+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности учета централизованного снабжения

Особенности учета централизованного снабжения –

Особенности учета централизованного снабжения

Одним из вариантов обеспечения материальными ценностями бюджетных организаций и филиалов крупных компаний является система централизованного снабжения. Получатель активов не занимается поиском поставщиков и переводами денежных средств. Весь комплекс работ по оформлению и реализации сделки возлагается на головную структуру.

Что такое централизованное снабжение материальными активами

В централизованном типе поставок материалов участвуют три стороны:

Поставщик, который на платной основе обязуется передать определенное количество материальных ценностей по заранее оговоренной цене.Заказчик. В его роли выступает организация, у которой имеются полномочия для заключения сделок и подписания договорной документации, открыт расчетный счет в банковском учреждении.

Получатель грузов – структурное подразделение или отдельная организация, которая принимает активы.

ВАЖНО! Денежными расчетами связаны только два участника сделки: поставщик и заказчик товаров.

Осуществление всех этапов централизованных закупок регламентируется нормами закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ (ст. 26). Поставки могут быть реализованы в нескольких вариантах:

грузополучатель выступает в роли подведомственного распределителя материальных активов;
грузополучатель является конечным звеном, приходующим ценности.

В первом случае получатель материалов принимает их на баланс, проверяет комплектность и количество, распределяет между зависимыми организациями или подразделениями. В соответствии с утвержденным планом распределения активы направляются адресатам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Передача ценностей в пользу подведомственной организации осуществляется безвозмездно.

Суть централизованных закупок сводится к наделению отдельного государственного органа полномочиями по:

подбору поставщиков;планированию расходных операций, касающихся приобретения материальных активов;заключению сделок;

проведению расчетов.

Законодательство допускает выполнение заказчиком своих функций на самостоятельной основе. Задача обоснования закупок конкретного вида актива и его количества не может быть возложена на распределителя материалов. Идентификация операций по централизованным закупкам проводится по нормам п. 153 Приказа Минфина от 6 декабря 2010 г. №162н:

закупка касается материальных активов;возникновение трехсторонних отношений;

два участника сделки связаны между собой по признаку подведомственного подчинения.

Порядок снабжения

Схема реализации снабжения состоит из таких этапов:

Подача подведомственными структурами в снабженческий орган заявок на плановый расход материалов в будущем периоде с детализацией по видам активов и обоснованием необходимости заявленного количества ценностей.

Составление плана закупок и истребование финансирования под него головным распорядителем.Поиск и выбор поставщиков организацией, выполняющей роль заказчика.Согласование деталей сотрудничества между заказчиком и поставщиком, подписание договора поставки.

Доставка и отгрузка товаров грузополучателю.

Оплата распределителем суммы по договору.

КСТАТИ! Материалы могут быть получены работниками склада заказчика или на объекте грузополучателя без участия промежуточного звена.

Система документооборота требует оформлять договор, сопроводительные бланки к нему, извещения формы 0504805. Извещение составляется в двух экземплярах. Каждый новый бланк заполняемого документа формы 0504805 должен быть зарегистрирован в специальном журнале. Правила оформления закреплены в Приказе №52н от 30 марта 2015 г. Возможны два способа составления этого документа:

Извещение формируется заказчиком. Грузополучатель на базе отраженной в форме информации производит проверку ценностей при их поступлении и заполняет свою часть бланка.

Второй экземпляр со всеми заполненными реквизитами направляется заказчику для оповещения его о приходовании активов в полном объеме (или сообщает о неполной комплектации, обнаружении брака).

Грузополучатель создает извещение и отправляет все экземпляры вышестоящей инстанции, являющейся заказчиком по договору поставки. Заказчик проверяет документы, заполняет вторую часть извещения и возвращает один из бланков получателю материалов.

Учет снабженческих операций при централизованных поставках

Раздел 6 Приказа №162н регулирует вопросы, связанные с учетом операций по централизованному снабжению. Нормативный акт рекомендует заказчикам оформлять этапы сделки такими корреспондирующими записями:

В момент перечисления авансового платежа дебетовые обороты накапливаются на 1 206 31 560, а кредитовые могут отражаться по 1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340.

В случае с прямой доставкой получателю активов без промежуточной проверки материалов заказчиком в учете показываются суммы через дебетование 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340 и кредитование 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730.

При осуществлении поставщиком доставки на один из объектов заказчика для дальнейшего направления оттуда распределенной нормы по подведомственным получателям делаются записи формата:

При проведении зачета сумм авансовых платежей:

Если при приемке активов были обнаружены бракованные изделия, испорченные экземпляры:

При наличии в условиях договора пункта об обязательном возврате в адрес поставщика тары ее отправка будет отражена у заказчика в учете одним из способов:

дебетование 1 205 74 560 – кредитование 1 304 04 340;по дебету записывается 1 401 20 272, а по кредиту — 1 304 04 340;

в дебетовых оборотах участвует 1 210 02 440, 1 303 05 830, в кредитовых — 1 205 74 660.

В учетных операциях грузополучателя может быть задействован счет 22, являющийся забалансовым.

На нем отражаются полученные ценности в рамках централизованного снабжения до момента получения полного комплекта документации на конкретную партию изделий.

При оприходовании на объект грузополучателя материалов счет 22 дебетуется на сумму их стоимости. В момент поступления извещения счет 22 кредитуется.

Заказчик, ответственный за централизованные поставки активов в подведомственные организации, выбирает код КОСГУ с учетом назначения приобретаемых им материалов.

Если ценности покупаются для передачи другим субъектам бюджетного процесса, сам заказчик не будет ими пользоваться, вместо отражения сумм на КОСГУ 310, 320, 340 затраты относятся на КОСГУ 241.

Эта операция будет означать безвозмездную передачу имущественных объектов в пользу бюджетных учреждений. Норма закреплена Письмом Минобороны от 25 апреля 2014 г. №184/7/223.

Получатель активов показывает их по 180 КОСГУ в составе прочих доходов. Этот вариант актуален для поставок от учредителей. При перемещении активов от головного предприятия его подразделениям используются 310 КОСГУ и 340 КОСГУ (для основных средств и всех типов материальных запасов).

Заказчик в обязательном порядке должен оформлять акт по форме 0504101 при приеме-передаче активов. Дополнением к нему служит извещение. Пока этот набор документов не будет готов, все ценности будут числиться в полной стоимости на забалансовом учете (счет 22). Оба бланка составляются в двух экземплярах.

Грузополучатель в бухгалтерском учете все операции проводит при помощи таких корреспонденций:

При отгрузке на его объектах изделий от поставщика дебетуется счет 22.Когда грузополучателю приходит акт и извещение со всеми заполненными реквизитами, счет 22 надо прокредитовать.В случаях, когда в рамках централизованного снабжения были получены объекты основных средств, в дебете прописывается 4 101 00 310, а в кредите — 4 401 10 180.

Если были привезены материальные запасы, то запись будет формата Д 4 105 00 340 – К 4 401 10180.

Основанием для постановки имущества на баланс всегда является акт приема-передачи. Извещение используется для подтверждения получения активов от поставщика, идентификации полноты комплектации партии изделий и исключения поставки бракованной продукции.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! До окончания документального оформления операции поставки все отгруженные материальные ценности учитываются и заказчиком, и грузополучателем на забалансовых счетах.

До момента оформления акта с извещением и получения их заинтересованными участниками сделки у заказчика ценности будут числиться на забалансовом счете 05. Когда поставщик отгрузит продукцию на территории подведомственного получателя и это будет зафиксировано документально, суммы с 05 счета списываются.

Структурные подразделения, филиалы и подведомственные учреждения после заполнения и отправки извещения, возврата его второго экземпляра начинают реализовывать постановку ценностей на баланс. Для этого основанием будет выступать приходный ордер. Он оформляется по форме 0504207.

Источник: assistentus.ru

Источник: http://gilsocminimum.ru/osobennosti-ycheta-centralizovannogo-snabjeniia.html

Как

Особенности учета централизованного снабжения

Раздел 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями» был включен в Инструкцию № 162н в конце 2012 г.

До этого момента операции учета централизованного снабжения были «размыты» по нескольким пунктам документа (23, 31, 32, 36, 37), т. е. отсутствовала систематизация данного процесса.

Таким образом, законодатели ликвидировали методологический пробел, образовавшийся после утраты силы Инструкции № 148н.

На основании п.

153 Инструкции № 162н можно выделить три отличительных признака операций централизованного снабжения (далее – ЦС):1) понятие «централизованное снабжение» относится только к закупкам материальных ценностей;2) в операции ЦС участвуют три стороны: учреждение-заказчик, поставщик и учреждение-грузополучатель;

3) из вышеназванных трех сторон две связаны отношениями подведомственности. То есть одна сторона является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (ГРБС (РБС)), а другая – подведомственным ему получателем (распорядителем) бюджетных средств (ПБС).

Схематически это изображено на рис. 1.

Рис. 1. Трехсторонние взаимоотношения при централизованном снабжении

ГРБС осуществляет закупку программного обеспечения (неисключительных прав) для подведомственных учреждений. Поскольку программное обеспечение не является материальными ценностями, к такой операции не могут быть в полной мере применены правила и определения, относящиеся к ЦС.

ГРБС закупает материальные ценности, приходует их (или отражает как вложения в нефинансовые активы), а затем передает подведомственному учреждению. Такая операция не является ЦС, потому что здесь имеет место не одна трехсторонняя операция, а две двухсторонних. Сначала покупка, а затем внутриведомственное перемещение.

Министерство образования субъекта РФ производит оплату в адрес поставщика за школьные методические пособия, которые будут получать отделы образования муниципальных районов и городских округов.

Эта операция не может быть отражена в учете в том порядке, который предусмотрен для ЦС.

Потому что учреждение-грузополучатель не является подведомственным по отношению к учреждению-заказчику: они относятся к разным уровням бюджета.

Описанные ситуации в той или иной степени схожи с операциями ЦС.

Поэтому отдельные учетные приемы, предусмотренные п. 153 Инструкции № 162н, могут быть применены в каждой из них (например, использование забалансовых счетов 05, 22, оформление операций Извещением (ф. 0504805)).

Порядок оформления операций

Учреждение-заказчик и учреждение-грузополучатель отражают в учете взаимоотношения, возникающие при ЦС, в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». При этом обе стороны по одной и той же операции используют с указанным счетом один и тот же КБК.

По завершении операции у обеих сторон должно сформироваться совпадающее по сумме сальдо счета по полному 26-значному номеру счета 0 304 04 000 с противоположным знаком. Для согласования операции в процессе ее совершения стороны используют Извещение (ф. 0504805).

По завершении отчетного периода для согласования расчетов и консолидации отчетности используется Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по соответствующим счетам 0 304 04 310 и 0 304 04 340.

Учреждение-грузополучатель ставит на баланс материальные ценности, полученные по ЦС, только на основании первичных документов, содержащих дополнительно к обязательным реквизитам: полное наименование государственного (муниципального) заказчика; наименование учреждения-грузополучателя; реквизиты государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение; код классификации расходов бюджета, по которому производится оплата.

Указанные документы согласно п. 154 Инструкции № 162н должны оформлять учреждение-заказчик и/или поставщик.

Для отражения материальных ценностей, полученных по ЦС, на которые не поступили документы, учреждение-грузополучатель использует забалансовый счет 22.

После получения документов активы списываются с забалансового счета 22 и приходуются на счет учета нефинансовых активов.

Учреждение-заказчик использует для отражения отгруженных объектов, которые учреждение-грузополучатель еще не получило, забалансовый счет 05.

Варианты отражения в учете

В зависимости от обстоятельств возможно несколько различных схем отражения в учете операций ЦС.

При приобретении основных средств за плату использование счета 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» обязательно. При ЦС этот счет должен быть отражен в учете хотя бы одной из сторон операции: или учреждением-заказчиком, или учреждением-грузополучателем.

Если на момент получения материальных ценностей учреждением-грузополучателем не поступил от учреждения-заказчика полный комплект документов: документ поставки с дополнительными реквизитами, указанными в п.

154 Инструкции № 162н, а также Извещение (ф. 0504805), нет оснований для отражения объектов на соответствующем счете учета нефинансовых активов. Они могут быть оприходованы только на забалансовый счет 22.

Если на основании имеющихся документов не может быть определена цена, по которой материальные ценности впоследствии будут отражены в учете, учет на забалансовом счете 22 следует вести в условной оценке 1 руб. за единицу.

Аналитический учет по забалансовому счету 22 следует вести в разрезе:

  • вида нефинансового актива (основные средства, материальные запасы);
  • номенклатуры материальных ценностей;
  • материально ответственных лиц (мест хранения);
  • партий (документов) поставки.

Такая аналитика необходима, с одной стороны, для полноценного контроля за материальными ценностями, а с другой – для корректного отражения их на балансовых счетах после получения полного комплекта документов.

Для справки

В ранее действовавших инструкциях по бюджетному учету в любом случае централизованного снабжения было указано на необходимость учреждению-грузополучателю использовать в корреспонденции со счетом внутриведомственных расчетов 0 304 04 000 соответствующий счет вложений в нефинансовые активы 0 106 00 000. В Инструкции № 162н такого категоричного требования нет.

В дальнейшем учреждению-грузополучателю может потребоваться производить внутреннее перемещение и расходование полученных материальных ценностей. В этом случае расходование отражается по кредиту забалансового счета 22 и оформляется теми же первичными документами, что и движение этих материальных ценностей на балансовых счетах.

После получения полного комплекта документов от учреждения-заказчика остаток материальных ценностей по соответствующей поставке списывается с забалансового счета 22. Материальные ценности приходуются на счет нефинансовых активов.

Если за прошедший период были еще движения с указанной партией объектов, эти операции отражаются в учете на основании первичных документов. Поскольку первичные документы ранее были оформлены по забалансовому счету, после отражения операций внутреннего перемещения и списания на балансовых счетах следует оформить Справки (ф.

0504833) и приложить к каждому такому документу. Операции ЦС при условии позднего поступления первичных документов отражаются в учете учреждения-грузополучателя следующим образом:

Если согласно договору (контракту) поставки переход права собственности происходит при отгрузке материальных ценностей перевозчику и доставка осуществляется им в течение более чем одного рабочего дня, порядок отражения операции в учете усложняется.

Дело в том, что в данном случае необходимо включать в проводки счета 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» – в учете учреждения-грузополучателя и забалансового счета 05 – в учете учреждения-заказчика. Такие операции описаны в п. 157 Инструкции № 162н (в отношении операций по счету 1 107 00 000) и в п.

341 Инструкции № 157н (в отношении операций по забалансовому счету 05):

Таким образом, забалансовый счет 05 в учете учреждения-заказчика соответствует счету 0 107 00 000 в учете учреждения-грузополучателя. По забалансовому счету 05 следует вести аналитический учет:

  • по видам нефинансовых активов (основные средства/материальны запасы);
  • по учреждениям-грузополучателям;
  • по номенклатуре материальных ценностей;
  • по партиям (документам поставки).

Ведение учета по забалансовому счету 05 в разрезе номенклатуры позволит отследить случаи частичной поставки.

Документооборот

В операциях ЦС используется специфический первичный документ Извещение (ф. 0504805), который содержит две таблицы проводок – для учреждения-отправителя и учреждения-получателя. Нормативные документы не регламентируют степень детализации показателей в Извещении (ф.

0504805), что позволяет, используя графу 1 формы « операции», отразить как общие суммарные проводки по поставке в целом (например, всего медикаментов на сумму ХХХ), так и развернуть по строкам данные по каждому наименованию активов. В пункте 155 Инструкции № 162н описано два варианта документооборота Извещений (ф.

0504805) между учреждением-заказчиком и учреждением-грузополучателем. Первый вариант применяется в общем случае (см. рис. 2).

Рис. 2. Первый вариант документооборота Извещений (ф. 0504805)

В первом варианте учреждение-заказчик формирует и направляет в адрес учреждения-грузополучателя два экземпляра Извещения (ф. 0504805) при получении от поставщика документов поставки. Затем после получения (или неполучения в срок) учреждение-грузополучатель возвращает один экземпляр с заполненным вторым разделом.

Учетной политикой учреждения-заказчика может быть предусмотрен другой вариант документооборота (см. рис. 3).

Рис. 3. Второй вариант документооборота Извещений (ф. 0504805)

Во втором варианте учреждение-грузополучатель формирует и направляет в адрес учреждения-заказчика два экземпляра Извещения (ф. 0504805).

Учреждение-заказчик согласовывает и возвращает учреждению-грузоотправителю один экземпляр, заполненный со своей стороны.

Некоторые вопросы вызывают положения п. 154 Инструкции № 162н, согласно которому учреждение-грузополучатель может отразить в учете поступление материальных ценностей, полученных по ЦС, исключительно на основании первичного документа с дополнительными реквизитами.

Отражение в учете поступления материальных запасов или принятие к учету вложения в основные средства осуществляется на основании документов поставщика, например накладных. Только учреждению-заказчику вряд ли удастся заставить поставщика включать в форму накладной дополнительные реквизиты.

Значит, учреждению-заказчику придется дополнительно к накладной поставщика оформлять свою накладную в соответствии с требованиями инструкции. В дополнительной накладной, естественно, не будет подписи и печати поставщика.

Следовательно, необходимо будет передавать учреждению-грузополучателю две накладных: от поставщика с подписью и печатью и от учреждения-заказчика с допреквизитами.

Недопоставка и возвратная тара

Пункт 159 Инструкции № 162н описывает, что делать в случае, если учреждение-грузополучатель при проверке поставленных материальных ценностей выявило недостачу, порчу или некомплектность.

Во-первых, из описанного выше порядка документооборота следует, что учреждение-грузополучатель укажет в своем разделе Извещения (ф. 0504805) только то, что было получено фактически. То есть показатели в разделах отправителя и получателя не совпадут.

Во-вторых, в п. 159 Инструкции № 162н указано, что учреждение-грузоотправитель должно уведомить учреждение-заказчика о факте недостачи (и других отклонений) соответствующим актом (номер унифицированной формы не указан).

На основании этих двух документальных источников учреждение-заказчик начисляет задолженность поставщика по дебету соответствующего счета 1 302 00 830 (1 302 31 830, 1 302 34 830) в корреспонденции с кредитом счета 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 340).

Пункты 160–161 Инструкции № 162н описывают операции с возвратной тарой при ЦС с учетом возможной разницы между ценой приобретения тары и ценой ее возврата:

Поскольку учреждение-грузополучатель возвращает тару непосредственно поставщику, возвратная тара в учете учреждения-заказчика не отражается.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/90755

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.