+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности повторной выездной налоговой проверки

Содержание

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки – налогобзор.инфо

Особенности повторной выездной налоговой проверки

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: //NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Особенности повторной выездной налоговой проверки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков воплощается налоговыми органами в целях проверки достоверности и правильности ведения налогового учета на отдельных предприятиях.

Проверки в отношении КГН проводятся также, как и стандартные проверки, но с учетом статьи 89.1 НК РФ.

Выездная проверка в отношении КГН проводится по налогу на прибыль.

Налоговые контролеры прибывают на территорию предприятия-налогоплательщика (ответственного члена консолидированной группы).

Решение о проведении проверки прочих участников осуществляется по согласованию с организациями, входящими в КГН.

Если компания, в отношении которой проводится проверка, не в состоянии предоставить помещение для проверки, то контроль осуществляется в помещении налоговых органах по месту регистрации КГН с предоставлением ответственной компанией полного пакета документов, необходимых для проведения качественной проверки:

  • книги учета расходов и доходов;
  • документы, подтверждающие движения по счетам;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • годовую бухгалтерскую отчетность;
  • налоговые декларации;
  • прочие документы по запросу инспекцию.

Решение о назначении выездной налоговой проверки КГН

Организации, сроком работы до 3 лет не подвергаются проверке, поскольку в этот период налоговая не осуществляет строгий контроль за достоверностью предоставляемых сведений.

Инспекция выносит решение о проведении проверки по месту ответственного участника КГН. При этом по запросу участников КГН, налоговая проверка проводиться не может. Ее инициатором должны стать налоговые органы, которые поставили фирму на учет.

В решении о проверке указывается:

  • наименования всех участников КГН: полные и сокращенные названия юридических лиц;
  • периоды, за которые проводится налоговая проверка (месяц, квартал, полгода, 9 месяцев);
  • сведения о проверяющих сотрудниках из налоговых органов: ФИО, должности.

Все лица, указанные в решении, могут проводить налоговую проверку участников КГН, но только если решение утверждено органами власти, утвержденными осуществлять налоговый контроль.

Права налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки КГН

Статья 89.1 НК РФ утверждает следующие права:

  • проверка может исполняться приоритетно по налогу на прибыль, поскольку он является предметом проверки (проверяется правильность сумм и порядка исчисления, а также достоверность представленной декларации – в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 89.1 НК РФ);
  • законодательством закреплено право проведения проверки на территории ответственного участника, на территории прочих участников КГН, а также, при отсутствии помещения для проверки у участников КГН, на территории налогового контролера (пункт 1, статьи 89.1 НК РФ);
  • налоговая проверка не может длиться более 2 месяцев.

В отношении выездной проверки запрещены самостоятельные проверки налоговыми агентами, но согласно пункту 3 статьи 89.1 Налогового кодекса, можно утверждать, что такая проверка не препятствует самостоятельным проверкам в отношении других налогов, исключая налог на прибыль.

Изъятие документов является приоритетным правом налоговых органов.

Если полученные налоговой инспекцией данные свидетельствуют о совершении налоговых правонарушений и, если имеются основания полагать, что сведения могут быть уничтожены, сокрыты, заменены. Изъятие осуществляется в соответствии со статьей 94 НК РФ.

Налогоплательщик должен помнить, что любое изменение реальных сведений по уплате налога на прибыль может привести к возникновению уголовной ответственности. Также могут быть применены санкции налогового законодательства в виде пеней и штрафов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки КГН

Сроки проведения проверки составляют около двух месяцев, но могут быть продлены на то число месяцев, которое равно числу участников консолидированной группы (максимум до 1 года).

Результаты проверки фиксируются в проверочном акте, который передается на хранение ответственному участнику (копия остается у налоговых органов).

При получении и изучении акта проверки, участник консолидированной группы может оспорить проблемные моменты в течение 30 рабочих дней после вынесения решения по проверке. Это право закреплено пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса России.

Прочие участники КГН могут участвовать в изучении материалов о проверке.

Проверка может быть приостановлена согласно пункту 9 стати 89.1 Налогового Кодекса по решению руководителя из налоговых органов или его заместителя, вынесшего решение о проверке.

Повторная выездная налоговая проверка КГН

После завершения проверки может быть назначена повторная налоговая выездная проверка с целью проверить недостающие сведения. Эта проверка проводится независимо от того, когда была проведена предыдущая. Также не зависит процедура от налогового периода.

К повторной проверке не применяются правила статьи 89 НК РФ о том, что налоговые органы не имеют прав проводить более одной проверки в один учетные период в отношении одного и того же налога (в данном случае налога на прибыль).

Две проверки могут быть проведены в течение года в отношении одного налогоплательщика. При необходимости получения дополнительных сведений назначается повторная проверка.

Органы по надзору за уплатой налогов не вправе провести выездную проверку за тот период, за который проведен мониторинг и исполнена обязанность по уплате налогов в соответствии с Налоговым Кодексом.

Если налогоплательщик предоставлял уточненную декларацию по налогу на прибыль, то налоговые орган вправе провести внеочередную проверку.

Справка о проведении выездной налоговой группы КГН

Справка о том, что выездная налоговая проверка КГН была проведена, вручается ответственному участнику группы или его представителю. Порядок составления справки регулируется правилами пункта 15 статьи 89 НК РФ.

Статья гласит, что справка о проделанной работе должна быть составлена в обязательном порядке в заключительный день выездной проверки. В документе фиксируются предмет и сроки проведения проверочных действий.

Справка может быть передана лично в руки либо выслана участнику КГН по почте.

Это необходимо, если налогоплательщик уклоняется от ее получения в срок более, чем 30 дней.

Уклонение не наказывается, однако, если во время проверки были выявлены какие-либо недочеты, то налогоплательщик обязан их устранить. В случае, если требования не будут учтены, то налоговые органы назначат повторную проверку и будут взимать штрафы.

Таким образом, выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется для проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами.

Проверка назначается в плановом порядке либо при наличии сведений о том, что налогоплательщик укрывает часть налогов. Регулируются действия налоговых органов статьей 89.1 НК РФ.

Источник: //advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/osobennosti-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-kgn.html

Организация проведения выездных налоговых проверок

Особенности повторной выездной налоговой проверки

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский коммерческого финансовый колледж Облпотребсоюза»

(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

Работа допускается к защите

заместитель директора по УМР

____________

подпись

«___»_____________2010г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК» (на материалах ИФНС №2 г. Тюмени)

студентки 403 группы:

Мамыкиной Татьяны Сергеевны

научный руководитель:

Братухина Ольга Николаевна

(преподаватель налогообложения и финансов)

Тюмень, 2010

Дата защиты _____________________________________

Оценка после защиты _____________________________________

Протокол заседания ЭК № _____________________________________

Секретарь ЭК__________ _____________________________________

(подпись) (ФИО)

Текст выпускной квалификационной работы

(дипломная работа, дипломный проект) на страницах

Приложения на _____ листах

___________________________ _____________________

(подпись студента(ки)) (дата)

___________________________ _____________________

(подпись руководителя) (дата)

. 3

Введение. 4

1. Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки. 6

1.1. Особенности выездной налоговой проверки. 6

1.2. Виды выездных налоговых проверок. 16

1.3. Обжалование решений по результатам выездной проверки. 30

2. Особенности проведения выездных налоговых проверок. 41

2.1. Характеристика работы ИНФС № 2 по г. Тюмени. 41

2.2. Проблемы организации и проведения выездной налоговой проверки45

2.3. Типичные ошибки налогоплательщиков. 56

3. Производство по делу о налоговых нарушениях. 64

3.1. Анализ результатов работы налоговых органов. 64

3.2. Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля67

Заключение. 76

Библиографический список. 81

Приложения. 84

Введение

Актуальность работы заключается в важности формирования единого концептуального подхода к совершенствованию организационно-правового механизма осуществления налоговых проверок, как важнейшей форме реализации государственного налогового контроля.

От эффективности правовых норм о выездных налоговых проверках в значительной степени зависят обеспечение законности и правопорядка в сфере контроля за взиманием налогов и сборов, предотвращение налоговых правонарушений.

В перспективном направлении совершенствования процедуры выездных налоговых проверок является внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения.

Значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств.

Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Цель работы заключается в исследовании принципов планирования, подготовки организации, проведении выездной налоговой проверки, формировании результатов.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть виды и социально-экономическую сущность выездной проверки ФНС

2. Определить особенности проведения, планирования, обсуждения результатов выездной налоговой проверки у налогоплательщиков

3. Изучить приемы и методы применяемые в выездной проверки у налогоплательщика

4. Проанализировать результаты контрольной работы ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Объектом исследования является выездная налоговая проверка проводимая специалистами ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие контрольные функции налоговых органов по организации и проведению выездных налоговых проверок.

1. Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по:

· проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

· по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

· по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

· а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа ст.89 НК РФ[1].

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цели выездных налоговых проверок практически такие же, как и камеральных:

· контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов,

· контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени,

· привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений.

Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ).

Данная норма имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но в силу части второй п.10 ст.89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях:

1) при назначении повторной выездной налоговой проверки, проводимой:

· вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. Причем во втором случае может проверяться только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика п.11 ст.89 НК РФ. [2]

Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Срок проведения – не более 2-х месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до 4-х или 6-ти месяцев.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др.

Весь процесс подготовки и проведения выездных проверок, начиная с отбора подлежащих проверке налогоплательщиков и заканчивая реализацией принятого по результатам проверки решения, можно разделить на несколько достаточно четко обозначенных этапов, которые показаны на Рисунке 1 Приложения 1. [3]

Каждый из указанных этапов включает целый комплекс определенных, в значительной части регламентированных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий и процессуальных действий. Рассмотрим далее каждый этап проведения выездной налоговой проверки детально.

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для их проведения.

Источник: //MirZnanii.com/a/241942/organizatsiya-provedeniya-vyezdnykh-nalogovykh-proverok

Особенности проведения выездной налоговой проверки

Особенности повторной выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — это проверка деятельности налогоплательщика, а точнее корректности исчисления им налогов, которая проводится на его территории. Предлагаем вашему вниманию особенности такой проверки, а также некоторые правила, соблюдение которых позволит избежать лишних вопросов со стороны фискалов.

Правила выездной проверки: список

Права фискалов на проверку

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Место проведения проверки

Зачем проводится выездная проверка

Как исчисляется срок налоговой проверки

Заключение

Правила выездной проверки: список

Выездной налоговой проверке присущи некоторые особенности, которые обязательно должны соблюдаться проверяющими лицами:

  • Проверка проводится только на территории налогоплательщика.
  • Основное направление проверки — правильность расчета сумм уплачиваемых налогов, а также своевременность их перечисления.
  • Проверке предшествует ознакомление налогоплательщика с решением о ее проведении.
  • Проверяемый период не может быть больше 3 предшествующих лет.
  • Каждый налог за период проверки проверяется единожды.

Следует отметить, что для выездных налоговых проверок в 2016 году этот список дополняется новой особенностью.

Так, выездная налоговая проверка не назначается по итогам представления специальной декларации, подтверждающей наличие у налогоплательщика имущества или участие в уставной деятельности организаций, находящихся за рубежом (срок представления такой декларации — до 30.06.2016).

Права фискалов на проверку

Права налоговиков на выездные налоговые проверки в 2016 году остались прежними. Так, выбор плательщика осуществляется по его территориальной принадлежности к конкретному органу.

Однако из этого правила есть исключения и касаются они крупнейших налогоплательщиков, которых проверяют определенные инспекции, работающие только с такими лицами.

Также к категории исключительных лиц относятся обособленные подразделения.

При определении ИФНС, которая будет проводить выездную налоговую проверку, следует учитывать признак территориальной миграции юридических лиц и ИП.

Он может повлиять на определение инспекции при несвоевременном внесении изменений в сведения о местонахождении налогоплательщика.

В этом случае выездная налоговая проверка будет проводиться инспекцией по старому месту нахождения.

Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что налоговые органы не имеют права назначать выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщиков, не состоящих у них на учете. Стоит отметить, что факт учета транспорта и имущества не является основанием для назначения рассматриваемой проверки.

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Налоговые органы начинают готовиться к проверке задолго до ее начала. Так, например, для составления плана выездных налоговых проверок на 2016 год необходимо провести предпроверочный анализ в отношении субъектов, подпадающих под определенные критерии риска, являющиеся основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Перед непосредственным началом проверки составляется и вручается проверяемому лицу специальный документ — решение о проведении проверки. Этот документ очень важен, так как является основанием для проверки, поэтому ему уделяют повышенное внимание.

И если инспектор допустит какие-либо ошибки в отношении указанного решения (несвоевременное вручение и др.

), то это будет являться нарушением процессуальных норм и впоследствии выступит основанием для признания выездной налоговой проверки незаконной.

Данное решение составляется ИФНС, которой проводится выездная налоговая проверка (т. е. по территориальному признаку), и содержит в себе сведения о налогоплательщике, проверяемых налогах и проверяющих лицах.

Указанный документ подлежит подписанию руководителем инспекции либо его заместителем и лично вручается налогоплательщику.

В случае если последний отклоняется от получения, следует воспользоваться почтовыми услугами, но в таком случае письмо обязательно должно быть заказным.

Место проведения проверки

Итак, как уже было отмечено выше, порядок проведения выездной налоговой проверки подразумевает, что местом осуществления контрольных действий является территория налогоплательщика.

Однако на практике часто встречаются случаи, когда площадь помещения проверяемого лица не позволяет разместить всех инспекторов и обеспечить им комфортные рабочие места. В таких случаях налогоплательщик должен проинформировать об этом контролеров и попросить перенести место проверки в здание ИФНС.

Если плательщик не проявляет такую инициативу, то соответствующее решение принимается руководителем выездной налоговой проверки.

Отдельно стоит отметить ситуации, когда проверяющие решают перенести место проверки без каких-либо на то оснований.

Такие действия будут являться нарушением законодательно утвержденной процедуры проверки, и в случае наличия дополнительных ошибок в ее проведении результаты выездной налоговой проверки могут быть аннулированы.

В то же время наличие единственного вышеуказанного нарушения не будет являться основанием для отмены решения. На это указал в 2013 году ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № А75-3810/2012.

Также следует отметить, что место проверки никаким образом не влияет на обязанность по исполнению требований налоговиков по представлению необходимой документации и по обеспечению доступа к осмотру помещений проверяемого лица.

Зачем проводится выездная проверка

Из изложенного выше следует, что выездная налоговая проверка проводится для установления возможных ошибок при исчислении налогов, а также контроля своевременности перечисления налоговых платежей. Помимо этого, контролеры обращают внимание на ведение бухучета, и если выявляют ошибки, обязательно указывают на это проверяемому субъекту.

Выездная налоговая проверка имеет ограничения по проверяемому промежутку времени.

Так, контролеры могут проверить только деятельность за 3 предыдущих года, но, как правило, на практике помимо указанного временного периода проверяется и истекший период отчетного года.

Например, если выездная налоговая проверка в 2016 году началась в октябре, то фискалы проверят 2013–2015 годы и 9 месяцев 2016 года.

Говоря о количестве налогов, подпадающих под проверку, необходимо указать на тот факт, что каждый налог проверяется единожды за период проводимой выездной налоговой проверки. В то же время фискалы не ограничены в выборе количества проверяемых налогов, на что указывают положения ст. 89 НК РФ.

Как исчисляется срок налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется в том случае, если налоговики пользуются дополнительными преференциями, в противном случае законодательно установленный срок проверки составляет 2 месяца.

К таким преференциям относят право на продление и приостановление выездной налоговой проверки.

Первый срок составляет 4 или 6 месяцев, второй — 6 или 9 месяцев в зависимости от конкретных обстоятельств контрольного мероприятия.

Обычно налоговые органы пользуются указанными правами в случае, если нужно найти информацию о спорных вопросах, а также закрепить подозрение на нарушение законодательными актами. Исключение составляют проверки филиалов налогоплательщика, их срок составляет всего 1 месяц и они могут быть только приостановлены.

Днем начала выездной налоговой проверки считается день вручения решения о ее проведении, а днем окончания — день подписания и вручения акта по итогам контрольного мероприятия. Промежуток между указанными днями является сроком проведения проверки и максимально он может составлять (с учетом продления и приостановления) 1 год и 3 месяца.

Проверяющей группе необходимо провести все контрольные действия, которые были запланированы ранее, именно в указанный выше срок. Это связано с тем, что любые доказательства не могут быть приобщены к делу по истечении срока выездной налоговой проверки.

Заключение

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно отметить наиболее важные моменты. Выездная налоговая проверка — это контрольное мероприятие, проводимое в строгом соответствии с регулирующими ее нормами.

Несоблюдение данных норм влечет за собой правовые последствия, вплоть до отмены решения выездной налоговой проверки.

Указанное последствие гарантировано в случае нарушения права налогоплательщика принимать участие в рассмотрении материалов проверки.

Применив на практике указанные в нашей статье положения порядка проведения выездной налоговой проверки в 2016 году, вы сможете отстоять свои права и интересы при возникновении вопросов со стороны налоговых органов.

Источник: //okbuh.ru/nalogovyj-uchet/osobennosti-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.