+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Содержание

Регистры налогового учета ведутся в виде. Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль. Кто подписывает регистр налогового учета

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

В настоящее время государство требует представлять баланс только 1 раз в год: в любой подходящий день с 1 по 31 марта. Этот срок указан и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК) законодательстве.

Внимание! Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять с любой другой периодичностью (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). При этом промежуточную отчетность налоговикам и в статистику передавать не требуется.

Что грозит компании, если срок сдачи пропущен?

Не успел сдать отчет вовремя – неминуемо наступит наказание. К счастью, величина его не зависит от показателей баланса, как это бывает в случае опоздания с налоговой декларацией.

Размеры материальных потерь при этом могут составить:

  • если не отправить налоговикам баланс или сделать это с задержкой, штраф предъявят в размере 200 руб. (пункт 1 статьи 126 НК). Также возможно административное наказание по ст. 15.6 КоАП;
  • если ваш баланс не получат органы статистики, может последовать наказание размером от 3 000 до 5 000 руб. по ст. 19.7 КоАП.

Подробнее о том, как государство планирует ужесточить наказание, если баланс вовремя не будет передан в органы статистики, см. материал «Штрафы за непредставление отчетности в Росстат могут быть увеличены»

Когда сдавать бухгалтерский баланс, если отчетный период сокращен или увеличен?

Обычно отчетный период равен году. За это время нужно составить баланс и представить его во все инстанции в установленные сроки.

Но можно зарегистрироваться и начать работать с любой даты внутри календарного года, и тогда отчетный период будет меньше традиционного. При этом сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Другой случай – ликвидация компании. Для такой компании отчетный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона ФЗ-402), а для подготовки и сдачи отчетности применяется тот же 3-месячный срок.

Подробнее о том, куда предоставляется ликвидационный баланс, см. в материале «Куда представить ликвидационный баланс»

Увеличенный отчетный период возникает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2015 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчетный период увеличивается и продолжается с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года. А срок сдачи бухгалтерского баланса сдвигается до 31 марта 2017 года.

Итоги

Сдавать отчетность нужно в строго установленное законом время. Затягивать сроки сдачи бухгалтерского баланса или забывать об этой обязанности – не избежать штрафных санкций.

Статья взята с сайта

Когда сдается бухгалтерский баланс? Такой вопрос может возникнуть у начинающего бухгалтера. Ответим на него в статье. Также рассмотрим систематичность и регламентированные сроки предоставления баланса в ФНС и статистический орган.

Как часто сдается бухгалтерский баланс и какова ответственность за его несдачу

Бухгалтерское и налоговое законодательство нашей страны на сегодняшний день требует от компаний предоставления баланса 1 раз в год. Когда сдавать бухгалтерский баланс, указано в п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Его надлежит предоставлять в госорганы до завершения 3 месяцев, следующих за отчетным периодом.

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ! Несмотря на отсутствие необходимости предоставления промежуточной отчетности налоговикам, для владельцев бизнеса, а также прочих интересующихся лиц баланс можно создавать по требованию.

Непредоставление вовремя в госорганы бухбаланса может закончиться для компании штрафом. Правда, размер его фиксированный и не находится в зависимости от величины переданных данных.

Если компания опоздала с подачей баланса в налоговые органы, то для нее предусмотрен штраф 200 руб., а также возможно наложение административного взыскания на должностное лицо по ст. 15.6 КоАП.

Опоздание с подачей бухотчетности в статорганы грозит большей суммой штрафа для компании – 3 000–5 000 руб. согласно ст. 19.7 КоАП.

Каков срок сдачи и что является отчетным периодом для бухгалтерского баланса

Как уже ранее говорилось, бухотчетность надлежит сдать до истечения 3 месяцев с момента окончания отчетного периода. Таким образом, последним днем подачи является 31 марта, а в случае, если это выходной, – первый после него трудовой день.

Бухбаланс охватывает данные за календарный год – с 1 января по 31 декабря, – который и является отчетным периодом.

Отчетный период имеет ряд особенностей у только что открытых организаций и, наоборот, у тех, которые ликвидируются:

  • Сроки сдачи бухгалтерского баланса новой компании определяются моментом ее регистрации.
    • Если новое юрлицо образовано до 30 сентября, отчетным считается период с момента регистрации по 31 декабря. По завершении отчетного периода данной компанией до 31 марта должен быть сдан баланс в госорганы.
    • Если компания образована после 30 сентября, ее первый отчетный период получится удлиненным и составит отрезок времени с 1 октября текущего года по 31 декабря следующего года. И уже по данным этого отчетного периода в срок до 31 марта должен быть сдан баланс.
  • При ликвидации сроки сдачи бухгалтерского баланса не должны превышать 3 месяцев с момента внесения записи о ликвидации. Последним отчетным периодом такой компании является отрезок времени с 1 января года ликвидации до даты указания в ЕГРЮЛ данного факта (ст. 17 закона № 402-ФЗ).

Сроки подачи бухотчетности строго регламентированы. Их несоблюдения чревато штрафными санкциями.

Источник: https://money-trans.ru/registry-nalogovogo-ucheta-vedutsya-v-vide-ponyatie-i-formirovanie-registrov-po/

Профессиональный подход к формированию деклараций по налогу на прибыль

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Создание такого документа, как декларация по налогу на прибыль, требует разработки выверенной учетной политики, а также квалифицированной организации системы учета хозяйствующего субъекта (бухгалтерского и налогового). Лица, относимые законодательством к числу налогоплательщиков, на основе учетных данных по итогам каждого из отчетных периодов обязаны определять налогооблагаемую базу.

Привлечение профессионалов к ведению учета и созданию отчетности – это дальновидное решение, направленное на повышение устойчивости бизнеса. Компания ООО «БухПроКонсалтинг» обеспечит:

  • безупречно четкое оформление первичной документации;
  • своевременное формирование аналитических регистров РїРѕ налогу РЅР° прибыль;
  • правильное исчисление такой характеристики, как налоговая база;
  • грамотное заполнение налоговой декларации.

Подобный подход позволит избежать ошибок в учете и, как следствие, убытков.

Достоверная информация о деятельности хозяйствующих субъектов даст возможность принимать своевременные и точные решения управленческого характера.

Налог на прибыль: понятие и плательщики

Согласно российскому законодательству прибыль хозяйствующих субъектов подлежит обложению прямым налогом, сумма которого находится в зависимости от финансово-экономических результатов деятельности.

Прибыль предприятия определяется как разница между категориями доходов и расходов.

В данном контексте под доходами понимается выручка, получаемая в рамках как основного, так и иных видов деятельности.

Для целей формирования регистров по налогу на прибыль учет доходов осуществляется на базе первичной документации, без акцизов и НДС.

Под расходами понимается перечень документально подтвержденных издержек организации, которые связаны как с производственной, так и с коммерческой деятельностью.

При этом законодательно установлен закрытый список затрат, не подлежащих учету для целей налогообложения (к их числу необходимо отнести взносы в уставные капиталы, средства на погашение займов, дивиденды).

Состав плательщиков налога на прибыль представлен всеми российскими юридическими лицами за исключением субъектов, получивших специальные преференции, иностранными организациями.

Особенности расчета налога

Квалифицированное формирование отчетной документации по налогу на прибыль организаций предполагает четкое определение периодов признания издержек и доходов. Моменты, на которые для целей налогообложения принимаются доходы и затраты, устанавливаются:

  • РїРѕ методу начисления, исключающему зависимость даты признания РґРѕС…РѕРґРѕРІ (расходов) РѕС‚ момента фактического поступления выручки Рё ресурсов (оплаты расходов);
  • кассовому методу, обеспечивающему признание РґРѕС…РѕРґРѕРІ (расходов) РїРѕ моменту фактического зачисления финансовых средств Рё ресурсов (осуществления затрат).

В соответствии со ст. 315 НК РФ процедура исчисления базы по налогу на прибыль предполагает конкретизацию:

  • отчетного периода;
  • величины реализационных РґРѕС…РѕРґРѕРІ, соответствующих отчетному периоду;
  • СЃСѓРјРјС‹ издержек, относящихся Рє конкретному отчетному периоду Рё снижающих величину реализационных РґРѕС…РѕРґРѕРІ;
  • прибыли РѕС‚ реализации;
  • величины внереализационных РґРѕС…РѕРґРѕРІ;
  • прибыли РѕС‚ внереализационной деятельности;
  • СЃСѓРјРјС‹ убытка, которая должна быть перенесена РЅР° РёРЅРѕР№ период.

В силу ст. 286 НК РФ расчет налога предполагает умножение исчисленной согласно ст. 315 НК РФ базы на установленную ставку.

Следует учитывать, что грамотное формирование такого документа, как налоговая декларация, предусматривает учет особенностей определения доходов и издержек для отдельных видов российских компаний, а также для некоторых регионов.

Процедура перечисления авансовых платежей

В соответствии с действующим в 2016 году законодательством, уплата месячных (квартальных) авансовых платежей должна осуществляться не позже момента, который определен для предоставления соответствующей конкретному отчетному периоду налоговой декларации.

Особенности формирования отчетности

Плательщики данного налога обязаны соблюдать порядок заполнения такого документа, как налоговая декларация.

Особенности его оформления отражены в приказе ФНС РФ от 26.11.2014.

Данным регламентом устанавливается форма налоговой декларации, ее структура, а также режим работы с ней. В силу ст.

289 НК РФ сроки ее сдачи устанавливаются не позже 28 дней с даты завершения отчетного периода. Налоговая декларация по налогу на прибыль подлежит представлению в уполномоченный орган ФНС по месту нахождения:

  • хозяйствующего субъекта,
  • всех обособленных подразделений компании.

Очевидно, что работы по подготовке данной отчетности необходимо отнести к числу особо сложных. Они требуют серьезной профессиональной подготовки, постоянной актуализации базы знаний, особой аккуратности.

Квалифицированная помощь в вопросах подготовки отчетности по налогу на прибыль

Специалисты компании «Азбука Учета» – безусловного лидера рынка бухгалтерских услуг – готовы принять на себя обязанности:

  • РїРѕ формированию Рё контролю первичной документации,
  • созданию аналитических регистров,
  • оформлению деклараций,
  • своевременному предоставлению отчетности РІ органы ФНС.

Подобный комплексный подход позволит плательщикам налога на прибыль:

  • получить выстроенную РїРѕ всем действующим стандартам отчетность,
  • исключить ошибки,
  • избежать внеплановых проверок Рё штрафов,
  • существенно сэкономить время Рё финансовые средства,
  • оплачивать только реальный результат.

В рамках российского правового поля команда высококвалифицированных специалистов «Азбука учета» обеспечит оптимизацию налогообложения, постановку налогового учета и оформление отчетности. Персонал компании предоставит исчерпывающие консультации в любом удобном формате об услуге формирования деклараций.

Читайте также:

Источник: https://buhprocons.ru/stati/nalogovaya-declaraciya-nalog-na-pribyl/

Налоговые регистры: инструкция по применению

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ.

Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего.

А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль.

При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения.

И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.

07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций.

Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр.

Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает.

Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса.

Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета.

При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей.

А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно.

Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации.

И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой.

Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.

05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее.

Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает.

Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так,  в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное.

Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике.

Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах.

Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее.

Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра.

Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см.

, например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2011/8/5006

Регистры налогового учета

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Налоги и сборы России в вопросах и ответах

Раздел 1. Федеральные налоги и сборы

5. Налог на прибыль организаций

       Вопрос 46. Обязательно ли ведение всеми плательщиками налога на прибыль регистров налогового учета?

       В контексте сближения норм налогового и бухгалтерского учетов как одной из основных целей законодательства о налогах и сборах в настоящее время, бухгалтерскими службами организаций зачастую поднимается вопрос о том, насколько необходимым является ведение регистров налогового учета по налогу на прибыль малыми предприятиями, не применяющими в своей деятельности положения ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль”.

       В данной связи необходимо отметить: согласно нормам ст. 313 НК РФ данные налогового учета являются основой для расчета базы по налогу на прибыль. Впрочем, она может формироваться и на основе регистров бухгалтерского учета.

Но лишь при том условии, что показателей бухгалтерского учета будет достаточно для ее исчисления. Например, в ситуации, когда данные налогового и бухгалтерского учетов полностью совпадают и разниц по ПБУ 18/02 просто не возникает.

В этом случае применение ПБУ 18/02 теряет смысл на любом предприятии, не только на относящемся к организациям малого бизнеса — равно как и применение самих регистров налогового учета.

Регистры налогового учета: перечень

Если же это условие не выполняется (т.е. имеется расхождение между показателями бухгалтерского и налогового учетов), то организация вправе либо дополнить регистры бухгалтерского учета нужной информацией, либо же ввести отдельные регистры налогового учета.

       Таким образом, ведение регистров налогового учета и применение ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль” напрямую друг от друга не зависят. Если предприятию для определения налоговой базы по налогу на прибыль достаточно регистров бухгалтерского учета, то вести регистры налогового учета оно не обязано.

       Налоговый учет, в свою очередь, обязаны вести все организации, являющиеся плательщиками налог на прибыль. Но даже те из них, кто должны выполнять требования ПБУ 18/02, могут делать это и без составления отдельных регистров налогового учета.

Все налогоплательщики обязаны вести налоговый учет осуществляемой деятельности, для исчисления налоговой базы и суммы налога.

Для формирования показателей налогового учета этого необходимо учесть ряд ключевых моментов:

  • Форма налогообложения.
  • Виды деятельности.
  • Наличие трудоустроенного персонала.

Для оптимизации ведения предпринимательской деятельности и налогового учета, воспользуйтесь он-лайн  сервисом «Мое дело».

Выбор формы налогообложения

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо выбрать форму налогообложения.

Что нужно учесть при выборе:

  • вид деятельности;
  • планируемая годовая выручка от реализации товаров/услуг;
  • наличие и количество персонала;
  • тип контрагентов (частные лица, ИП, организации).

Самыми распространенными формами являются упрощенная система налогообложения (УСН) и общая система налогообложения (ОСН).  В некоторых регионах действует форма ЕНВД (единый налог на вмененный доход), что делает систему УСН невозможной. Если ИП не подает заявление о переходе на упрощенную систему, он автоматически ставится на общую систему налогообложения.

Учет показателей деятельности

  • Для индивидуальных предпринимателей главным регистром учета будет Книга учета доходов и расходов.В этом документе отражаются все финансовые операции ИП.
  • На всех наемных работников ведутся налоговые карточки.

Отчетность

ИП на УСН без наемных работников подает:

  • декларацию УСН (до 30 апреля года, который следует за отчетным);
  • книгу учета доходов и расходов (сроки те же).

ИП на УСН с наемными работниками подает:

  • декларацию УСН (до 30 апреля года, который следует за отчетным);
  • книгу учета доходов и расходов (до 30 апреля года, следующего за отчетным);
  • в ИФНС – справку о доходе работника (форма 2-НДФЛ);
  • в ФСС – расчетную ведомость 4-ФСС (ежеквартально);
  • в ПФ – персонифицированную отчетность (поквартально и за год), расчетные ведомости РСВ1.

ИП на ОСН без наемных работников подает в ИФНС:

  • декларацию 3-НДФЛ (до 30 апреля года, который следует за отчетным);
  • декларацию 4-НДФЛ (в 5-дневный срок по истечению отчетного месяца);
  • декларацию по НДС;
  • книгу учета доходов и расходов.

В ПФ и ФСС ИП без наемных работников отчетность не подает.

ИП на ОСН с наемными работниками подает:

  • в ИФНС — декларацию 3-НДФЛ (до 30 апреля года, который следует за отчетным); декларацию 4-НДФЛ (в 5-дневный срок по истечению отчетного месяца); декларацию по НДС; книгу учета доходов и расходов; справки 2-НДФЛ о доходах работников.
  • в ФСС – расчетная ведомость (форма 4-ФСС). Срок подачи – ежеквартально до 15 числа месяца, который следует за отчетным.
  • В ПФ – расчетная ведомость (форма РВС1), персонифицированная отчетность (по каждому сотруднику).

Налоги и сборы

Размер налогов, которые необходимо оплачивать ИП, определяются, в зависимости от выбранной формы налогообложения, размера доходов, видов деятельности и пр. Как правило, ставки налога определяются ФНС, или местными органами самоуправления.

Прочтите более подробно о требованиях к оплате налогов и сборов.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для

формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст.

314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст.313 НК РФ:

— наименование регистра;

— период (дату) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

МНС (ФНС) России облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли. С ней можно ознакомиться на сайте МНС (ФНС) России в интернете www.nalog.ru.

Следует отметить, что регистры налогового учета, разработанные МНС России, устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей налоговых регистров.

Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или преобразованы другим образом с учетом специфики деятельности конкретной организации.

Кроме того, организации имеют право разработать свои собственные налоговые регистры без использования регистров, рекомендуемых МНС России.

Все налоговые регистры, условно разделены на пять групп:

1. Регистры промежуточных расчетов

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Регистры учета состояния единицы налогового учета

3. Регистры учета хозяйственных операций

4. Регистры формирования отчетных данных

5. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по

количеству регистров и регистров-расчетов.

Все регистры, входящие в данную группу, можно условно разделены на несколько подгрупп:

• общего назначения (формирование стоимости объекта учета);

• по учету внеоборотных (нематериальных) активов;

• формирующие данные об учете и движении товарно-материальных запасов (3 регистра);

• формирующие данные о задолженностях предприятия (3 регистра);

• отражающие операции по страхованию работников (3 регистра);

• по гарантийному ремонту (2 регистра);

• по расходам на ремонт (2 регистра);

• по учету уступки прав требования (1 регистр).

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли.

В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода.

Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени.

Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах.

Что касается регистров формирования отчетных данных, то, как следует из названия группы, они содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит три регистра: регистр поступлений, регистр учета их использования и регистр нецелевого использования.

Дата добавления: 2014-01-20; 1334; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://accountingsys.ru/registry-nalogovogo-ucheta/

Разработка налоговых регистров по налогу на прибыль

Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Налоговые регистры по налогу на прибыль предписывает вести компаниям ст. 314 НК РФ, при этом четких указаний относительно их формы и порядка внедрения нет. Методика ведения налоговых регистров по налогу на прибыль в обязательном порядке фиксируется в учетной политике, несмотря на некоторый либерализм со стороны законодателей в этой области.

Методика построения регистров налогового учета

Классификация налоговых форм

Регистры для переходных вычислений

Регистры для сбора информации по отдельному объекту

Регистры отражения экономических событий

Регистры для сбора сводных итоговых данных

Регистры для идентификации и контроля направлений расходования целевого финансирования некоммерческих предприятий

Методика построения регистров налогового учета

Расчет базы налогообложения должен основываться на комплексе различных информационных данных, которые предварительно нужно проанализировать и сгруппировать.

Именно эту задачу и решают налоговые регистры по налогу на прибыль, которые обязана вести компания.

Не стоит сбрасывать со счетов их доказательную функцию, поскольку они позволяют создать аргументированный расчет, который в любой момент может быть подкреплен пакетом первичных документов, на основе которых эти реестры создаются.

Все необходимые для реализации налогового учета бланки фирма разрабатывает самостоятельно и закрепляет в своей политике учета. Хотя никаких типовых форм не существует, в НК РФ в ст. 313 сформулированы обязательные требования к ним. Так, регистр должен обязательно содержать:

  • наименование;
  • дату создания и регистрационный номер;
  • количественные измерители и сумму операции;
  • расшифровку вида хозяйственной операции;
  • подпись лица, ответственного за составление, и ее расшифровку, а также дату подписания.

Ответственность за составление регистра несет работник, который ставит на нем свою подпись в соответствии с внутренним распоряжением компании.

Одно из правил ведения налоговых регистров по налогу на прибыль заключается в обязанности компании обеспечить сохранность от внесения в них корректировок лицом, не уполномоченным на это.

При возникновении необходимости изменения данных обоснованное исправление проводит ответственный сотрудник, указывая при этом причину, проставляя дату и подпись.

бланков налогового учета используется самой компанией для определения текущей налоговой базы и анализа уровня налогообложения, а также проверяющими из ФНС. При этом налоговые органы не вправе раскрывать полученные из подобной отчетности сведения, поскольку по закону они являются налоговой тайной.

Бланки для ведения налогового учета могут формироваться в одном из следующих вариантов:

  • в виде аналитических или расчетных таблиц;
  • документов для систематизированного накопления данных;
  • справок-расчетов;
  • другими способами.

Их ведение и хранение может осуществляться как в бумажной, так и в электронной форме на выбор компании. Используемый подход должен быть отражен в учетной политике.

Существует много разнообразных бухгалтерских форм для аналитического учета: журналы-ордера, ведомости, главная книга. Для создания полноценного регистра налогового учета организации могут вносить вспомогательные поля в форму. Подобный подход законом не воспрещен, и налоговики не имеют права диктовать плательщику, в каком виде ему формировать реестры сумм для исчисления налоговой базы.

В качестве пособия для создания налоговых форм можно использовать рекомендации МНС РФ от 27.12.2001 «Система налогового учета для расчета прибыли на основании требования гл. 25 НК РФ». С момента их издания произошла масса законодательных изменений, однако большую часть содержащихся в них указаний целесообразно применять на практике и сегодня.

Классификация налоговых форм

Исходя из положений, описанных в рекомендациях, налоговые регистры можно объединить в 5 блоков:

  • для переходных вычислений;
  • для сбора информации по отдельному объекту;
  • для отражения экономических событий;
  • для сбора сводных итоговых данных;
  • для идентификации и контроля направлений расходования целевого финансирования некоммерческих предприятий.

Разберем их в следующих разделах статьи более детально.

Регистры для переходных вычислений

Основное назначение подобных документов — сбор и хранение информации по вспомогательным операциям компании, которые оказывают влияние на формирование базы обложения.

Подобные суммы, хотя и могут увеличивать или уменьшать размер объекта обложения, напрямую в других налоговых регистрах не фигурируют, в связи с чем и требуют фиксации в отдельном бланке.

В них находят свое отражение реализация общего алгоритма вычислений и итоговый размер вспомогательных сумм.

В состав указанного пакета расчетов, как правило, включаются:

  1. Амортизационные отчисления нематериальных активов.
  2. Формирование первоначальной стоимости предмета учета.
  3. Суммы материальных затрат на производство и стоимости товаров, предназначенных для реализации.
  4. Информация о накопленном долге кредиторов.
  5. Фонды безнадежной дебиторской задолженности.
  6. Расходы на ремонт.
  7. Регистр расходов на дополнительные страховые выплаты для своих работников.
  8. Фонды на проведение гарантийных ремонтов.
  9. Суммы, уплаченные за переуступку права требования.
  10. Иные документы.

Регистры для сбора информации по отдельному объекту

Для обобщения данных по отдельным элементам, формирующим налоговую базу, также применяется отдельный регистр.

В подобных расчетах большое значение имеет ретроспективное отображение информации, созданное таким образом, чтобы можно было получить данные о размере объекта на любую отчетную дату.

Кроме того, необходимо соблюдение непрерывности отражения операций. Именно в нем формируются итоговые суммы затрат на каждый элемент базы обложения.

В качестве учетных единиц, формирующих базу, выступают:

  • Внеоборотные активы.
  • Покупные материалы и товары для реализации.
  • Внутреннее перемещение материалов и товаров.
  • Затраты, планируемые в следующих периодах.
  • Колебания кредиторской задолженности.
  • Движение средств бюджетного финансирования.
  • Колебания размера фонда под списание сомнительных долгов.
  • Фактические суммы, потраченные на ремонт по гарантии.
  • Потери от погашения задолженности по штрафным санкциям.

Регистры отражения экономических событий

В целях систематизации данных по событиям, влияющим на формирование объекта обложения, также создаются отдельные таблицы. Перечень подобных регистров должен в полной мере охватывать весь спектр операций, связанных с приобретением и утратой права собственности на отдельные имущественные объекты, деньги, работы, которые являются составными частями контрактов с другими лицами.

Кроме того, сюда можно включить ведомости с накоплением сумм признанной задолженности и прочих объектов, влияющих на взимание налога. К таковым можно отнести факты переоценки объектов, признание результатов проведенных ревизий.

В подобные формы вносятся записи по следующим фактам:

  • Покупка и продажа имущества, прав на него или услуг.
  • Приход и расход денежных средств.
  • Предъявление штрафов.
  • Затраты на заработную плату персонала.
  • Налоговые платежи, формирующие сумму уменьшения налоговой базы.

Регистры для сбора сводных итоговых данных

В описываемых формах формируются показатели, впоследствии переносящиеся в поля декларации по налогу на прибыль. Основной характеристикой подобных регистров является формирование в них информации, прямо участвующей в составлении налоговой отчетности.

Помимо этого, в этих формах могут присутствовать иные суммы, необходимые для дополнительных вычислений. Они могут как перемещаться в регистры для переходных вычислений, так и напрямую использоваться при расчете элементов базы.

Список возможных форм для систематизации цифр к отчетам может включать следующие наборы данных:

  • Итоги по накопленной амортизации.
  • Суммы выручки от реализации.
  • Результат от операций по продаже внеоборотных активов.
  • Расчет прибылей или убытков от сделок по приобретению кредитных обязательств с дисконтом.
  • Результаты от вспомогательных направлений бизнеса.
  • Данные о результате от реализации прочих активов.
  • Суммы нераспределенных транспортных затрат.
  • Размер произведенных расходов, не связанных с основной деятельностью.
  • Отрицательный финансовый результат от прочей деятельности.
  • Расчет сумм иных расходов.

Регистры для идентификации и контроля направлений расходования целевого финансирования некоммерческих предприятий

Информация из указанных форм целиком попадает в специализированное приложение для деклараций, оформляемое исключительно некоммерческими компаниями, которое называется «Отчет о целевом использовании средств и имущества, который заполняют некоммерческие организации».

В состав описываемой части документации входят следующие разделы:

  • зачисленные средства целевого финансирования;
  • суммы и направления расходования полученных средств;
  • суммы нецелевых расходов, произведенных за период.

***

Для всех плательщиков налога на прибыль законодательством предусмотрена обязанность ведения помимо обычной бухгалтерской документации вспомогательных аналитических налоговых форм.

Они должны создаваться силами самой фирмы и, с одной стороны, отвечать ее учетным возможностям, с другой — позволять качественно и достоверно формировать показатели для исчисления налога.

Данные некоторых из них напрямую участвуют в оформлении декларации.

Ответственность за правильность, полноту и достоверность внесения информации в налоговые регистры несет назначенный для этого сотрудник. В процессе ведения он также обязан придерживаться основных требований, сформулированных в ст. 313 НК РФ. По окончании периода он должен заверять полученные в результате данные своей подписью.

Вся информация, которая содержится в регистрах налогового учета, относится к разряду налоговой тайны. В связи с этим должен обеспечиваться надлежащий режим хранения и предоставления доступа к указанной документации. Таким образом обеспечивается защита от нерегламентированных корректировок и внесения недостоверной информации.

Существующие аналитические формы могут дополняться любыми вспомогательными полями в целях обеспечения накопления достоверных данных для формирования базы по обложению налогом на прибыль.

Хотя органы ФНС не имеют полномочий вводить специализированные налоговые формы учета для компаний, фирмам лучше все-таки учесть пожелания налоговиков во избежание в последующем различных спорных ситуаций.

За отсутствие регистров налогового учета компания может понести довольно суровое наказание на основании ст. 120 НК РФ в виде наложения штрафов.

Как бы ни было затратно создавать параллельную систему учета, делать это необходимо, так как ее отсутствие будет напрямую противоречить нормам законодательства. Именно поэтому на данный момент большинство компаний имеют четко поставленную и структурированную систему налоговых регистров.

Источник: https://okbuh.ru/nalog-na-pribyl/razrabotka-nalogovyh-registrov-po-nalogu-na-pribyl

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.