+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности работы с государственным контрактом

Содержание

Государственный контракт: определение, содержание, требования

Особенности работы с государственным контрактом

Разберем в статье, что такое государственный контракт, чем он отличается от других договоров, какие требования предъявляются законом к госконтрактам. Перечислим этапы заключения госконтракта и сам процесс пошагово.

Государственный контракт – это контракт между государственным (муниципальным) заведением и частной компанией. Государственным учреждениям часто нужны услуги сторонних исполнителей для выполнения определенных работ или закупки товара.

Для того, чтобы выбрать исполнителя, используется тендерная система, а отношения между двумя сторонами регулируются особым договором – государственным контрактом.

Все взаимодействие происходит на основании правил, прописанных в Федеральном законе № 44-ФЗ, который предъявляет требования как к процессу поиска исполнителя, так и самого контракта.

В данном случае государственное учреждение выступает в роли заказчика, а сторонняя компания – в роли исполнителя.

Что такое государственный контракт. Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт – это широкое понятие, которое на практике используется в нескольких смыслах. В широком – это весь процесс взаимодействия госзаказчика с исполнителем в рамках 44-ФЗ.

В юридическом смысле государственным контрактом является гражданско-правовой договор на поставку товара, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Со стороны заказчика государственный контракт заключается от имени РФ или ее субъекта, а со стороны исполнителя – от имени любого юридического или физического лица (без исключений). На практике чаще применяется термин «контракт», хотя по своей сути данное соглашение является договором.

Текст государственного контракта может быть составлен в свободной форме, однако Закон № 44-ФЗ предъявляет ряд требований к пунктам договора, поэтому составление контракта должно быть произведено грамотным юристом или специалистом по тендерам. Вы также можете воспользоваться образцом государственного контракта на оказание услуг по 44-ФЗ, представленном на нашем сайте. Для пользователей доступны и другие шаблоны.

Какие организации заключают государственный контракт

Госконтракт может быть заключен любой государственной и муниципальной организацией с одной стороны и любым юридическим (вне зависимости от формы собственности) и физическим лицом с другой.

государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд

В тексте государственного контракта в обязательном порядке должны содержаться следующие пункты:

  • Предмет договора. Товар или услуга, которую госучреждение планирует закупать.
  • Цена контракта. Денежная сумма, которую заказчик заплатит исполнителю.
  • Способ оплаты, сроки оплаты. Допустима оплата в несколько этапов.
  • Сроки поставки или выполнения работ. Допустимо разбить поставки на этапы.
  • Ответственность за нарушение условий договора.

Кроме того, контракта может содержать пункт о возможности расторжения договора в одностороннем порядке (только в предусмотренных законом случаях). Если этого не сделать, то даже при соблюдении всех условий, контракт можно будет расторгнуть только через суд. Как правильно отказаться от договора, если поставщик оказался ненадежным? Инструкция и календарь

Государственный контракт отличается от любого договора тем, что для заключения такого соглашения со стороны исполнителя требуется обязательное обеспечение.

В качестве него может выступать как твердая денежная сумма, так и банковская гарантия.

Обеспечение необходимо для того, чтобы подтвердить намерения исполнителя выполнить свои обязательства перед государственным заказчиком. О новых правилах с 2018 года, расскажет эксперт

Государственный контракт заключается от имени кого? Заключается от имени заказчика.

Этапы заключения государственного контракта

Заключить государственный контракт можно только по результатам проведенного тендера – порядок проведения торгов регулируется разными частями Закона 44-ФЗ.

Заключение государственного контракта в обход проведения тендера (напрямую между заказчиком и конкретным исполнителем) запрещено и карается штрафами.

Исключение составляет заключение контракта с единственным поставщиком, но такая форма возможна только при соблюдении ряда условий.

Заключить государственный контракт можно только после проведения установленной государством процедуры отбора поставщика.

Как происходит заключение контракта

Подготовка. Заказчик должен определить, что является предметом контракта, и сформировать соответствующий запрос (что закупать, на какой срок, какова стоимость и т.д.). На данном этапе происходит подготовка тендерной документации, все прописанные в ней условия государственного контракта позднее будут включены в сам договор.

Как составить идеальный проект контракта. 6 примеров, которые помогут с условиями документа

Из статьи вы узнаете:

☆ Что отразить в преамбуле и как указать на предмет контракта;☆ Как указать цену, порядок расчета и условия контракта;☆ Что делать с ценой для «упрощенцев»;☆ Как прописать порядок, сроки и условия поставки;☆ Чем руководствоваться в неустойке по контракту;☆ Что предусмотреть для обеспечения контракта;☆ 7 случаев, для которых есть типовой контракт;

☆ Что понадобится, когда контракт решите изменить или расторгнуть.

Узнать подробности

Размещение закупки. Далее необходимо разместить всю информацию на электронной площадке, где будет проводиться тендер. С 1 июля 2018 года почти все торги происходят в электронном виде.

Проведение отбора. На данном этапе выбирается победитель среди потенциальных поставщиков, с которым и будет подписан контракт.

Подписание государственного контракта. Контракт подписывается с победителем тендера. Обращаем ваше внимание, что заказчик не имеет права отказаться от подписания договора, если победитель соответствует всем предъявленным требованиям.

Информация о заключенных контрактах публикуется в единой информационной системе (ЕИС) и может быть использована другими заказчиками и исполнителями в дальнейшем.

Расторжение государственного контракта для государственных нужд происходит в одностороннем порядке в случае выявления нарушений (только тогда, когда соответствующий пункт прописан в договоре) или через суд. Расторжение государственного контракта – длительный и сложный процесс, который требует существенных причин и оснований. Расторгнуть такой контракт просто так нельзя.

Государственный контракт в системе государственных закупок

Государственный контракт – это договор, заключенный между государственными (муниципальными) заказчиками и частными лицами, который регулирует закупки товара или услуг. Госконтракт заключается исключительно по результатам тендерного отбора, не может быть нарушен и в некоторых случаях становится не просто правом, а обязанностью для обеих сторон.

Работа в сфере госконтрактов строго регулируется законом, стандартизирована и подразумевает серьезную ответственность за нарушение правил. Подобная строгость необходима для того, чтобы сделать процесс госзакупок максимально прозрачным и доступным для всех категорий исполнителей.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102997-qqq-18-m9-gosudarstvennyy-kontrakt

Особенности работы с государственным контрактом –

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

жизнеобеспечение;оборона;госбезопасность;выполнение международных обязательств;

целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;

Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

«Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика.

Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
Размещение закупки.

Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика.

В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
Подписание письменного документа.

Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

№Способ, которым был определен поставщикГраничные сроки подписания поставщиком
КонкурсС момента размещения протокола
1Открытый конкурс10 дней
2Конкурс с ограниченным участием10 дней
3Конкурс в два этапа10 дней
4Закрытый конкурс10 дней
5Закрытый конкурс с с ограниченным участием10 дней
6Закрытый конкурс в два этапа10 дней
АукционС даты размещения протокола или проекта контракта
1Электронный аукцион5 дней
2Открытый аукцион10 дней
Запрос котировокНе раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложенийНе раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

идентификационный код заказчика;способ, который стал определяющим для поставщика;период актуальности контракта (начало и завершение);

порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

по соглашению сторон;в результате судебного решения;

в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

товары, услуги, работы ненадлежащего качества;поставка недоукомплектованной продукции;нарушения временных рамок;

выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;

заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Источник: assistentus.ru

Источник: http://gilsocminimum.ru/osobennosti-raboty-s-gosydarstvennym-kontraktom.html

Госконтракт – это что такое? Государственные контракты

Особенности работы с государственным контрактом

Для эффективного функционирования государственного аппарата его постоянно нужно обеспечивать различными услугами, техникой и расходными материалами. Но деньги налогоплательщиков необходимо тратить с высокой эффективностью и отчитываться за это. Чтобы обеспечить надлежащий контроль над бюджетными расходами, введено такое понятие, как государственный контракт.

Определение контракта

Государственный контракт – это договор на предоставление услуг или закупку товаров, где одной из сторон выступает государственная организация. Его действие регламентируется ст.525-534 Гражданского кодекса РФ.

Там указано, что это договорной документ, согласно которому для обеспечения государственных нужд поставщик или исполнитель обязывается передать товары (выполнить услуги) государственной организации или же – по указанию последней – иному лицу, за что государственная организация обязывается осуществить надлежащую оплату.

Стороной договора от имени государства могут быть:

  • госорганы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • казенные организации;
  • другие лица, которые являются получателями госсредств и бюджетных денег.

Согласно ст. 766 ГК РФ, условиями которые должен обязательно содержать текст договора, являются:

  • объем работ или количество товара и их стоимость;
  • сроки начала и окончания работ или поставки;
  • порядок оплаты за предоставление услуги или товара;
  • обеспечение выполнения контракта.

Основой для государственного контракта служит заказ на поставку товаров, который размещается согласно действующему законодательству. Чтобы выбрать исполнителя или продавца для реализации договора, проводится аукцион или конкурс, куда потенциальные участники сделки подают свои заявки.

Обеспечение госконтракта

Обязательной нормой допуска участника к конкурсу является предоставление им подтверждения возможности выполнить взятые на себя обязательства в случае выигрыша.

Обеспечение государственного контракта осуществляется как с помощью банковской гарантии, так и внесением собственных средств заказчика на специальный счет.

Действующим законодательством установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора как минимум на месяц.

Кроме сроков гарантии, выставляются требования и к ее размеру:

  • величина обеспечения должна составлять от 5% до 30% цены объекта договора;
  • если размер контракта превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен быть в размере от 10% до 30% его стоимости;
  • если контрактом предусмотрен авансовый платеж в размере 30% от суммы договора, тогда он и является обеспечением условий контракта.

После выполнения определенной части договора исполнитель или продавец имеет право уменьшить размер обеспечения пропорционально выполненной части.

Исполнение контракта

Исполнение государственного контракта регламентируется ст. 94 ФЗ «О контрактной системе…» и предусматривает весь комплекс мероприятий, направленных на выполнение документа обеими сторонами – заказчиком и исполнителями.

На заказчика возложены такие функции по исполнению договора:

  • он должен принять товар, услугу или работы по их завершении или поэтапно в зависимости от условий контракта. А также провести их экспертизу на соответствие требованиям заказа;
  • осуществить оплату за выполненные работы, предоставленные услуги или поставленную продукцию как одноразово, так и поэтапно, в зависимости от договорных условий;
  • взаимодействовать с исполнителем или продавцом, предоставлять всю необходимую информацию для надлежащего выполнения контракта.

В свою очередь, исполнитель или продавец обязывается:

  • своевременно и в полной мере предоставлять по первому требованию информацию по выполнению договора;
  • выполнить все условия в обозначенные сроки;
  • согласовывать с заказчиком все необходимые изменения к условиям договора.

Экспертиза выполнения

После получения продукции или предоставления работ заказчик обязан провести экспертизу выполнения условий госконтракта.

Приемная комиссия, в обязанности которой будет входить эта проверка, должна состоять как минимум из пяти человек. После приема товара или услуг эта комиссия совместно с заказчиком составляет и подписывает отчет об исполнении государственного контракта, который затем размещается в доступном для общего обозрения месте.

Отчет содержит исчерпывающую информацию:

  • выполнение графиков поставки или работ, а также остальных условий договора;
  • невыполнение отдельных пунктов;
  • изменение условий договора.

К отчету обязательно прилагаются результаты экспертизы.

Банковские гарантии

Необходимость предоставления обеспечения обязывает юридических лиц выводить из оборота значительные суммы денег, но это совсем не гарантирует им победу в аукционе или конкурсе. Может просто оказаться, что эти деньги пролежат впустую и не принесут никакой прибыли. Поэтому большинство фирм и организаций за обеспечением выполнения условий договора обращается в банки.

Последние имеют специальные финансовые продукты и готовы посредством их предоставить кредит на исполнение государственного контракта.

Так, в Сбербанке можно воспользоваться специальной программой «Бизнес-контракт», у ВТБ24 также в наличии специальное предложение для участников госзакупок, в активе Альфа-банка есть отдельные кредитные программы на обеспечение заявки на участие в конкурсе и на исполнение госконтракта.

Государственные закупки – как выигрывать тендеры:

Особенности заключения государственного контракта (госконтракта).

Финансирование исполнения государственного контракта

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ

Обеспечение исполнения контракта: Банковская гарантия или свои средства?

Источник: http://otendere.com/zakupki/goszakupki/gosudarstvennyj-kontrakt.html

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2018 году

Казначейское сопровождения — механизм усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Такой механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Поэтому такие деньги называют «целевые средства».

Казначейское сопровождение контрактов в 2018 году осуществляется в отношении целевых денег, которые предоставляются на основании:

  • госконтрактов на сумму более 100 млн. рублей;
  • соглашений о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций;
  • договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал или имущество юридических лиц, источником финансового обеспечения которых они являются;
  • нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок предоставления субсидий, но только если данными актами не предусмотрено заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии;
  • госконтрактов, которые заключают федеральные бюджетные или автономные учреждения на сумму более 100 млн. рублей, при этом обеспечением являются субсидии на иные цели или на капитальные вложения;
  • контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, контрактов учреждений.

Для гособоронзаказа казначейское сопровождение тоже обязательно.

Правила контроля госконтрактов

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2018 году осуществляется по Правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1722 от 30.12.2017. Этот документ поясняет, что такое казначейское сопровождение контрактов.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) должны открыть счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их со своего лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату представляет в ТОФК заключенный госконтракт, а также иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на лицевые счета в казначействе, а на банковские счета допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • представить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т.д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, должен быть указан идентификатор госконтракта, казначейское сопровождение которого осуществляется по изложенным выше правилам.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой двадцатизначный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи в реестре и сохраняется на протяжении действия договора.

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа 2017 год сделал обязательным. Правила казначейского сопровождения в гособоронзаказе на 2018 год утверждены постановлением правительства № 1680 от 28.12.2017.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Также казначейскому сопровождению не подлежат контракты, заключенные госзаказчиками при наличии банковского сопровождения или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Источник: https://goscontract.info/tender/kaznacheyskoe-soprovozhdenie-goskontraktov-v-2017-godu

Источник: https://businessizakon.ru/goskontrakt-eto-chto-takoe-gosudarstvennye-kontrakty.html

Преимущества и недостатки работы по контракту, особенности заключения договора

Особенности работы с государственным контрактом

Под работой по контракту на данный момент преимущественно подразумевается работа не в соответствии с трудовыми договорами, а по договорам гражданско-правового характера.

Таковой способ трудоустройства и заработка имеет определенные преимущества и недостатки, а также отличается различным подходам к обеспечению государственных гарантий.

При этом эксплуатация системы гражданско-правовых контрактов и подмена ей трудовых взаимоотношений может расцениваться как административное правонарушение и влечь за собой негативные последствия.

1. Особенности и отличия работы по контракту от трудовых отношений 2. Преимущества работы по контракту в сравнении с официальным трудоустройством 3. Минусы работы по контракту

Особенности и отличия работы по контракту от трудовых отношений

Законодательно не запрещается нанимать подрядчиков для выполнения любых необходимых работ и оказания услуг путём заключения сделок гражданско-правового характера.

Этот вопрос крайне актуален в ситуациях, когда необходимо разовое выполнение определенного спектра задач в конкретные сроки или с достижением конкретного результата.

Таковой договор позволяет избежать излишних затрат средств и времени на полноценное трудоустройство сотрудника, особенно когда необходимости в его постоянном присутствии на рабочем месте нет.

В то же самое время, работа по контракту лишает работающего таким образом человека целого ряда социальных гарантий, предоставляемых государством.

Также и наниматель в таковом случае имеет определенные потери и издержки, например, связанные с отсутствием дисциплинарных рычагов влияния и управления таковым работником.

  Помимо этого, если контракт будет иметь в себе признаки полноценного трудоустройства, он может быть признан в судебном порядке в качестве трудового, что повлечет за собой соответствующие издержки, а также предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ штрафы.

Учитывая пониженную ставку налогов и минимальный уровень социальной ответственности перед нанимаемым работником, некоторые работодатели предпочитают заключать именно гражданские контракты, а не трудовые договора. Не стоит считать, что таковая практика является невыгодной и однозначно негативной для работающего таким образом сотрудника – у неё есть целый ряд своих достоинств, однако и недостатки тоже присутствуют.

Преимущества работы по контракту в сравнении с официальным трудоустройством

Определенные преимущества в работе по контракту, делают его крайне выгодным способом трудоустройства, как для работодателей, так и для трудящихся. В частности, работа по контракту является одним из основных способов трудоустройства моряков. В частности, к таковому списку преимуществ можно отнести:

  • Возможность получения большего вознаграждения за свой труд с учётом меньшей налоговой нагрузки на работодателя и отсутствия необходимости социальных компенсаций;
  • Отсутствие необходимости следовать правилам, устанавливаемым внутренним распорядком предприятия и трудовым законодательством;
  • Возможность выполнения работ за четко обозначенные сроки с нацеленностью на конкретные результаты, без необходимости обязательного посещения рабочего места во время работы;
  • Возможность субподряда на выполнение обязанностей, если запрет на таковой не оговорён условиями контракта;
  • Отсутствующие социальные гарантии могут быть скомпенсированы отдельными условиями контракта, равно как и наличие дополнительных компенсаций и вознаграждений;
  • При невыполнении оговоренных договором обязанностей, трудовая история не будет испорчена, так как трудовая книжка не подлежит заполнению и использованию при договорах гражданско-правового характера;
  • Отсутствие прямой необходимости субординации и выполнения требований нанимателя в безусловном порядке – при заключении гражданско-правового контракта стороны являются равноправными;
  • Невозможность привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • Возможность не выплачивать алименты и другие выплаты, которые должны подлежать взысканию бухгалтерией предприятия при трудоустройстве;
  • Возможность потребовать от работодателя переквалификации договора в трудовой при необходимости в судебном порядке.

В целом, традиционными отраслями деятельности, в которых контракты превалируют или могут часто использоваться наравне с трудовыми договорами, являются строительство, IT-обслуживание, бухгалтерский учёт, морское дело, консалтинговые услуги, монтажные работы и т.п.

Минусы работы по контракту

Недостатки работы по контракту, в первую очередь, выражаются в гораздо меньшей социальной защищённости наемного работника.

Особенно если учесть, что во многих ситуациях, работа по контракту организовывается исключительно с целью избежать со стороны работодателя ответственности перед работником, не предоставляя ему никаких дополнительных компенсаций. В целом, недостатками работы по контракту можно назвать:

  • Отсутствие социальных гарантий официального трудоустройства. К таковым можно отнести предоставление больничных, оплачиваемых отпусков, защиту инвалидов и беременных от увольнения, наличие права на отдых и другие блага, предусмотренные положениями трудового кодекса;
  • Ненормированный рабочий день и возможность требования заказчиком фактических результатов по договору в оговоренные сроки;
  • Отсутствие обязательной выплаты не менее двух раз в месяц – порядок оплаты регулируется в произвольном виде в соответствии с условиями заключаемого рабочего контракта, и может как предусматривать авансы и предварительные выплаты, так и подразумевать единоразовый расчет после его полного исполнения;
  • Возможность нести больший уровень ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей – так, нарушение требований выработки и недостаточная квалификация может привести к простому дисциплинарному взысканию, а контракт может подразумевать полную потерю оплаты за труд и даже выплату заказчику неустойки;
  • Усложненный порядок расчетов при ликвидации предприятия и отсутствие гарантий в случае преждевременного расторжения договора по инициативе заказчика, если таковые не предусмотрены условиями заключенного контракта;
  • Необходимость оформления в качестве субъекта предпринимательской деятельности или возможные проблемы с законом, при ненадлежащей уплате ЕСН за оказываемые услуги;
  • Отсутствие начисления трудового и страхового стажа, что негативно скажется на размерах пенсии при последующем её получении.

В целом, при наличии определённых договорённостей с нанимателем, условия труда по контракту могут фактически не отличаться, или даже быть более выгодными в сравнении с полноценным трудоустройством.

Но не следует забывать о том, что признаки регулярных трудовых взаимоотношений могут служить основанием для переквалификации рабочего контракта в трудовой договор по решению суда с наступлением негативных последствий как для фактического работодателя, так и для исполнителя.

(445 голос., 4,53 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/rabota-po-kontraktu/

Особенности государственного контракта

Особенности работы с государственным контрактом

Для эффективного функционирования государственного аппарата его постоянно нужно обеспечивать различными услугами, техникой и расходными материалами. Но деньги налогоплательщиков необходимо тратить с высокой эффективностью и отчитываться за это. Чтобы обеспечить надлежащий контроль над бюджетными расходами, введено такое понятие, как государственный контракт.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.