+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности урегулирования налоговых споров

Содержание

Правовая характеристика налоговых споров

Особенности урегулирования налоговых споров

Налоговые споры Характеристика налоговых споров

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

18 ноября 2016

Отсутствие в действующем законодательстве четкости по определению налогового спора создает неясность в его понимании и множество определений налогового спора в юридической литературе. В данной статье автор определяет, какой смысл нужно вкладывать в понятие «налоговый спор», какие существуют причины его возникновения, каковы его признаки, основания и субъекты.

Налоговые споры являются сложной категорией дел, имеющей присущие только данной категории дел черты и особенности.

Сложность рассмотрения налоговых споров заключается прежде всего в отсутствии в действующем законодательстве определения понятия «налоговый спор»

Необходимо определить, какой смысл нужно вкладывать в понятие налогового спора, выяснить, какие существуют причины возникновения налогового спора, определиться с признаками, основаниями и субъектами налогового спора, а также рассмотреть проблемы, возникающие при их рассмотрении в процессуальном законодательстве. Спорить — означает отстаивать свою позицию, оспаривать какие-либо действия (бездействие).

На сегодняшний день определение понятия «налоговый спор» дано в юридической литературе.

Под налоговыми спорами понимаются юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый спор.

Налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

Можно предположить, что налоговый спор — это конфликт (разногласие) между участниками спора, возникающий в результате выполнения (невыполнения) налоговым органом и налогоплательщиком требований налогового законодательства: по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

Следует отметить, что причин, в результате которых может возникнуть налоговый спор, существует множество. Они могут быть как общие (характерные для всех налоговых споров), так и частные (характерные для отдельных видов налоговых споров).

Несовершенство процессуального законодательства, постоянное его изменение, неясность и противоречивость налогового законодательства являются основными причинами возникновения налоговых споров.

Предмет налогового спора.

Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предоставленных им статьей 21 Налогового кодекса РФ. С другой стороны, предметом притязаний со стороны налоговых органов может быть требование соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые установлены пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Представляется правильным сказать, что предметом налогового спора являются отношения, возникающие между налоговым органом и налогоплательщиком в результате уплаты (неуплаты, частичной уплаты) налога, оспаривания ненормативных (нормативных) актов, действий (бездействия) налогового органа, возврата излишне уплаченного (взысканного) налога, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и т.д.

Признаки налогового спора.

Наряду с предметом налоговый спор имеет присущие ему признаки.

Во-первых, это характер спора.

Как следует из статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, данный спор возникает исходя из властных отношений, где с одной стороны выступает государственный орган, а с другой — налогоплательщик.

Во-вторых, это субъектный состав налогового спора. Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы: основные и факультативные.

К факультативным относятся лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, сборщики налогов и сборов), лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители и налоговые консультанты), лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрирующие органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрационные органы, процессуальные лица), правоохранительные органы.

Кого же можно отнести к основным участникам налоговых отношений?

Наверно правильным стоит считать основными участниками налоговых отношений налоговый орган и налогоплательщика.

В-третьих, налоговому спору присуща процессуальная форма рассмотрения — с участием компетентного государственного органа — налогового органа.

Процессуальная форма налогового спора.

Под процессуальной формой понимается нормативно установленный порядок деятельности судов при разрешении правовых конфликтов.

Для налогового спора характерна как гражданская процессуальная форма (судебная форма защиты), так и внесудебная процессуальная форма.

Внесудебная форма защиты реализуется путем обращения налогоплательщика с жалобой на нарушающий права акт налогового органа в вышестоящий налоговый орган, в частности в Управление Федеральной налоговой службы России (изначально в УФНС по конкретному субъекту Российской Федерации).

налогового спора.

В-четвертых, это содержание налогового спора, в частности столкновение разных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей.

Основание налогового спора.

В-пятых, это основание налогового спора. Именно неправомерные действия (бездействие) плательщика являются тем юридическим фактом, который порождает расхождение в интересах и служит основанием для дальнейших действий сторон (уже в режиме налогово-правового спора), в том числе принятия соответствующего решения налоговым органом.

Ввиду того что налоговый спор является разновидностью административно-правового спора, следует отметить, что в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом, в отличие от спора гражданско-правового, налоговый спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

Также, ввиду того что налоговый спор является публично-правовым, имеющим установленную законом процедуру его рассмотрения уполномоченными органами.

Публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций.

Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей. Основанием налогового спора является нарушение либо неисполнение налогоплательщиками, налоговыми органами своих обязанностей.

Все вышеперечисленные признаки будут являться обстоятельствами, которые суд будет включать в предмет доказывания по налоговому делу.

  Поможет ли оценка недвижимости в налоговом споре?

Источник: https://www.oktavian.org/xarakteristika-nalogovyx-sporov/

Типы налоговых споров и способы их урегулирования

Особенности урегулирования налоговых споров

Бесплатная консультация юриста: +7(499)653-61-99, +7(812)565-33-29, 8(800)500-27-29 доб.158

Налоговые споры неизбежны для каждого гражданина РФ, который не намерен мириться с любой прихотью должностных лиц и готов защищать свои права.

Практика показывает, что судебные разбирательства с соседями, деловыми партнерами, участниками дорожного движения и прочими субъектами происходят довольно часто.

Но подобные споры подразумевают, что на этот раз лицо будет судиться уже непосредственно с государством.

Налоговые споры и их разрешение — сфера правовых отношений налогоплательщиков и представителей службы налогообложения. И если должностные лица совершили ошибку или даже осознанно ущемляют права налогоплательщика, следует немедленно обращаться в суд.

Стоит отметить, что как такового термина «налоговые споры» нет в законодательстве РФ. Есть обширная судебная практика в этой сфере, но вот прямого определения рассматриваемого понятия не существует.

Да, тяжбы налогоплательщика с представителями органов налогообложения — это налоговые споры, но при этом не каждое разбирательство, в котором фигурируют органы контроля за налогообложением, относится к налоговым спорам.

Разновидности налоговых споров и методы их преодоления

Выделяют такие виды налоговых споров:

  • судебное разбирательство инициируют непосредственно налоговики (например, стремятся взыскать задолженность или назначить штраф);
  • судебное разбирательство инициируют налогоплательщики в попытках защитить свои права.

Предметом наибольшего интереса является именно второй пункт, так как многие граждане РФ даже не подозревают, что тяжбу с должностными лицами можно выиграть. Все виды налоговых споров вспыхивают на основе таких факторов:

  • непосредственно процесс налогообложения;
  • жалобы на противоправные действия или бездействие налоговиков, а также подписанных ими актов;
  • инциденты, возникшие в процессе осуществления контроля за порядком налогообложения;
  • привлечение к ответственности после совершения нарушения в сфере налогообложения.

Налоговые споры и их разрешение обычно требуют вмешательства опытного юриста, так как речь идет уже не о покупке некачественного товара, а о более серьезных вещах.

Поэтому, если есть возможность сотрудничать с юристом, следует ей воспользоваться, чтобы сэкономить время и средства, так как неосведомленный человек не сумеет с первого раза достичь желаемого, обрекая себя на дополнительные расходы.

Разрешение налоговых споров целиком и полностью базируется на Арбитражном и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации.

К Арбитражному кодексу следует обращаться лишь тогда, когда иск подает налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, или же организация-налогоплательщик. Это стоит учитывать, когда определяется подведомственность налоговых споров.

Рассматриваемые споры можно уладить двумя способами: через суд и в досудебном порядке. Активно используются оба этих способа, но досудебное урегулирование налоговых споров не требует такого опыта в области юрисдикции, как подача иска в суд, поэтому начинать необходимо с первого.

Помимо этого, досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным с 2019 года, и только после того, как вы попробуете решить проблему во внесудебном порядке, ваше исковое заявление примут к рассмотрению.

Методы внесудебного разрешения конфликта

Досудебное урегулирование налоговых споров в России проходит по достаточно стандартной процедуре.

Вы можете пожаловаться вышестоящему чиновнику, которому подчиняется отдел или служащий, с которым у вас возникли недопонимания.

Вы вправе отправить свою претензию в течение трех месяцев с того момента, как узнали о нарушении ваших прав. Причем соблюдение сроков очень важно в таких разбирательствах, поэтому следует быть пунктуальным.

Если вы намерены пожаловаться на итог одной из внеочередных проверок, то подача жалобы возможна лишь по истечении 10 суток с момента окончания проверки. Отправить жалобу можно следующими способами:

  • выслать заказным письмом;
  • отправить курьером;
  • передать при личном посещении инстанции.

Последний способ признан наиболее надежным — так вы будете уверены, что ваше письмо не отложили «до лучших времен». Если же вы отправляете жалобу по почте, обязательно закажите уведомление о получении письма. Так у вас будет документальное подтверждение того, что адресат получил ваше обращение, и послужит одним из доказательств в случае судебного разбирательства.

Если вы решили передать жалобу лично, то вам необходимо отыскать окошко приема документации или же канцелярию налогового органа. Следует помнить о территориальной принадлежности должностных лиц или органов, на которые вы хотите пожаловаться. Нужно отправлять обращение именно в это отделение, а не в первое попавшееся, в надежде, что ваше письмо перенаправят в нужные руки.

Адресат обязан рассмотреть ваше обращение в течение стандартного срока, отведенного на эти цели для государственных учреждений — 30 суток. После рассмотрения жалобы может быть вынесен один из вердиктов.

  1. Приказ признать акт недействительным и устроить очередную проверку (если налогоплательщик хотел обжаловать акт налоговой службы).
  2. Полностью удовлетворить просьбу налогоплательщика и остановить производство по его делу.
  3. Вынести новый вердикт по этому делу.
  4. Внести коррективы в уже вынесенный вердикт.
  5. Отказать налогоплательщику в его просьбе.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров обладает множеством преимуществ. Например, вам не придется следовать строгому регламенту, платить государственную пошлину и неделями ждать решения суда.

Вполне возможно, в вашем случае имела место банальная ошибка, и выражение претензий к налоговикам напрямую поможет вернуть все на свои места.

Ну а если вашу жалобу оставили без удовлетворения или попросту проигнорировали, следующим шагом должно стать обращение в суд.

Подсудность споров с налоговыми органами

Споры с налоговыми органами следует инициировать лишь тогда, когда истец определился с их подсудностью. Распределение судебных разбирательств в рассматриваемой сфере раскрывается в 138-й статье Налогового Кодекса. Прописано, что подсудность ненормативных актов налоговых органов делится на арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Чтобы точно установить подсудность, необходимо обратиться к положениям Арбитражного и Гражданского процессуального кодексов РФ. Если же дело одновременно затрагивает оба этих суда, то подсудность этого случая относится к суду общей юрисдикции.

Если истец хочет обжаловать ненормативный акт, который никак не ущемляет его деятельность предпринимателя, то он должен подавать иск в суд общей юрисдикции. Но если предприниматель или организация хочет обжаловать решение налоговиков, напрямую касающееся их деятельности, то подсудность такого дела уже иная, и им прямая дорога в арбитражный суд.

Арбитражные суды рассматривают практически все экономические споры, так что если у предпринимателей и других юридических лиц возникает конфликт с акционерами, руководством и т.д., они всегда обращаются именно в арбитражный суд. Но споры с налоговыми органами тоже относятся к арбитражу, если касаются предпринимательской деятельности, а ответчиком является налоговый орган.

Не всегда дела, связанные с налоговой службой, должны рассматриваться в арбитражном суде. Например, если речь идет о решении представителей ФНС по поводу неправомерного использования контрольно-кассовых аппаратов, то такие дела рассматриваются уже в местных судах общей юрисдикции.

Есть и другие исключения. Например, если представитель налоговой службы совершил нарушение, за которое следует административная мера пресечения, то такие разбирательства тоже не относятся к рассматриваемым спорам. Даже если действия должностного лица навредили налогоплательщику, решение по такому происшествию выносится исходя из КоАП РФ.

Подача искового заявления в арбитражный суд по налоговым спорам потребует от вас максимальной выдержки, упорства и юридических познаний. Желательно получить консультацию опытного юриста, чтобы вы были во всеоружии и смогли эффективно противостоять налоговым органам.

Практика показывает, что суды выносят решение в пользу налогоплательщиков лишь в 20 % случаев, так что не стоит рассчитывать на легкую победу. Но если вы как следует подготовитесь и будете упорно двигаться к цели, у вас будут большие шансы на успех.

(23 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: http://podachaiska.ru/spory/nalogovyie-sporyi.html

Досудебное урегулирование налоговых споров

Особенности урегулирования налоговых споров

Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов.

Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.

С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Такое требование распространилось на следующие виды решений:

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.

ОБЖАЛОВАТЬ ТАКИЕ РЕШЕНИЯ МОЖНО В РАМКАХ ДВУХ ПРОЦЕДУР: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ И ОБЖАЛОВАНИЕ.ВЫБОР ПРОЦЕДУРЫ ЗАВИСИТ ОТ ОДНОГО УСЛОВИЯ: ВСТУПИЛО ЛИ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

1) Апелляционное обжалование.
К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган.

Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:  

  1. Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
  2. Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу.

И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.

2) Обжалование.

Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф.

Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения.

Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.

Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.

Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора

Плюсы:

  • Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
  • Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
  • Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
  • Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.

Минусами, безусловно, можно признать следующее:

  • В некоторых спорах является обязательным требованием;
  • Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
  • Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
  • Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.

Судебное урегулирование налоговых споров

Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:

  1. Оспаривание нормативного акта ФНС;
  2. Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.

1) Оспаривание нормативного акта ФНС

Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением.

Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью.

Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.

Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!

Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С.

Налоговые споры

мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС. Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.

2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы

Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд.

Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.

СРОК ДЛЯ ПОДАЧИ ИСКА ОГРАНИЧЕН ТРЕМЯ МЕСЯЦАМИ, ПОЭТОМУ ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОПУСКА ДАННОГО СРОКА В СВЯЗИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА

Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.

Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца.

В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой.

Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.

В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г.

№6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков».

Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.

И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора.

Какой выбирать? Все зависит от сложности дела,  предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

На практике большинство налоговых споров возникают в связи с несогласием налогоплательщика с решением налогового органа, принятого по результатам выездной проверки либо камеральной проверки, при взыскании налоговым органом штрафа за нарушение налогового законодательства, а также при отказе налогового органа произвести в отношении налогоплательщика какие-либо юридические действия, например осуществить возврат или зачет налога, уплату процентов за несвоевременное возмещение НДС. В статье рассматривается арбитражная практика по данному вопросу.

НК РФ устанавливает случаи, когда сторона спора — налоговый орган или налогоплательщик обязаны до судебного разбирательства предложить друг другу урегулировать спор в досудебном порядке. Данная процедура представляет собой письменное предложение одной стороны спора другой добровольно исполнить определенные обязательства (вернуть налог, уплатить штраф и т.д.).

Все предусмотренные в НК РФ случаи такого обязательного досудебного урегулирования спора можно разделить на 2 категории в зависимости от инициатора спора — налогового органа или налогоплательщика. Рассмотрим каждую из них.

В соответствии с п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения с иском в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции, направив требование или иной документ по всем известным ему адресам налогоплательщика (иного лица).

Как указано в п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.

2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что п. 1 ст.

104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.

Налоговый орган обращается с иском в суд в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налога.

Если налоговый орган не исполнит свою обязанность, то в дальнейшем судебном разбирательстве это даст основание суду отказать налоговому органу в рассмотрении иска. В соответствии со ст.

148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Например

Источник: https://3zprint-msk.ru/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Досудебные налоговые споры, досудебное урегулирование налоговых споров

Особенности урегулирования налоговых споров

Досудебные налоговые споры приобрели большую актуальность с 1 января 2009 года, когда досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган стало обязательным условием дальнейшего судебного обжалования. Данный досудебный порядок налоговых споров был введен Федеральным Законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса …».

Так, в рамках порядка досудебного урегулирования налогового спора, согласно п.5 ст.101.

2 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Досудебное урегулирование налоговых споров, таким образом, стало актуальным, до введения данного порядка досудебного урегулирования налоговых споров налогоплательщики редко пользовались обжалованием в вышестоящий налоговый орган, так как смысл такого обжалования непонятен – вышестоящий налоговый орган в рамках принятой фискальной политики не отменяет решений нижестоящего.

Досудебное урегулирование налоговых споров, как правило, не приносит положительного результата в виде отмены решения нижестоящего налогового органа, однако имеет ряд особенностей, в связи с которыми его совершенно необходимо провести правильно:

· досудебное урегулирование налогового спора обязательно в соответствии с законодательством, если сопряжено с решением налогового органа о привлечении к ответственности, либо отказе в привлечении к ответственности;

  • в рамках досудебного налогового спора совершенно необходимо представить правильную правовую позицию и все доказательства правоты налогоплательщика. Если этого не сделать, то суд в дальнейшем может указать, что налоговый орган правомерно принял решение на основе имеющихся материалов, иные же материалы налоговому органу представлены не были. То есть правильное досудебное урегулирование налогового спора создает плацдарм для дальнейшего оспаривания решения налогового органа в суде.

Налоговые юристы Правового бюро «Юристократ» имеют многолетнюю успешную практику ведения налоговых споров при относительно невысокой стоимости услуг по досудебному урегулированию налоговых споров, многие из них работали в налоговых органах и прекрасно знают ситуацию изнутри. Обращайтесь к профессионалам Правового бюро «Юристократ» за решением досудебных налоговых споров.

2. Досудебное урегулирование налоговых споров – Сроки

Согласно п.3 ст.140 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 (одного) месяца. Это срок может быть продлен не более чем на 15 (пятнадцать) дней для получения информации у нижестоящего налогового органа.

3. Досудебные налоговые споры – Порядок действий

1. Документы от вас для досудебного урегулирования налогового спора:

– свидетельство ОГРН;

– учредительные документы;

– первичные материалы дела (акты проверок, решения налоговых органов, договоры, приложения, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.);

2. По предоставленным документам наши налоговые консультанты готовят возражения на акт проверки, подбирают полный комплект необходимых документов для подтверждения правовой позиции налогоплательщика.

3. Наши налоговые специалисты подготавливают апелляционную жалобу на решение налогового органа.

4. Досудебные налоговые споры – Гарантии

Гарантиями нашей отличной работы выступает наш обширный опыт по урегулированию досудебных налоговых споров.

5. Досудебное урегулирование налоговых споров – Результат

Результатом услуг по досудебному урегулированию налоговых споров является:

– подготовленная позиция, плацдарм для перехода в стадию судебного налогового спора;

– решение вышестоящего налогового органа.

6. Досудебное урегулирование налоговых споров – Стоимость

Цена досудебного урегулирования налоговых споров варьируется в зависимости от пакета услуг:

Наименование услугиСтоимость услуги
Консультация юриста по налогам по вопросам по арбитражному налоговому спору4’000 рублей / час
Юридическое сопровождение выездной налоговой проверки юристом по налогам, досудебное урегулирование налогового спора.Срок до 2х месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).30’000 рублей
Возражения по результатам налоговой проверки юристом по налогам, изучение акта проверки, представление дополнительных документов, анализ правомерности доначислений15’000 рублей
Составление апелляционной жалобы юристом по налогам в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности15’000 рублей
Составление апелляционной жалобы юристом по налогам  в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности;Ведение апелляционной жалобы, представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе в досудебном налоговом споре25’000 рублей

Comments:

  • ВКонтакте
  • JComments

Download SocComments v1.3

Источник: https://ukrat.ru/index.php?/dosudebnye-nalogovye-spory-dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyx-sporov.html

Особенности рассмотрения налоговых споров в суде

Особенности урегулирования налоговых споров

Когда субъекты предпринимательской деятельности не согласны с тем как налоговый орган выполняет управленческие функции, возникает налоговый спор. Разрешить налоговый спор можно путём его обжалования. Современное законодательство РФ предусматривает несколько способов обжалования:

– обжалование в вышестоящий налоговый орган;

– обжалование в орган надзора;

– обжалование в суд.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

 Способ и процедура такого обжалования различается в зависимости от предмета спора:

– процедура обжалования нормативных актов налоговых органов;

– процедура обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Давайте рассмотрим особенности налоговых споров по порядку.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган

В вышестоящем налоговом органе обжалуется любой ненормативный акт территориального налогового органа – налоговой инспекции.

Ненормативный акт налоговой инспекции – это решение в любой форме, затрагивающее только конкретного гражданина, предпринимателя или юридическое лицо. Решение о привлечении к административной ответственности, доначисление налога, аннулирование разрешительного документа, и т.д.

Такие акты вначале обжалуются только в вышестоящем налоговом органе. Делается это в интересах самих же граждан и бизнеса, из-за процессуальных особенностей налоговых споров.

Дело в том, что каждое решение налогового органа принимается на основании той или иной проверки, в рамках которой исследуется наличная у проверяемого и в налоговом органе документация.

Если необходимой документации недостаточно для того, чтобы сделать вывод о правомерности действий проверяемого, налоговая инспекция критически оценивает наличные документы, и делает вывод, что надлежащие документы поданы не были.

Здесь речь идёт о тех документах, подача которых не является обязательной в рамках отчётности. В таком случае единственный способ доказать правоту – подать дополнительные документы. А возможно это в рамках рассмотрения жалобы на решение налогового органа.

В то время как суд не признает незаконным решение налогового органа, по причине не учёта документов, которые ему не подавались. Таким образом, если бы налогоплательщики имели  право на разрешение налоговых споров в арбитражных судах сразу, они могли проиграть дело уже в момент подачи жалобы. Такая проблема есть на Украине, где налогоплательщик имеет возможность прямого обжалования ненормативного акта налоговой в суд.

Порядок обжалования в вышестоящий орган

Жалоба на ненормативный акт подаётся через территориальную налоговую инспекцию, которая в течение трёх дней с момента получения обязана направить жалобу по назначению. В жалобе необходимо указать:

– реквизиты, включая полное наименование, адрес и налоговый номер;

– реквизиты вышестоящего налогового органа;

– название обжалуемого ненормативного акта, включая серию, номер и дату издания;

– суть нарушений, допущенных налоговым органом, с нормативным обоснованием;

– требования;

– способ получения ответного решения.

Жалоба подписывается лично и представителем или адвокатом с оформленными полномочиями.

Составляя жалобу (скачать шаблоны жалоб) нужно уделить особое внимание нормативно-правовой аргументации. Вышестоящий орган не будет выстраивать обоснование невиновности.

Кроме ссылки на законы и кодексы, не забудьте указать подзаконные акты, регулирующие деятельность должностных лиц. Важно правильно выстроить требования.

Если налоговая инспекция приняла незаконное решение, то вы должны требовать его отменить, если вы оспариваете действие или бездействие – нужно требовать признать его неправомерным, и обязать произвести требуемое действие.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

Сроки подачи и рассмотрения жалобы зависят от предмета обжалования. Если жалоба подаётся на сам ненормативный акт, то её срок составляет один год, который исчисляется с момента принятия такого акта.

Если же суть спора – действие или бездействие налогового органа, связанное с принятием или исполнением того или иного ненормативного акта, то установленный годичный срок исчисляется с того момента когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав, или должен был об этом узнать.

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган может отменить решение налоговой инспекции, изменить его, обязать совершить действия, или отказать в удовлетворении жалобы. В отличие от суда налоговые органы вправе отходить от требований налогоплательщика. Он может изменить решение налоговой инспекции, которое вы просили отменить.

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа вы можете обжаловать его в Федеральную налоговую службу, или вправе сразу обжаловать в арбитражном суде.

Апелляционная жалоба на решение вышестоящего органа

Федеральная налоговая служба редко придерживается иной правовой позиции, чем территориальные органы.

Но если ваши права были нарушены не только в момент принятия обжалованного решения, но и в процессе рассмотрения первичной жалобы, есть смысл обратиться с жалобой в Федеральную налоговую службу.

К апелляционной жалобе предъявляются такие же требования, как и к первичной жалобе, но требуется указать, в чём неправомерность решения вышестоящего налогового органа. Подать апелляционную жалобу можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия решения вышестоящего налогового органа.

Особенности рассмотрения налоговых споров арбитражными судами

Арбитражные суды рассматривают дела:

– про отмену ненормативных актов налоговых органов после обжалования по вертикали;

– процессуальные споры: про признание незаконными действия или бездействия налоговых органов после обжалования по вертикали;

– про обжалование ненормативных актов Федеральной налоговой службы, несвязанных с рассмотрением жалоб на решения территориальных налоговых органов;

– про обжалование любых нормативных актов налоговых органов.

Чтобы начать судебный процесс составляется исковое заявление. Если вы собираетесь обжаловать ненормативное решение, то заявление, которые вы подавали в вышестоящий налоговый орган, послужит хорошей основой для иска с уже готовым обоснованием.

Но важно помнить, что арбитражный суд не может изменять решения налоговых органов. Суд может его отменить полностью или частично, либо оставить в силе.

Если вы обжалуете действия или бездействия налогового органа, суд может признать действия незаконными и обязать налоговый орган осуществить требуемое.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

Особенность налоговых споров в арбитражном суде в том, что налоговый орган обязан доказать правомерность решения или действия. Если он не сможет этого сделать суд примет положительное для вас решение. Своего рода презумпция неправомерности действий и решений налогового органа.

Подать иск в арбитражный суд на налоговый орган можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия спорного решения или осуществления действия.

Решение арбитражного суда на общих основаниях арбитражного процесса можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров касаются и территориальной подсудности. Истец вправе предъявить иск к налоговому орган, как по своему месту проживания, так и по месту нахождения налогового органа. Лучше всего обращаться в арбитражный суд подальше от налогового органа, тем самым гарантирую максимальную беспристрастность.

Действие ненормативного акта налогового органа при обжаловании

Само по себе обжалование решения налогового органа не влечёт за собой автоматического приостановления действия. Решение будет исполняться, к вам будут приходить судебные исполнители, накладывать аресты, и осуществлять прочие исполнительные действия. Но исполнение такого решения можно приостановить.

Если вы обжалуете решение по вертикали, вместе с жалобой нужно подать заявление о приостановлении действия спорного решения. Но это возможно только в том случае если вы получите банковскую гарантию выполнения ваших налоговых обязательств, которая будет действительна ещё полгода, с момента подачи жалобы.

При рассмотрении процессуальных налоговых споров можно приостановить выполнение решения. Судья не требует банковских гарантий, но нужно аргументировать необходимость приостановления выполнения решения, невозможностью дальнейшей отмены действий осуществлённых во исполнение спорного решения.

У налогоплательщиков есть широкие права на защиту от неправомерных действий налоговых органов. Но при подготовке жалоб и исковых заявлений лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов, чтобы по результатам обжалования у вас была максимальная выгода.

Для консультаций Вам нужно обратиться к нашим Специалистам.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/osobennosti-rassmotreniya-nalogovyh-sporov-v-aritrazhnom-sude/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.