+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проверки нарушений прокуратурой

Содержание

Прокурорская проверка

Проверки нарушений прокуратурой

Сводный план контрольно-ревизионных мероприятий 2018 года был опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры страны еще в прошлом году. Глобальный документ содержит информацию о сроках, предметах и объектах планируемых контрольных мероприятий. Скачивать план проверок Генпрокуратуры не имеет смысла, гораздо удобнее воспользоваться онлайн-поиском.

Сервис позволяет быстро определить, попала ли ваша организация в «список счастливчиков». Поиск размещен на сайте Генпрокуратуры. Чтобы проверить свое юридическое лицо, достаточно ввести полное наименование, ОГРН или ИНН.

Также предусмотрен поиск по адресу организации. Однако, в справочник закрались ошибки, поэтому рекомендуем искать свое учреждение по ИНН.

Организация прокурорских проверок

Прокурорская ревизия — это комплекс особых мероприятий, направленных на осуществление контроля над исполнением действующего законодательства подконтрольной организацией в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Данный комплекс мероприятий осуществляется органами прокуратуры РФ.

Предметом прокурорской ревизии являются результаты деятельности подконтрольной организации, частного предпринимателя, органа власти или местного самоуправления в части соблюдения финансового, налогового, бюджетного законодательства, а также административного и уголовного права.

Порядок организации и проведения прокурорской ревизии законодательно не установлен. То есть нормативный документ, регламентирующий особенности проведения таких мероприятий, отсутствует. Органы прокуратуры при осуществлении контрольных мероприятий руководствуются действующим Законом о прокуратуре.

Особенности проведения прокурорских проверок

Определим ключевые особенности организации и проведения ревизий прокуратуры:

  1. Органы прокуратуры самостоятельно разрабатывают и утверждают план проверок. Однако, большая часть контрольно-ревизионных мероприятий инициируется при поступлении жалоб, обращений и заявлений от физических и юридических лиц.
  2. Сроки проведения ревизий не ограничены законодательно. Но обычно прокурорская ревизия завершается в течение 30 дней, так как этот срок установлен для дачи официального ответа на заявление.
  3. Предмет и пределы проверки также не ограничены действующим законодательством. Следовательно, в период проведения контрольного мероприятия предмет ревизии может быть расширен.
  4. Любые требования прокурора либо его представителей должны быть выполнены безоговорочно. В противном случае нарушителей ждут штрафы от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц, либо приостановление деятельности на 90 дней.

Напомним, что любое решение прокуратуры можно обжаловать. Порядок и сроки подачи апелляции закреплены в Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-I и в главе 25 ГПК РФ.

Как подготовиться к прокурорской проверке

Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:

  1. Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
  2. Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
  3. Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
  4. Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
  5. Проверьте целевое назначение расходов. В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям.

    В противном случае такие расходы признают нецелевыми.

В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.

Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.

Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:

  1. План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
  2. План-график и план закупок вашей организации.
  3. Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
  4. Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.

Источник: https://astbusines.ru/prokurorskaja-proverka/

О проверках прокуратуры: внеплановая без предупреждения, может ли проводить

Проверки нарушений прокуратурой

Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».

Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика.

Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними.

Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений — образец

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Ответ на запрос прокуратуры о предоставлении информации — образец

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное.  Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/proverki-prokuratury.html

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Проверки нарушений прокуратурой

Рассказываем о прокурорском надзоре в сфере закупок: в чем состоит его суть, каковы его основные цели и задачи, и как прокуратура проводит проверки.

Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.

В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • за соблюдением Конституции РФ;
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.

Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.

В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.

Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).

ПН производится в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб и контрактных управляющих;
  • закупочных комиссий;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.

Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):

  • обоснования заказа;
  • нормирования закупочной деятельности;
  • обоснования НМЦК;
  • соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
  • полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
  • соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.

Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.

Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.

Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения прокурорских проверок

Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.

Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.

В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.

Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.

Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:

  • прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
  • в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
  • заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
  • прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
  • по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).

Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.

Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:

  1. Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
  2. Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
  3. Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
  4. Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
  5. Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.

Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:

  • несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
  • противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
  • заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
  • несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-podgotovitsya-k-prikhodu-nadzornykh-organov

Проведения прокурорской проверки

Проверки нарушений прокуратурой

Читайте в статье,как гражданину обратиться в прокуратуру, если работодатель нарушает правила увольнения по сокращению штата.

Вопрос: Напишите на каком основании и в каких случаях прокуратура может проводить проверку исполнения трудового законодательства в организации

Ответ: Основанием для проведения прокурорской проверки может послужить информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором, например жалоба о нарушении трудового законодательства, поручение вышестоящей прокуратуры, информация из СМИ, административных, уголовных дел и др.

Проверка проводится в случаях установления прокурором фактов возможного нарушения законодательства т.е. при наличии сведений указывающих на то, что в деятельности организации и должностных лиц есть признаки нарушений законов.

В связи с тем, что законом не предусмотрено процессуальное оформление начала прокурорской проверки, прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки.

В силу закона прокурор вправе:

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Таким образом, вы вправе потребовать предъявления служебного удостоверения у проверяющего.

Как гражданину обратиться в прокуратуру, если работодатель нарушает правила увольнения по сокращению штата

За защитой своих прав (в т. ч. трудовых) при незаконном увольнении по сокращению численности (штата) человек вправе обратиться в прокуратуру (ст. 27 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Для этого он должен составить обращение (заявление, жалобу) в произвольной форме.

Прокурор, получивший такое обращение, принимает меры к устранению нарушений прав человека (п. 1 ст. 27 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1). В числе полномочий прокурора – подготовка искового заявления и обращение в суд (п. 4 ст. 27 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ).

Из статьи журнала «Юрист компании», №5, май 2016

Как оспорить законность проведения прокурорской проверки

Для проверки должны быть основания

Сотрудники прокуратуры могут проводить проверку, когда: – поступит конкретное обращение о нарушении (инцидентные основания);

– самостоятельно обнаружат нарушения (в инициативном порядке). Например, отслеживая сообщения СМИ, по результатам статистики, прокурорской и правоприменительной практики и т.д.

Но основания для проверки в инициативном порядке нельзя определить произвольно. Сведения должны указывать на то, что в деятельности организации и должностных лиц есть признаки нарушений законов (абз. 3 п. 5.2 постановления № 2-П).

Так, Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд применил разъяснения постановления № 2-П, отказав прокуратуре в привлечении общества к административной ответственности (постановление от 18.08.15 по делу № А48-1272/2015).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Прокуратура обратилась с заявлением в суд о привлечении ООО «А.» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. По мнению прокуратуры, общество нарушило температурный режим хранения лекарственных препаратов. Но общество возразило против этих доводов.

Суд установил, что ни в акте проверки соблюдения требований законодательства, ни в постановлении о возбуждении дела, ни в заявлении о привлечении к ответственности не указано, на каком основании проводилась проверка общества. Материалы дела не содержали информации относительно нарушений со стороны общества, которые могли стать поводом для проведения прокурорской проверки. Суд отказал в удовлетворении требований.

К аналогичному выводу пришел Двадцатый арбитражный апелляционный суд, применив постановление № 2-П . Суд указал, что сотрудники прокуратуры провели проверку, не имея какой-либо информации, заявления или жалобы. Это процессуальное нарушение требований при производстве по делу об административном правонарушении (п. 6 постановления от 15.01.16 по делу № А23-5174/2015).

Поручить провести проверку также может вышестоящая прокуратура. Например, в одном деле Генеральная прокуратура выдала задание прокуратуре Омской области провести проверку фармацевтических организаций.

Но в задании не было информации о том, что привлекаемая компания или ее должностные лица нарушили закон. Суд, проанализировав статьи 21 и 22 закона № 2202-1, приказы Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.07 № 195, 31.03.08 № 53, пришел к выводу о незаконности проверки.

Он отметил, что выводы о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения прокурор сделал только в ходе проверки. До начала проверки никакой информации и сигнала о нарушениях законов в прокуратуру не поступало.

Значит, не было и основания для проведения проверки (постановление Восьмого ААС от 11.12.14 по делу № А46-11093/2014).

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/210195-provedeniya-prokurorskoy-proverki

4 правила, которые стоит соблюдать управляющей компании при прокурорской проверке

Проверки нарушений прокуратурой

Пришел запрос из прокуратуры. Запрашивают все и сразу: информацию обо всех расчетных счетах и выписки о движении средств по ним за последний год. Срок — пять дней. Как, почему, что делать?! Не волноваться и разобраться в ситуации. А затем действовать.

Причин для проверки прокурором управляющей компании множество: жалоба гражданина, информация из СМИ, материалы проверок надзорного органа (в нашем случае — жилищной инспекции, например).

К визиту прокурора нужно быть готовым: знать, как реагировать на запросы, какие документы предоставлять, а какие нет, в какие сроки. А можно ли вовсе отказать прокуратуре в предоставлении документов? Ответы в нашем материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • полномочия прокурора при проверке;
  • примерный перечень запрашиваемых документов;
  • правила предоставления документов прокурору;
  • чего мы не рекомендуем делать;
  • итоги прокурорской проверки.

Полномочия прокурора при проверке

У прокурора широкие полномочия. При проверке прокурор или его заместитель может:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций по предъявлении служебного удостоверения;
  • иметь доступ к документам и материалам в рамках предмета проверки;
  • требовать представления необходимых документов, материалов или их копий;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Почти все полномочия перечислены в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).

  • Готовимся к проверке миграционной службы

Примерный перечень запрашиваемых документов для прокурорской проверки

Прокурор может запросить у вас следующие документы:

  • информацию обо всех руководителях и учредителях организации в проверяемом периоде, копии учредительных документов;
  • копии всех действовавших, даже уже исполненных, договоров с подрядными организациями, РСО;
  • сведения о порядке взимания средств в счет оплаты за ЖКУ;
  • копии договоров с расчетно-кассовым центром (РКЦ);
  • информацию обо всех расчетных счетах организации (в т. ч. закрытых), а также расчетных счетах РКЦ, чьими услугами вы пользовались;
  • выписки о движении денежных средств по расчетным счетам, в т. ч. закрытым;
  • сведения о состоянии расчетов между вами и РСО (помесячно с указанием предъявленных к оплате сумм и средств, фактически поступивших в РСО).

Если вы не пользуетесь услугами РКЦ, то сведения о движении средств запрашиваются у вас как у проверяемой организации, а информация о средствах, перечисленных по платежным поручениям, заменяется на сведения о перечисленных средствах в целом по поставщику.

Справка

Документы, которые подтверждают состояние расчетов

В Методических рекомендациях о выявлении прокурорами отдельных видов преступлений в сфере ЖКХ указано, что основными документами, позволяющими сделать выводы о состоянии расчетов, являются:

  1. сальдовая ведомость по видам услуг за проверяемый период, справка либо иной документ, отражающие состояние расчетов с населением по интересующему виду коммунальной услуги (отопление, ХВС, ГВС и т. д.) и по конкретной РСО;
  2. справка оборотов платежей по РСО за проверяемый период либо справка о состоянии расчетов с РСО, отражающая сведения о входящей задолженности (переплате) перед РСО, размере поступивших от населения средств в счет оплаты услуг конкретного поставщика ресурса, размере перечисленных денежных средств по этому поставщику по платежным поручениям либо иным способом любым получателям денежных средств (не только самому поставщику);
  3. реестр платежных поручений по получателям, где отражается адресат перевода денежных средств по каждому направленному поручению (при расчетах платежными поручениями).

Приведенный перечень запрашиваемых документов примерный. Прокурор имеет право затребовать любые документы, материалы, статистические и иные сведения (ст. 3, 21, 22 Закона о прокуратуре). Требования прокурора вы обязаны исполнять безусловно и в установленный срок. Это следует из ст. 6 Закона о прокуратуре и касается его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона.

К сведению

Прокурорская проверка управляющей компании без мотивированного решения, доведенного до сведения руководителя юрлица, «подрывает лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти». Эта позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 17.02.2015 № 2-П.

Правила предоставления документов прокурору

Мы разработали для вас четыре правила, по которым нужно действовать, если из прокуратуры пришел запрос предоставить документы.

Правило № 1. Посмотрите в решении о проведении проверки, что послужило ее причиной. Это поможет понять, какие документы будут запрашивать, что именно проверять.

Руководителя организации должны ознакомить с решением о проверке (приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2017 № 172).

Для проведения прокурорской проверки управляющей компании должны быть основания — поступившая жалоба или информация из СМИ о нарушении жилищных прав, распоряжение вышестоящей прокуратуры.

Они обязательно фиксируются в решении и акте о проведении проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Правило № 2. Соблюдайте сроки, в которые должны передать запрошенные документы.

Пять рабочих дней с момента поступления требования. В такой срок вы должны передать проверяющему документы, которые он запросил. Это общий срок, он установлен п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре. Если документы нужны в ходе проверки исполнения законов, то предоставить их нужно через два рабочих дня с момента предъявления требования. Прокурор может указать и более длительные сроки.

Однако при наличии чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера, угрожающих жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде, безопасности государства, необходимые документы нужно представить в течение суток с момента поступления требования прокурора.

Правило № 3. Помните, что прокурор не вправе запрашивать «все документы за последние три года».

Прокурор не вправе возлагать на организации и их должностных лиц обязанности по представлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Также прокурор не вправе требовать документы, которые передавались в прокуратуру в связи с ранее проведенной проверкой управляющей компании либо официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами).

Подобные ограничения в полномочиях прокурора установлены Законом лишь в марте 2017 года. Ранее о таких ограничениях говорил Конституционный суд РФ в постановлении от 17.02.2015 № 2-П.

Следовательно, запросы прокурора о представлении «всех документов за последние три года» или представлении документов, которые не относятся к предмету проверки управляющей компании прокурором, или документов, которые могут быть получены из открытых источников, являются неправомерными. Например, данные об общей площади помещений в МКД могут быть получены прокурором от Росреестра.

Правило № 4. Вы вправе обжаловать запрос о предоставлении документов, если не согласны с ним.

Правила обжалования определяются гл. 22 КАС РФ. Суд не уполномочен проверять целесообразность решений органов прокуратуры, но для обеспечения баланса частных и публичных интересов организациям дано право обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. Это указано в постановлении Конституционного суда РФ от 17.02.2015 № 2-П.

У вас есть выбор:

  • предоставить запрошенные документы, но затем обжаловать запрос;
  • направить мотивированный отказ в предоставлении всех или части документов со ссылкой на п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре и постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П. А в случае возбуждения административного/уголовного производства доказывать незаконность предъявленных требований.
  • Проверка деятельности управляющих компаний: каких санкций опасаться

Чего мы не рекомендуем делать

Если вы уже получили прокурорский запрос, то мы не рекомендуем:

  • давать немотивированный отказ на запрос прокурора о предоставлении документов;
  • игнорировать запрос прокурора.

30 календарных дней — это срок проведения прокурорской проверки.

Неисполнение требований прокурора влечет установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре, ст. 17.7 КоАП РФ). Размер штрафа для должностного лица — 2–3 тыс. руб., для организации — 50–100 тыс. руб., включая возможность дисквалификации и приостановления деятельности.

Если прокурор по итогам проверки управляющей компании выявляет нарушения в деятельности УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК, то принимает меры прокурорского реагирования:

  1. выдает представление об устранении нарушения (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);
  2. выдает предостережение о недопустимости нарушения законов (ст. 25.1 Закона о прокуратуре);
  3. выносит постановление о возбуждении административного производства (ст. 25 Закона о прокуратуре);
  4. обращается с иском в суд (ст. 35 Закона о прокуратуре).

Итоги проверки управляющей компании прокуратурой

Для удобства рассмотрим возможные варианты исхода прокурорской проверки.

Выдача представления

При обнаружении в действиях УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК нарушений закона или прав и свобод человека и гражданина прокурор или его заместитель вносит представление об устранении выявленных нарушений.

Если вы согласны с представлением, то в течение месяца примите меры к устранению нарушения и отправьте ответ прокурору. Срок для ответа — 1 месяц.

В ответе должна быть информация о конкретных мерах, принятых для устранения допущенных нарушений, их причин и условий.

В ответе укажите, кто направляет ответ, комментарии по представлению прокурора (при наличии), дату ответа, проставьте подпись и печать.

Ситуация

УО не взяла на себя лишнюю работу и обжаловала представление прокурора

Суд удовлетворил требование УО о признании незаконным и отмене представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства, поскольку обязанность по взысканию задолженности за коммунальные услуги по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды с потребителей у заявителя (управляющей организации) отсутствовала (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А42-6654/2016).

Если вы не согласны с представлением, его можно обжаловать. Срок для подачи административного иска — 3 месяца с момента получения представления прокурора (ст. 219 КАС РФ).

Внесудебный порядок обжалования в вышестоящую прокуратуру не всегда эффективен.

  • Права юридического лица при проведении выездной проверки

Ситуация

УО доказала свое право на дополнительные сборы

Прокурорская проверка выявила, что УО наряду с взиманием платы за содержание и ремонт жилого помещения начисляет плату за обслуживание тепловых счетчиков, рассчитываемую с квадратного метра жилой площади. Прокурор посчитал такую практику недопустимой. УО обратилась в суд с требованием признать представление прокурора незаконным.

Суд постановил, что плату за обслуживание приборов учета тепловой энергии УО начисляла правомерно. Этот вывод основан на условиях договоров, заключенных между УО и собственниками помещений, и недоказанности прокурором того, что плата за услугу включена в муниципальный тариф (определение Приморского краевого суда от 30.04.

2015 по делу № 33–3495).

Выдача предостережения о недопустимости нарушения закона.

 По своей сущности предостережение является средством индивидуального профилактического воздействия на должностных лиц, нарушающих закон, а также способом разъяснения возможной ответственности в случае допущения нарушений закона.

Например, обоснованным является объявление прокурором предостережения руководителю УО, которая ставит под угрозу своевременное начало отопительного периода или у которой есть большой долг за коммунальные ресурсы.

По отношению к УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК данная мера применяет крайне редко.

Вынесение постановления

В случае, если в деяниях УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК или их должностных лиц содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Ситуация

Документацию на МКД передали по постановлениям

В Краснодарском крае и Ростовской области в 2016 году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ (нарушение требований о передаче технической документации и иных документов на МКД) привлекли УО и их руководителей, уклонявшихся от передачи технической документации.

Следует помнить, что прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Это могут быть нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ), нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ) и др.

Прокурор выносит постановление, которое приравнивается к протоколу по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ). В постановлении должны быть четко изложены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, в т. ч.

указаны место, время и событие административного правонарушения.

Также обосновывается вина лица, привлекаемого к ответственности, дается правовая оценка его действиям, указываются сведения о личности, занимаемом должностном положении, иные необходимые для разрешения дела сведения, должна быть сделана отметка о разъяснении лицу прав (обязанностей).

Указанный процессуальный документ должен содержать объяснения правонарушителя о причинах невыполнения закона. Изложенные в постановлении сведения должны подтверждаться прилагаемыми материалами, доказывающими вину конкретного лица.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102325-proverka-upravlyayushchey-kompanii-prokuraturoi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.