+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

Содержание

Какие особенности закупки программного обеспечения по 44-ФЗ

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

Постановлением Правительства России от 16.11.2015 N 1236 установлены ограничения для закупки ПО, происходящего не из России. Вы не вправе закупить произведенное за рубежом ПО.

Исключение составляют страны ЕАЭС — сведения о программном обеспечении, происходящем из указанных стран, включены в Единый реестр евразийского ПО.

Под запрет попадают закупки (п. 2(1) Постановления Правительства России N 1236):

  • программ — вне зависимости от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и техобслуживание ПК и подобной техники, на которые необходимо установить ПО;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав;

Для того чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, вам предстоит свериться с положениями реестров. Реестр российского ПО в настоящее время доступен на сайте Минкомсвязи России, реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое вам ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно, за некоторым исключением.

Запрет на закупку иностранного программного обеспечения не действует в следующих случаях (п. п. 2, 3, 4 Постановления N 1236):

  • в указанных реестрах нет аналогов ПО, соответствующих тому же классу, который необходим заказчику;
  • в указанных реестрах существует такой аналог, однако отдельные характеристики не удовлетворяют заказчика;
  • закупка ПО производится для заказчика, работающего за рубежом;
  • сведения о закупке ПО составляют гостайну.

Если не нашли аналогов ПО в реестре или оно по каким-то характеристикам вам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке. Если закупка является гостайной или если вы работаете за рубежом, такое обоснование готовить не нужно (п. 2 Порядка подготовки обоснования, утвержденного Постановлением N 1236).

Как организовать закупку ПО

Некоторым заказчикам организовывать закупку ПО не придется. Федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства РФ, а также подведомственным им казенным учреждениям ПО и услуги по его сопровождению закупят централизованно (п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 658):

  • Казначейство закупит ПО для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным казенным учреждениям;
  • Минкомсвязи закупит для указанных заказчиков офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности.

Для остальных заказчиков организация и проведение определения поставщика ПО проводятся в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ. Однако такие закупки имеют некоторые особенности. Рассмотрим их ниже.

Что учесть при планировании

Спланируйте закупку в общем порядке, однако учитывайте необходимость указать ограничения по национальному режиму. Сделайте соответствующую пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок».

Как выбрать способ определения поставщика ПО

При выборе способа определения поставщика ПО опирайтесь на общие положения и ограничения Закона N 44-ФЗ, не забывайте об обосновании выбора того или иного способа.

Определите специфику ваших потребностей, коды предмета закупки и выберите способ закупки.

Электронный аукцион. Значительная часть ПО и связанных с его эксплуатацией работ и услуг содержится в аукционном перечне. Проверьте дополнительно региональный перечень (при наличии), разработанный в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ.

Например, вы планируете приобрести лицензии на антивирусное программное обеспечение на сумму 600 тыс. руб. Код по ОКПД2 58.29.50.000 включает в себя «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение». Код 58 входит в аукционный перечень. Необходимо провести электронный аукцион.

Запрос котировок. В случае если НМЦК вашей закупки не превышает 500 тыс. руб., вы можете провести запрос котировок (запрос котировок в электронной форме), даже если ПО подпадает под аукционный перечень.

Это позволит сэкономить как временные, так и организационные ресурсы. Однако учитывайте ограничения — годовой объем закупок этим способом не должен превышать 10% СГОЗ, сумма которого не превышает 1 млрд руб., и 100 млн руб. — если превышает (ч. 2 ст.

72, ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Конкурс. Вы можете провести открытый конкурс, за исключением следующих случаев:

  • сведения о закупке являются гостайной либо не подлежат размещению в ЕИС (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). В этом случае вам нужно провести закрытый конкурс;
  • код предмета закупки входит в аукционный перечень.

Проводите открытый конкурс, если, например, вы закупаете по коду ОКПД2 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения». Код 62 не входит в аукционный перечень. В этом случае вы можете провести конкурс и сравнивать участников не только по цене, но и по качественным и квалификационным критериям.

Закупка у единственного поставщика. Провести неконкурентную закупку ПО вправе любой заказчик:

  • при закупке на сумму не более 100 тыс. руб. (при условии соблюдения ограничений);
  • при закупке электронных изданий конкретных авторов (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей — обладателей исключительных прав (лицензий) (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • при признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (при условии соблюдения ограничений).

Также некоторые учреждения культуры, образовательные или социальные организации могут купить ПО у единственного поставщика на сумму не более 400 тыс. руб. При этом в год таких закупок они могут провести не больше чем на 20 млн руб. и не больше 50% от СГОЗ (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Если вы относитесь к образовательным организациям — инновационным площадкам, вы можете закупить у единственного поставщика — правообладателя ПО без ограничения по сумме (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Как определить НМЦК

Относительно расчета и обоснования НМЦК при закупке программного обеспечения закон не содержит специальных требований. Используйте приоритетный метод — метод сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Как сформировать лоты

При формировании объекта закупки проверьте, связаны ли закупаемые товары или услуги технологически и функционально.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kakie-osobennosti-zakupki-programmnogo-obespecheniya-po-zakonu-n-44-fz.html

Закупка программного обеспечения (ПО) по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

Закупки программного обеспечения по 44-ФЗ имеют свои особенности. В частности, заказчики не могут закупать иностранное ПО при наличии российского аналога. Потребность именно в зарубежных программах необходимо объяснить. О правилах закупки российского ПО по 44-ФЗ в 2019 году расскажем в статье.

Запрет на закупку иностранного программного обеспечения по 44-ФЗ

В 2015 году было принято Постановление Правительства № 1236. В нем установлен запрет на закупку программного обеспечения из иностранных государств. Он действует, если в реестре есть закупаемое ПО российского производства.

Сам реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных размещен на сайте Минсвязи.

Закупка иностранных программ по 44-ФЗ разрешена, если реестр не содержит аналога, соответствующего классу необходимого товара, или похожее ПО есть в российском реестре, но оно не отвечает потребностям заказчика.

В 2018 году правила закупки программного обеспечения 44-ФЗ изменились, когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. № 1594. Заказчикам разрешили закупать ПО из стран-членов Евразийского экономического союза. Также в нормативно-правовом акте прописали составные части понятия ПО для государственных нужд.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Во-первых, это поставка программ в электронном виде или на носителях информации, аренда программного обеспечения. Во-вторых, сюда входит техобслуживание оборудования и различной техники (установка программ на устройства). В-третьих, заказчики должны закупать в учетом запрета разработку ПО, услуги техподдержки, его обновления и т.д.

Реестр российского программного обеспечения

Чтобы найти интересующее ПО в реестре, выберите:

  • класс программного обеспечения — BIOS и иное встроенное программное обеспечение, базы данных, встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования, геоинформационные и навигационные системы и т.д.;
  • название ПО или его часть;
  • правообладатель;
  • наименование правообладателя.

В результатах поиска вы увидите карточку организации, в которой можно найти название, класс ПО, сайт производителя, сведения об исключительном праве, данные о правообладателе, указание о соответствии программы российским законам.

В 2018 году изменились требования к позициям из реестра.

Обновление и управление ПО не должно быть из-за рубежа, а также не должно быть ограничений со стороны зарубежных государств, которые могут мешать распространению и использованию программ в РФ.

Также по новым правилам заявки на включение в реестр ПО рассматривают 20 дней вместо 10, установленных ранее. Участникам дают только 5 дней на уведомление о смене правообладателя. При этом уменьшился период внесения изменений в реестр ПО. Сейчас это 10 дней, ранее он мог доходить до месяца.

С 2018 года к причинам исключения из списка ПО добавились две: несвоевременное уведомление об изменившихся обстоятельствах и переход прав на программу лицу, которое не отвечает российскому законодательству.

Как выбрать программное обеспечение и не ошибиться с условиями допускаНа поставку антивируса пришло три заявки: под торговым знаком ESET NOD32, Dr.Web, Kaspersky. Кого должна отклонить аукционная комиссия и на каком основании – решение задачи читайте в статье.

Также из статьи вы узнаете:

☆ Почему сложно купить привычное программное обеспечение; ☆ В чем суть механизма запрета на закупку иностранного ПО;☆ Как применять запрет на закупку иностранного ПО и как его обойти;

☆ Какие три ошибки в закупках ПО чаще всего допускают заказчики.

Купить ПО и обойти запрет

Закупка российского программного обеспечения по 44-ФЗ, которого нет в реестре

На закупку российских программ по 44-ФЗ, информации о которых нет в реестре, запрет на поставку иностранного ПО не распространяется. Но не исключено, что свои права заказчику придется отстаивать через суд.

Проблема в том, что обоснование закупки российского программного обеспечения не будет содержать упоминания о наличии программы в реестре. А само по себе отнесение ПО к российскому придется дополнительно подтверждать, ведь этот факт не может быть проверен по содержанию Реестра.

Правообладатель такого ПО может участвовать в закупки, но, скорее всего, ему не будут предоставлены преференции, и нужно будет конкурировать с иностранными производителями на равных.

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ у единственного поставщика

Существует заблуждение, что закупка программного обеспечения по 44-ФЗ у единственного поставщика может быть проведена в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Однако по этому пункту можно закупать лишь созданные произведения литературы и искусства. Закупку у едпоставщика можно провести, если стоимость ПО меньше 100 тыс. руб.

ОКПД2: закупка программного обеспечения

ОКПД2 для закупки программного обеспечения по 44-ФЗ зависит от предмета контракта. Если это поставка ПО, используйте код 62.01.29.000: оригиналы программного обеспечения прочие.

Если закупается лицензия, берите код 58.29.50: услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное ПО. Отдельный ОКПД2 существует для установки ПО, это код 62.09.20.120 — услуги по установке ПО.

Определить точный ОКПД2 поможет онлайн сервис

Закупка ПО в рамках 223-ФЗ

Закупка программного обеспечения по 223-ФЗ в 2019 году проводится по следующим правилам:

  • закупка программного обеспечения у зарубежных поставщиков не запрещена;
  • закупка отечественного программного обеспечения находится в приоритете.

Закупки российского программного обеспечения по 223-ФЗ находятся в приоритете, установленном постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. Согласно данному документу:

  • при осуществлении конкурентной процедуры в форме конкурса (в другой форме, где победитель определяется на основе критериев), стоимостный показатель участника, предлагающего программное обеспечение, включенное в Единые реестры, определяется исходя из предложенной им цены договора, уменьшенной на 15%;
  • при проведении конкурентной процедуры в форме аукциона (в другой форме, где победителем становится лицо, предложившее более низкую цену), если победителем становится лицо, предлагающее иностранное программное обеспечение, то с ним оформляется договор по цене, сниженной на 15% от той, что он предложил.

Приоритет не предоставляется в следующих случаях:

  • конкурентная процедура не состоялась, и по ее итогам был оформлен договор с единственным поставщиком;
  • для участия в конкурентной процедуры не были поданы заявки, предлагающие к поставке ПО, включенное в Единые реестры.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103263-qqq-19-m1-zakupka-programmnogo-obespecheniya

Закупка программного обеспечения по 44 фз аукцион или конкурс

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок. Обеспечение заявок и контракта стало обязательным.

В части положений, касающихся открытых конкурсов, новый и старый законы имеют ряд существенных отличий: Если конкурс признается несостоявшимся, то по закону № 44-ФЗ заказчику следует действовать так же, как в случае признания электронного аукциона несостоявшимся.

Конечно, на этом обширный перечень различий между законами не заканчивается, и позже

Приоритет российскому софту или благими намерениями дорога к импортозамещению вымощена

Однако работа над этой системой продолжается, и сейчас она находится в тестовом режиме. К сожалению, следует отметить, что совсем уж удручающе выглядит ситуация в области графических и видеоредакторов: их аналогов в России нет вообще.

Так же лидирующие позиции в мире занимает продукция компании Dr.Web.

По данным Минкомсвязи, в настоящее время доля импорта мобильных и клиентских операционных систем (далее – ОС) составляет 95%, систем управления базами данных – 86%, серверных ОС – 75%.

Сегодня иностранное программное обеспечение может вызывать опасение по двум причинам: надежность и безопасность. До обострения политической ситуации в мире главным вопросом была безопасность.

Кто мог дать гарантию, что в импортируемом ПО нет «закладок», оставленных по умыслу или неосторожности?

Госзакупки по — 44-ФЗ: закупка у — единственного поставщика

В части 1 статья 93 Закона № 44-ФЗ перечислены группы закупок, которые можно осуществлять у единственного поставщика.

Расскажем о тех, что проводятся чаще всего. Иногда сделать закупки необходимо как можно быстрее, и на проведение конкурсной процедуры попросту нет времени.

Так происходит при форс-мажорных обстоятельствах, к которым, в числе прочего, относится: Отличительная черта таких закупок в том, что необходимый товар есть только у конкретного поставщика, либо поставщик обладает исключительными правами на продукцию или услуги.

К таким закупкам, в том числе, относятся: Заказчик может закупить лекарства у единственного поставщика, если на то есть определенные медицинские показания, и сумма закупки не превышает 200 000 рублей.

Чтобы стать единственным поставщиком, участнику несостоявшихся торгов вместе с заказчиком нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу.

Если закупка будет согласована, то подписание контракта становится обязательным для поставщика.

Особенности закупок программного обеспечения (Лобанова О

Зачастую в обосновании заказчики указывают формулировки общего содержания, например: Второй случай для подготовки обоснования — закупка ПО, которое включено в реестр, но по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО. Одним из примеров невозможности соблюдения запретов может быть случай приобретения операционной системы под специализированные программные продукты, которые есть в наличии у заказчика и которые разработаны под конкретные задачи конкретного заказчика.

Открытый источник: http://zakupki.gov.ru.

Закупки по 44-ФЗ

● оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). ● договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ; ● лицензионный договор – ст.

1235 ГК РФ. В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно: ● при подготовке заявки на тендер; ● при заключении государственных контрактов. Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться. Интересно услышать мнение юристов по этой теме, у кого есть практика в таких вопросах!

Может ли заказчик по Федеральному закону от N 44-ФЗ — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — (далее — Закон N 44-ФЗ) купить программное обеспечение, произведенное в Российской Федерации, но не включенное в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПП 1236 от )?

Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ купить иностранное программное обеспечение в составе оборудования или компьютера?

Нужно ли готовить обоснование закупки иностранного программного обеспечения, если оно предустановлено на оборудование или компьютер производителем?

Порядок подготовки указанного обоснования утвержден п.

1 Постановления N 1236. Под «реестром» в приведенных выше нормах очевидным образом понимается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр), Правила формирования и ведения которого утверждены тем же п.

1 Постановления N 1236. Однако, на наш взгляд, данная позиция не бесспорна.

Иными словами, само по себе отсутствие в Реестре сведений о ПО может иметь для правообладателя следующие негативные последствия в области закупок для государственных или муниципальных нужд: а) при принятии и обосновании заказчиком решения о возможности закупки иностранного ПО даже сам факт существования российского ПО, не внесенного в реестр, а тем более — его характеристики, не принимаются во внимание; б)

• оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах: • договор об отчуждении исключительного права – ст.

1234 ГК РФ; • лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ. В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно: • при подготовке заявки на тендер; • при заключении государственных контрактов.

Согласно лицензионному договору о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в установленных договором пределах.

Таким образом, лицензионный договор является договором на оказание услуг, а не договором поставки.

Таким образом, предоставление в первой части заявки конкретных показателей товара, а также информации о производителе, является нецелесообразным, поскольку по своем у смыслу заключение лицензионного договора является услугой.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Как проходит открытый конкурс по 44-ФЗ

При несостоявшемся тендере сделку с единственным поставщиком согласовывают в ФАС.

Либо, если ни одна заявка не прошла отбор, комиссия принимает решение о проведении повторной процедуры.

Срок подачи тендерных заявок составляет минимум 20 дней с момента публикации извещения. Для открытого аукциона этот срок варьируется от 7 (НМЦК меньше 3 млн.

руб.) до 15 дней (НМЦК больше 3 млн.

руб.). При запросе котировок дается от 4 рабочих дней (оказание срочной помощи или при цене < 250 тыс. руб.) до 7 рабочих дней в остальных случаях.

для запроса предложений аналогичный период — 5> В отличие от запроса котировок, тендер не ограничен по цене.

Но при запросе котировок не всегда обязательно вносить обеспечение заявки и контракта. Запрос предложений проводят только в случаях, оговоренных в ч.

сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Обеспечение заявок и контракта стало обязательным. Если начальная (максимальная) стоимость контракта меньше 3 млн руб., то заказчик должен установить обеспечение заявки в размере 1% от этой суммы. Если аукцион признан несостоявшимся, то заказчик либо согласует с контролирующим органом возможность заключения контракта с единственным поставщиком, либо проводит запрос предложений.

Источник: http://medspravku-omsk.ru/zakupka-programmnogo-obespechenija-po-44-fz-aukcion-ili-konkurs-63094/

Изменения в закупках в 2018 году: обзор изменений 44-ФЗ

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

Полный обзор (с ми) изменений законодательства о контрактной системе, вступающих в силу в 2018 году.

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

2. Описание лекарственных препаратов

3. Заказчики вправе заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств

4. Контракт можно заключить со следующим участником закупки в случае отказа от заключения контракта с победителем на основании ч. 9, 10 статьи 31

5. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения

6. Перенесен ввод в действие новых требований к банковским гарантиям

7. Изменения в закупках у единственного поставщика

8. Возобновление контроля в сфере закупок согласно ч.5 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ

9. Продлено приостановление проверки казначейством сведений, направляемых в реестр контрактов

10. Изменение порядка рассмотрения обращений физических лиц в контрольные органы

11. Изменения в направлении информации в реестр недобросовестных поставщиков

12. Изменения в планировании закупок

13. Закупки связанные с созданием и функционированием средств связи и информационных технологий для FIFA 2018 осуществляются не по 44-ФЗ

14. Появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ

15. Запрет на допуск иностранных программ и баз данных не распространяется на программное обеспечение из государств Евразийского экономического союза

16. Изменения правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг

17. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

18. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

19. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

20. Уточнены требования контракта

21. Правительство сможет определять минимальный срок исполнения контракта и порядок формирования лотов

22. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

23. Обеспечение заявки банковской гарантией

24. Денежные средства в качестве обеспечения заявки — на спец. счет

25. Банковские гарантии не размещаются в ЕИС

26. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

27. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

28. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

29. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

30. Шаг аукциона не менее 100 руб.

31. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

32. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

33. Контракты по несостоявшимся процедурам будут учитываться в отчете об объеме закупок у СМП и СОНКО

34. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

35. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

36. Изменения в оборонзаказе

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

С 11.01.2018 г. изложен в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Таким образом, разрешено при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя в сочетании с фразой «или эквивалент», в том числе и при поставке товара.

Ранее допускалось указывать товарный знак, сопровождаемый фразой «или эквивалент» только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом закупки.

Также интересно исключение из закона фраза «описание объекта закупки должно носить объективный характер». Кроме того, с 11.01.2018 г. контрольные органы в сфере закупок и податели жалоб будут обязаны устаналивать и доказывать конкретные нарушения правил описания объекта закупки, а не просто декларировать, что описание объекта закупки не носит объективного характера.

(Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

2. Описание лекарственных препаратов

Источник: http://xn--80afmfjaxbggep3a.xn--p1ai/izmeneniya-v-zakupkah-v-2018-godu-obzor-izmenenij-44-fz/

Все, что нужно знать об импортозамещении ПО

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

Статья актуальна на 4 января 2018

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации,  в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие.  Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».    

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.

  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же  «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают.

Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело.  Например, из-за  технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика.  Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет,  будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией.  У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее  план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия  от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1098-importozameschenie-po

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.