фактическому адресу нахождения компании).

Сдает документ работодатель или его доверенное лицо.

Сдать декларацию можно:

  • в бумажном виде лично;
  • отправить почтой;
  • посредством электронной почты, подписав документ цифровой подписью, заполнив форму на сайте Федеральной службы по труду и занятости.

Сотрудники Трудовой инспекции обязаны проверить принятые документы. На проверку отводится десять рабочих дней. Если ошибок в заполнении формы не найдено, документ будет принят и зарегистрирован. В противном случае документ вернут на доработку.

Декларация по спецоценке условий труда

Работодатели обязаны своевременно подавать декларацию по СОУТ

Красильникова В. С.,
практикующий бухгалтер

Все работодатели обязаны подавать декларацию в отношении рабочих мест, признанных безопасными по результатам идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.

Вопросы безопасности труда актуальны во всех производственных сферах. Случаи травматизма сотрудников, возникшие в процессе выполнения работы, нередко являются предметом судебных разбирательств. Создание безопасных условий труда для работников законодательно закреплено положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Последние изменения в законодательстве о СОУТ

Стремительный рост числа микропредприятий, безусловно, позитивный с точки зрения микроэкономики и динамики развития малого бизнеса, привел к увеличению производственного травматизма в масштабах страны.

Создание безопасных рабочих мест требует затрат со стороны работодателя.

Мелкий предприниматель часто не в состоянии оборудовать для своих работников рабочие места, отвечающие требованиям действующего законодательства.

Хозяйственная деятельность нередко ведется в условиях, абсолютно не приспособленных для выпуска продукции, особенно характерно это для предприятий пищевой промышленности.

Предприниматели, к примеру, разворачивают производство хлебобулочных изделий на территории гаражных кооперативов, в непригодных для ведения этого вида деятельности помещениях, в антисанитарных условиях.

Естественно, рабочие места на таких предприятиях не соответствуют базовым положениям охраны труда.

Чтобы защитить здоровье работников, вынужденных трудиться у мелких предпринимателей, сотрудники Министерства труда и социального развития России разработали ряд документов, направленных на соблюдение мер по технике безопасности на каждом рабочем месте.

Среди них – приказ от 07.02.2014 № 80н, который обязал всех работодателей проводить оценку условий труда и представлять в контролирующие органы отчет один раз в 5 лет. Таким отчетом, согласно данному приказу, является декларация по спецоценке условий труда.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и(или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Законодательно обязанность аттестации рабочих мест введена с 2014 года. Самостоятельно оценить условия труда своих рабочих на соответствие предъявляемым государством требованиям предприятие не всегда способно, т. к.

существует целый ряд нюансов, известных только специалистам по охране труда.

К ним относятся параметры звукоизоляции, работа систем вентиляции, уровень освещенности рабочего места, наличие защитных кожухов у движущихся частей механизмов и т. д.

Поэтому оценку рабочих мест проводят специально подготовленные специалисты – это может быть юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и внесенное в государственный реестр. Перечень лиц, имеющих право на составление отчета по спецоценке условий труда любого предприятия, приведен на официальном сайте регионального департамента по труду и занятости населения.

Услуга по оценке условий труда является платной, стоимость ее варьируется в зависимости от объема работы оценщика.

По итогам своей работы оценщик представляет отчет, который руководитель организации обязан утвердить. На основании утвержденного отчета составляется декларация СОУТ, представляемая в госорганы.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Декларацию можно сдать лично или отправить по почте с описью вложения. Кроме того, это можно сделать в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, через официальный сайт Роструда (www.rostrud.ru).

Кто, когда и куда подает декларацию?

Декларацию подают все работодатели, использующие наемный труд в производственных и офисных помещениях.

В случаях, когда работник, получающий зарплату, работает отдаленно, специальная оценка труда не проводится, т. к. согласно законодательству условия труда надомников и дистанционных работников в спецоценке не нуждаются.

Календарные сроки подачи декларации не установлены. Отмечено только, что с момента утверждения руководителем предприятия отчета о проведении специальной оценки труда до представления декларации в трудовую инспекцию должно пройти не более 30 дней.

Также декларацию и отчет контролирующему органу может представить проводивший оценку специалист по доверенности от организации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если коммерсант подает декларацию в отношении хотя бы одного рабочего места, в нее включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

Декларация по спецоценке условий труда имеет срок действия в течение 5 лет. Если в этот период на предприятии произойдет несчастный случай с работником и будет зафиксирована производственная травма, то руководитель предприятия обязан провести повторную оценку рабочего места, послужившего источником травматизма работника.

Законодательством определены санкции за отсутствие декларации СОУТ. Это административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда согласно ст. 5.27 КоАП РФ. Отсутствие отчета по спецоценке влечет за собой штраф для организации от 30 до 50 тыс.

руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. На работодателя – индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф от 1 до 5 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. При повторном нарушении суммы штрафа возрастают вдвое.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма декларации разработана Министерством труда и социального развития и заполняется на основании данных, представленных в отчете специалиста.

Правила и порядок заполнения декларации

Источник: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/240-iyun-2016/5365-deklaratsiya-po-spetsotsenke-uslovij-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.