+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Минтруд официально разрешил не брать на работу инвалидов

Содержание

Как убедить работодателя трудоустроить инвалида

Минтруд официально разрешил не брать на работу инвалидов

Федеральные министерства разработали сразу несколько законопроектов, призванных повысить уровень занятости людей с инвалидностью.

С одной стороны, в РФ введут систему сопровождения особых сотрудников – подобрать подходящую вакансию и закрепиться на рабочем месте инвалиду поможет социальный работник. С другой стороны, реформам подвергнется механизм квотирования рабочих мест.

А для работодателей, которые трудоустраивают инвалидов сверх квоты, могут предусмотреть дополнительные налоговые льготы.

Что еще необходимо сделать, чтобы у особых специалистов по-явилось желание и возможность трудиться, а у работодателей – стимул принимать инвалидов на работу?

Хотя бы 200 тысяч

По недавним оценкам федерального минтруда, уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста в среднем по стране составляет 31-32 процента. Схожие показатели зафиксированы и в субъектах СЗФО.

При этом люди с ограниченными физическими возможностями, как показывают соц-опросы, стремятся трудиться.

Мешает отсутствие доступной инфраструктуры как на пути к работе, так и на рабочем месте, нежелание работодателей идти навстречу особым сотрудникам.

В Сибири незрячий студент превратил хрущевку в “умный дом” Чтобы решить проблему, минтруд совместно с другими министерствами разработал специальный законопроект. Если документ обретет законодательную силу, люди с инвалидностью смогут запросить помощь в трудоустройстве в бюро медико-социальной экспертизы или в личном кабинете в федеральном реестре инвалидов.

Сотрудники службы занятости проанализируют региональную базу вакансий, подберут заявителю подходящую работу, организуют взаимодействие с работодателем. И потом в течение нескольких месяцев будут проверять, закрепился ли человек с ограниченными возможностями в компании, комфортно ли ему трудиться.

Предприниматели, впрочем, утверждают: чтобы система сопровождения особых специалистов заработала в полную силу, необходимо увеличить размер субсидий на оборудование рабочих мест для инвалидов в российских регионах.

В Калининградской области, к примеру, работодатель может получить на эти цели порядка 50 тысяч рублей на одного особого сотрудника, в Новгородской области – около 70 тысяч рублей.

В Москве, для сравнения, выплата превышает 900 тысяч рублей.

– Допустим, волонтеры или сам предприниматель организовали для колясочника трансфер от дома до места, где он будет работать. Но надо как-то попасть в здание, подняться на нужный этаж, – рассуждает Роман Аранин, инвалид-колясочник, председатель калинин-градской общественной организации инвалидов “Ковчег” и руководитель предприятия, где трудятся инвалиды.

– Стоимость качественных подъемников, пандусов, доступных лифтов измеряется миллионами рублей – понятно, что 50-тысячные субсидии никакой погоды здесь не сделают.

Выплаты должны достигать хотя бы 200 тысяч рублей на одно рабочее место – чтобы работодатель, трудоустраивающий нескольких инвалидов, смог получить какую-то весомую экономию при переоборудовании своего предприятия.

Удаленная работа

Стимулы нужны не только работодателям, но и сотрудникам службы занятости, которым предстоит сопровождать особых работников, считает доцент департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, специалист в области управления персоналом Елена Кудрявцева.

Григорий Лекарев: Лишь один из трех инвалидов находит работу

– Существуют две основные задачи трудоустройства работников с особыми потребностями, – поясняет Елена Кудрявцева. – Первая – собственно трудоустройство, реализация права человека на труд. Вторая – социализация, направленная на включение в общество тех, кто полноценно трудиться не может, но может выполнять некоторые посильные функции.

Смешение этих задач и перекладывание их только на плечи работодателей – системная ошибка. На данный момент непонятен механизм оказания помощи силами служб занятости, и есть высокая вероятность того, что помощь превратится в выполнение формальной процедуры.

Чтобы система сопровождения особых работников была не формальной, а реальной, службам занятости потребуется втрое увеличить штат – кроме тех, кто подбирает вакансию, потребуется принять на работу тех, кто сопровождает и курирует адаптацию. А также специалистов, контролирующих этот процесс.

Понятно, что такие меры излишни и малопродуктивны – деньги, которые придется потратить на оплату труда новых специалистов служб занятости, с большим эффектом можно направить на другие мероприятия по содействию занятости инвалидов.

Что же это за мероприятия? В первую очередь, как подчеркивает эксперт, необходимо существенно повышать образовательный уровень людей с ограниченными возможностями. И речь должна идти о получении актуальных профессиональных навыков, которые позволят инвалиду работать удаленно.

– Я резкий противник сегрегации людей с инвалидностью. Но реальность такова, что среда российских городов не является доступной для этой категории граждан, – продолжает Елена Кудрявцева. – И самый действенный способ трудоустроить человека с ограниченными возможностями – помочь ему стать “удаленным” специалистом: бухгалтером, переводчиком, дизайнером, юристом и так далее.

Это потребует от государства существенных постоянных затрат, связанных с индивидуальным подходом к обучению детей-инвалидов, студентов-инвалидов. Но куда более эффективно выпустить на рынок труда востребованных специалистов, для которых не нужно оборудовать специализированных рабочих мест, чем пытаться с помощью кнута и пряника убедить работодателей взять на работу инвалида.

Фонд оплаты труда работодателей

Кстати, система “кнута”, то есть обязательного квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями на средних и крупных предприятиях, тоже может претерпеть изменения. Не секрет, что сейчас работодатели нередко соблюдают квоту формально, выделяя под нее непривлекательные низкооплачиваемые рабочие места.

Чтобы решить эту проблему, в недрах минтруда разрабатывают другой законопроект. Он позволит компаниям, не имеющим возможности принять на работу человека с ограниченными возможностями здоровья, заплатить определенную сумму в специально созданный фонд.

Средства из этого фонда будут тратиться на создание рабочих мест для инвалидов, поддержку предприятий, превысивших квоту.

– В прошлом году в рамках ОНФ мы проводили исследование, которое показало, что средняя зарплата работающих инвалидов в 3-3,5 раза ниже, чем средняя зарплата в регионе, – делится информацией руководитель Национального центра проблем инвалидности и эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.

– Чаще всего людям с инвалидностью предлагаются самые неликвидные вакансии. Но одного законопроекта минтруда недостаточно для исправления ситуации. Проблему надо решать комплексно. В частности, необходимо предусмотреть в законодательстве некие стимулы для работодателей принимать на работу инвалидов.

Например, облегчать им в этом случае доступ к госзаказу.

Льготы и компенсации

Другой такой стимул прописан в поправках в Налоговый кодекс РФ, которые разработал федеральный минпромторг.

Министерство выступило с предложением предоставить организациям, массово использующим труд инвалидов, право использовать пониженную ставку налога на добавленную стоимость в 10 процентов.

Причем льготный налог можно будет платить по основному виду продукции, которую производит предприятие.

Роман Аранин рассказал еще об одном механизме, хорошо зарекомендовавшем себя в ряде государств Евросоюза. Речь идет о компенсации работодателю части расходов на оплату труда особого специалиста. Например, в граничащей с Калининградской областью Литве служба занятости возвращает бизнесу две трети от заработной платы человека с инвалидностью.

– Если у нас введут компенсацию в размере даже не двух третей, а половины от фонда оплаты труда, найдется немало работодателей, которые пожелают трудоустроить инвалидов, – комментирует ситуацию председатель калининградской общественной организации инвалидов “Ковчег”.

– Не нужно будет тратить деньги на систему сопровождения – бизнес сам будет заинтересован в адаптации особых сотрудников на рабочем месте. Идея с льготным налогом на добавленную стоимость, 10 процентов вместо 18, мне тоже кажется разумной. Правда, наше предприятие работает на “упрощенке” и платит только таможенный НДС при импорте продукции.

Но льгота даст расширенные возможности при выборе налогового режима.

Схема, при которой работодателю компенсируют часть расходов на оплату труда инвалидов, выгодна государству не меньше, чем бизнесу, развивает тему Елена Кудрявцева.

В таком случае деньги, направляемые на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями, будут работать дважды.

Их приобретет и наниматель, и особый работник, который будет получать заработную плату, а впо-следствии – трудовую пенсию.

– Субъекты бизнеса, которые в непростых экономических условиях пытаются максимально сократить расходы на персонал, непременно воспользуются подобной возможностью.

Что касается льготы по уплате налога на добавленную стоимость, ее применение рождает много вопросов относительно того, какие предприятия смогут воспользоваться преференцией и при каких условиях.

Пока речь идет только о компаниях, массово использующих труд особых работников, а таких в стране единицы, – подводит итог Елена Кудрявцева.

Кстати

Законодательные механизмы, призванные повысить уровень реальной занятости людей с инвалидностью, разрабатывают и в регионах СЗФО.

Так, вологодские парламентарии намерены закрепить в законодательстве само понятие “квота для приема на работу инвалидов” и определить, какие действия можно считать выполнением квоты.

Кроме того, депутаты предлагают квотировать рабочие места по наиболее подходящим для инвалидов профессиям. Перечень должностей с учетом специфики регионального рынка труда, как считают вологодцы, должны утверждать субъекты Федерации.

Источник: https://rg.ru/2017/05/16/reg-szfo/kak-ubedit-rabotodatelia-trudoustroit-invalida.html

Льготы работодателям при приеме на работу инвалидов в 2019 году

Минтруд официально разрешил не брать на работу инвалидов

Работодателям со штатом более 100 человек допускается принимать на работу людей с ограниченными возможностями. При этом начальство не имеет права отказывать инвалидам в трудоустройстве. На практике деятельность таких граждан не востребована, но ряд государственных льгот призван мотивировать предприятие.

Основные правила

Лица с неполной способностью к труду могут работать согласно ст. 20 ФЗ № 181 «О защите прав инвалидов». Как отмечено в ст. 64 ТК работодатели не должны ограничивать права и ориентироваться прежде всего на деловые характеристики человека, а не на его инвалидность.  

В ст. 21 ФЗ № 181 определена квота для предприятий со штатом:

  • больше 100 человек – суммарное количество лиц с инвалидностью 2-4 % от общего числа сотрудников;
  • от 35 до 100 человек – инвалиды составляют до 3 % штата. Точная норма регулируется региональными законами.

При недоборе персонала с инвалидностью и необоснованном решение об отказе работодатель облагается административным штрафом. Его денежный эквивалент, согласно п. 42 ст. 5 КоАП, равняется 5-10 тыс. руб.

Лица с категорией нетрудоспособности имеют право на получение привилегий в плане деятельности и реабилитации.

Для начальства существуют следующие варианты:

  • соответствия условий труда индивидуальной программе реабилитации (ИПР).
  • по ИПР требуется изменить условия работы, но сохранить гарантии на труд. Предприятиям можно снижать нормативы, методики либо, согласно ст. 160 ТК, перевести инвалида на другую должность;
  • если работодатель не способен создать подходящие для трудовой деятельности условия, выполняется перевод сотрудника с инвалидностью на иное рабочее место по ст. 178 ТК.

При переводе на должность или место работы с низкой ставкой за инвалидом на протяжении 1 месяца сохраняется уровень заработной платы на прежней должности.

Какие льготы положены работодателям при приеме на работу инвалидов

Для мотивации компаний к трудоустройству лиц с инвалидностью на государственном уровне существует несколько преференций.

Они распространяются на организации, в которых 50 % инвалидов с общим фондом оплаты 25 % или компании, уставный капитал которых состоит из вкладов сообществ людей с ограниченными возможностями.

Налоговые льготы

Фирмам, в штат которых входят инвалиды, разрешены только скидки на оплату имущественной и земельной пошлины, но только относительно объектов уставной деятельности.

Для общественных организаций инвалидов, юридических и физических лиц с уставным капиталом инвалидом имеются иные привилегии:

  • 100 % скидка на уплату НДС компаниям, спонсируемым сообществами инвалидов, если в их штате 80 % лиц с частичными ограничениями трудоспособности;
  • 100 % скидка по выплате подоходного налога – на основании п. 38 ст. 264 НК;
  • 100 % скидка по уплате имущественной (п.3 ст. 381 НК) и земельной (п. 5 ст. 395) пошлины.

Аналогичные виды преференций допускаются для предприятий, которые обслуживаются инвалидами.

Преференции в сфере социального страхования

Законодательство по соцстраху не ограничивает типы предприятий, где работают частично нетрудоспособные граждане.

Организации получают:

  • снижение по отчислению в Пенсионный фонд на 21 %;
  • пониженный на 2,4 % страховой тариф для ФСС;
  • скидку в размере 3,7% на выплаты в ФФОМС.

На компании также не накладывается ограничение по виду деятельности и составу штата.

Субсидирование компаний

Для компенсации дополнительных затрат на создание рабочего места фирмам полаются субсидии за 1 рабочее место с учетом группы инвалидности в размере:

  • для лица с 1 категорией – до 100 тыс. рублей;
  • для граждан со 2 группой – до 72 тыс. рублей;
  • для работников с 3 группой – до 65 тыс. рублей.

От службы занятости можно получить денежные выплаты на создание инфраструктуры в размере 500 тыс. рублей за 1 рабочее место.

Особенности трудоустройства 

Работодатель обязан принимать в штат лица с частичной нетрудоспособностью. В процессе реализации трудовых отношений важно несколько моментов.

Некоторые виды должностей закрыты для лиц с инвалидностью. К примеру, в органах МВД, МЧС и силовых структурах требуются только здоровые специалисты. Законодательство запрещает трудоустраивать граждан с ограничениями на места без реабилитации – в шахты, сталеплавильные цеха, химические комбинаты.

Заключение трудового договора осуществляется на общих основаниях, однако в нем нужно предусмотреть характеристики:

  • места, где будет работать инвалид;
  • должностных обязанностей согласно штатного расписания;
  • на основании ст. 136 ТК – регламент начисления заработной платы и выплат;
  • время на отдых и работу;
  • направления трудовой деятельности;
  • срочности контракта;
  • условий социальной страховки.

Согласно требованиям ст. 282 ТК в договоре указывается тип занятости – основная работа или по совместительству.

Человек с отклонения здоровья и развития, по трудовому законодательству РФ не ограничен в выборе будущего рабочего места.

Работодатель обязуется создавать соответствующие условия:

  • ежегодный отпуск, длительность которого составляет 30 дней;
  • возможность неоплачиваемого доотпуска до 60 дней;
  • право отказа от командировок;
  • занятость только в дневное время.

Если на предприятии ночной график работ, инвалид задействуется только с его письменного согласия и разрешения, предусмотренного медицинским заключением.

Российская Федерация имеет членство Конвенции о правах инвалидов на международном уровне. Поэтому лица с ограничениям имеют право выбирать работу и трудиться, чтобы материально себя обеспечивать.

При трудоустройстве они получают на карьерный рост, участие в частных и государственных программах повышения квалификации, равную оплату труда, свободное устройство в госорганизациях, пользование услугами служб занятости.

За инвалидами также закрепляется право отказа от деятельности, вредной для здоровья и занятия вакансии, на которой они трудились до увечья.

При заключении трудового договора работодателю необходимо учитывать ограниченность возможностей гражданина:

 1 группа Человек полностью потерял трудоспособность. Согласно п.1 ст. 83 ТК он остается в штате при сокращении. Если работник получил инвалидность, компания, по п.1. ст. 83 ТК может разорвать с ним договор только по заключению МСЭ. При увольнении инвалид получает выходное пособие, равное заработку за 14 дней.
 2 группа Лицо трудоспособно лишь частично, поэтому принимается в штат на основании ТК. Увольнение, если инвалидность получена на работе, происходит по собственному желанию (ст. 80 ТК) или по согласованию сторон (ст. 78 ТК).
 3 группа Гражданина могут трудоустроить, поскольку категория признана рабочей. Процедура увольнения происходит на основании ст. 80 и ст. 78 ТК.

Сотрудников, получивших категорию нетрудоспособности в период выполнения должностных обязанностей, переоформляют. Процедура происходит, если человек захотел работать дальше.

Куда обращаться

Представителю предприятия могут оказать поддержку центры занятости на основе социальных программ поддержки граждан с инвалидностью. Региональные власти также оказывают субсидирование работодателей, поэтому стоит посетить муниципальные органы.

На практике российским предприятиям сложно получить преференции при трудоустройстве инвалидов. Льготы выделяются только организациям, учрежденным данными гражданами или с их уставным капиталом. Если имеются квоты, начальству рекомендуется придерживаться законодательных норм.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://lgotypro.ru/lgoty-rabotodateljam-pri-prieme-na-rabotu-invalidov/

Трудовые отношения с инвалидом. Спорные вопросы

Минтруд официально разрешил не брать на работу инвалидов

Для работодателя главная особенность трудовых отношений с работником, имеющим статус инвалида – это неукоснительное соблюдение всех требований российского законодательства, исключение признаков дискриминации таких работников в связи с ограничениями по здоровью.

Понятие дискриминации в сфере труда содержится в статье 3 Трудового кодекса РФ. Работник-инвалид должен иметь равные возможности в осуществлении своих способностей к труду, как при заключении трудового договора, так и при установлении заработной платы.

В противном случае увеличивается риск привлечения работодателя к административной ответственности, судебных споров.

Предъявление документов об инвалидности при приеме на работу

В трудовом законодательстве не предусмотрена обязанность кандидата при приеме на работу предъявлять документы о состоянии его здоровья или документы о наличии/отсутствии инвалидности.

Работник имеет право предъявить только те документы, которые непосредственно предусмотрены статьей 65 Трудового Кодекса РФ.

Часто кандидаты не хотят сообщать работодателю о наличии ограничений по здоровью, так как боятся, что работодатель откажет в приеме на работу.

При этом ничто не мешает работнику предъявить справку об установлении ему инвалидности после приема на работу и прохождения испытательного срока. Работодатель, тем не менее, обязан соблюдать гарантии, установленные для работников – инвалидов с момента предъявления ему таких документов.

Для того чтобы трудовые отношения работника и работодателя соответствовали требованиям законодательства, чтобы минимизировать риск предъявления недобросовестным работником претензий по несоблюдению его прав и непредоставлению гарантий, работодателю на помощь приходят различные корпоративные анкеты для кандидатов, описи документов, переданных кандидатом при приеме на работу, где одним из вопросов (пунктов) может быть вопрос о наличии/отсутствии документов об инвалидности. Анкета или опись с ответами должна быть датирована и подписана работником (или кандидатом) лично. В случае если здоровье работника ухудшится, работодатель сможет доказать, что не знал и не мог знать о наличии у работника противопоказаний, так как документы об инвалидности были предъявлены позже, либо работник скрыл факт наличия инвалидности.

Если кандидат добровольно (не скрывая) намерен отказаться от реализации своих прав как инвалида (в том числе частично), то потребуется его письменное заявление об этом.

Работодатель не имеет законодательно установленной возможности получить информацию о здоровье или инвалидности кандидата или работника, если такое намерение у самого работника отсутствует.

 Работодатель также не вправе запрашивать информацию о здоровье и у третьих лиц (предыдущих работодателей, медицинских учреждений) без его письменного согласия (п. 3 ст. 86 ТК РФ).

Персональные данные можно получить у третьего лица, но при этом работодатель обязан заблаговременно получить письменное согласие гражданина.

Кроме работы, условия труда которой требуют предварительного и (или) периодического медицинского осмотра, по результатам проведенной аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда (СОУТ).

Установление инвалидности работнику в период трудовой деятельности

Если документы об инвалидности предъявлены в процессе трудовой деятельности, работодатель обязан их принять. В зависимости от того, когда работник представил документы, подтверждающие инвалидность, необходимо:

  1. Выяснить, противопоказана ли сотруднику работа, выполняемая им в соответствии с его трудовым договором, для чего необходимо проанализировать результаты специальной оценки условий труда данного рабочего места (либо аттестации рабочего места, если ее результаты являются действительными), сравнив их с индивидуальной программой реабилитации/абилитации (ИПР/ИПРА) работника.
  2. Включить соответствующие условия в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (абзац 6 ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 57, ст. 72 ТК РФ).
  3. Создать условия на рабочем месте инвалида, соответствующие его ИПР (ИПРА). Напомним, что программа носит исключительно рекомендательный характер, работник имеет право отказаться от реализации программы в целом или частично (ст. 11 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • Часто инвалид предоставляет только справку об инвалидности, без приложения ИПР (ИПРА). В таком случае работодателю, чтобы обезопасить себя от каких-либо претензий, следует письменно запросить программу и получить письменный отказ работника. В противном случае работодателю придется привлекать свидетелей, в случае разногласий по поводу продолжительности ежегодного отпуска и количества рабочих часов в неделю. Стаж будет исчисляться со дня получения документов.
  • В Трудовом кодексе РФ не регулируется порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы за предыдущие годы – суммируется ли он за несколько лет по аналогии с ежегодным, каким образом считать дни, если у сотрудника снимается инвалидность, сохраняются ли дни отпуска без сохранения заработной платы за прошлый период.  Такие вопросы, как правило, решаются путем переговоров, по соглашению сторон.
  • Инвалидам 2, 3 групп после установления им группы инвалидности выдают оплачиваемые листки нетрудоспособности (больничные листы) на срок не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”). Период сверх указанного может быть оплачен, если такое условие предусмотрено коллективным договором компании.  Все перечисленные условия оплаты больничного листка работнику, имеющему инвалидность, применяются только на период присвоения инвалидности

Инвалиды и результаты специальной оценки условий труда (СОУТ)

  • При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ  “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).
  • При проведении СОУТ необходимо особое внимание уделить оценке рабочих мест, на которых трудятся инвалиды, обсудить, а в случае необходимости оспорить их до окончательного утверждения результатов СОУТ. Позиция работодателя и организаций, проводящих СОУТ, может оказаться различной по вопросу возможности применения труда инвалидов на том или ином рабочем месте. Руководящим документом в таком случае должны являться  СП 2.2.9.2510-09, утвержденные Постановлением Главного государственного врача России от 18 мая 2009 г. № 30, и ИПРА работника. Компания-работодатель обязана обеспечить инвалиду допустимые условия труда.
  • Если по результатам СОУТ работники-инвалиды работают на рабочих местах с вредными условиями труда, то работник подлежит переводу на другую работу, кроме того, одновременно встает вопрос о наличии у работодателя мест, квотируемых для инвалидов. Смотрите статью “Квотирование рабочих мест для инвалидов”.

Расторжение трудового договора с работниками-инвалидами

Большинство судебных споров по расторжению трудовых договоров с работниками инвалидами возникает по двум причинам:

  1. При увольнении работника-инвалида по сокращению. Для дополнительной социальной защиты инвалидов от дискриминации в Трудовой кодекс РФ включена статья 179 – при равных производительности труда и квалификации при сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе отдается, среди прочих, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества. Также преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата – у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие воздействия радиации в результате аварии на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и членов их семей, потерявших кормильца из числа вышеуказанных граждан-инвалидов, если смерть такого гражданина явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
  2. При увольнении работника в связи с признанием его полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ) работодатель обязан полностью соблюдать предписанную законом процедуру.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор с работником прекращается в связи с признанием его полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

При этом следует учитывать, что согласно ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы.

Соответственно, если работник до предоставления справки продолжал исполнять свои обязанности, то весь период работы подлежит оплате и учитывается в целях расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

В данной ситуации работника надо увольнять не датой, предшествующей установлению инвалидности, а днем представления справки работодателю. Рекомендуется зафиксировать дату получения работодателем этого документа в соответствующем акте и указать данный акт в основании приказа об увольнении, наряду со справкой.

В соответствии со статьей 73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового Кодекса.

Инвалидность (кроме бессрочной) в дальнейшем требует периодического подтверждения. В связи с этим ограничения, которые были установлены для работы, периодически пересматриваются МСЭК.

Работнику должны быть предложены другие вакантные должности (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК) для перевода на иную работу, предложен график с сокращенным рабочим днем.  Установление работнику инвалидности в определенный промежуток времени не свидетельствует о безусловной невозможности выполнения им трудовой функции по замещаемой должности, как в настоящее время, так и в будущем.

Работник должен быть извещен работодателем об отсутствии в штатном расписании вакантных должностей, подходящих ему по состоянию здоровья.
Истец (работник-инвалид)  обратился в суд, считая свое увольнение незаконным. Он работал в должности водителя, уволен на основании приказа в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса РФ («признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»). Приказ издан на основании справки МСЭ об установлении истцу инвалидности, а также карты индивидуальной программы реабилитации инвалида. Согласно ИПР истец нетрудоспособен в обычных производственных условиях, но может работать в специально созданных условиях с сокращенным рабочим днем и введением дополнительных перерывов. По мнению суда, истец является ограниченно трудоспособным и не мог быть уволен в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 83 ТК РФ, увольнение по п. 5 ч.1 ст. 83 ТК РФ признано незаконным, истец восстановлен в должности с взысканием среднего заработка, а также морального ущерба.

Источник: https://clubtk.ru/trudovyye-otnosheniya-s-invalidom-spornyye-voprosy

Трудоустройство инвалидов – закон и порядок

Минтруд официально разрешил не брать на работу инвалидов

Многие организации обязуются принимать инвалидов в трудовой коллектив. Некоторые руководители для решения данной проблемы обращаются в местные центры занятости или в организации инвалидов. Как правило, там находятся кандидатуры на вакансии, подходящие для данной категории граждан. Подробно о приеме на работу инвалидов можно узнать далее.

Законодательная база

Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены следующие нормативы:

  • В трудовых коллективах с численностью от 35 до 100 инвалиды должны составлять до 3%. Данная норма регулируется законодательством субъекта РФ.
  • В трудовых коллективах с численностью от 100 сотрудников и более – от 2% до 4% (то есть от двух до четырех инвалидов на одну сотню здоровых работников). Эта норма предписана федеральным Законом и является обязательной на всей территории РФ.

В число штатных сотрудников при таком расчете не учитываются вакансии с тяжелыми и вредными условиями труда, ведь на такие должности прием людей с ограниченными возможностями не допускается.

Количество работников с ограниченными возможностями определяет сам работодатель, опираясь на знание действующего законодательства и собственные интересы.

Он же решает, какие именно рабочие места будут отданы для организации труда сотрудников с ограниченными способностями.

При этом учреждения, изначально созданные исключительно с целью трудоустройства инвалидов и организующие их кооперацию, не обязаны соблюдать установленные квоты.

Недобор работников с группой инвалидности является нарушением трудового законодательства РФ. Необоснованное отрицательное решение при рассмотрении заявления о приеме на работу соискателя с нарушенным здоровьем является административным правонарушением. Должностное лицо, принявшее такое решение при трудоустройстве инвалида, будет оштрафовано на сумму от 5000 до 10000 рублей.

Несоблюдение квоты также является административным правонарушением. За несоответствие количества вакансий, занятых инвалидами, и количества положенных рабочих мест, которые должны быть заняты инвалидами, грозит наказание согласно статье 5 пункт 42 КоАП РФ.

Льготы работодателю

В 2017 году работодателю в РФ, принявшему в рабочий коллектив инвалидов согласно квотируемому числу, предоставляется фактически налоговая льгота – уменьшение суммы страховки на травматизм до 60%. Это снижение касается только страховых выплат за инвалидов. За остальных сотрудников размер выплат остается обычным.

К тому же предусматриваются субсидии на создание одного рабочего места для инвалидов: 1 группы – до 100 тыс. рублей, 2 группы – до 72 тыс., а 3 группы – до 65 тыс. Более того, агентство занятости перечисляет субсидии на создание инфраструктуры, которая необходима для людей с ограниченными способностями. Их размет составляет до 500 тыс. рублей.

Прием на работу инвалидов 3 группы

Инвалиды 3 группы фактически являются работниками, временно утратившими полную работоспособность. Очень часто это работники организации, уже принятые на работу, но по какой-то причине утратившие возможность работать с полной отдачей. Причиной может быть:

  • осложнение после болезни (воспаление легких);
  • небольшая травма, например, в результате автокатастрофы;
  • острое сезонное обострение какого-либо недомогания (аллергия на амброзию) и тому подобное.

И даже если инвалид 3 группы еще не является частью трудового коллектива, руководство, как правило, более охотно принимает такого работника в штат. Это обусловлено следующими причинами:

  • закрывается вакансия для инвалида, а инвалид 3 группы – все-таки не 2 и не 1, поэтому каких-то особенных специальных условий ему обычно создавать не требуется;
  • работоспособность такого инвалида практически такая же, как у здоровых работников;
  • в ближайшее время такой инвалид, скорее всего, станет снова здоров и сможет работать с полной отдачей.

Прием на работу инвалидов 2 и 1 групп

Инвалиды 2 и 1 групп имеют полное право на создание на рабочем месте особой обстановки, либо занятие такой вакансии, которая не будет мешать их индивидуальному плану реабилитации. Поэтому найти вакансию для такого работника бывает непросто. Как правило, они работают сторожами, уборщицами, вахтерами и так далее.

В любом случае, их работа обычно не требует высокой квалификации и подразумевает:

  • небольшие физические нагрузки;
  • отсутствие стрессов;
  • небольшую вероятность возникновения опасных ситуаций;
  • возможность некоторое время отсутствовать на рабочем месте.

Инвалиды таких групп имеют небольшие шансы избавиться от инвалидности. Часто им нужно регулярно проходить профилактический или другой курс лечения, для чего им соответственно требуется больничный отпуск.

Кроме того, хроническое заболевание может регулярно требовать ухода на больничный.

В связи с этим их принимают на работу с расчетом на возможность подмены или распределения его обязанностей между его коллегами – членами коллектива.

Для инвалидов 1 и 2 групп длительность рабочей недели должна составлять не более 35 часов. Важный нюанс: даже при меньшей длительности рабочего времени работодатель все равно должен оплачивать работнику 35 отработанных часов.

Особенности трудоустройства инвалидов

При приеме на работу инвалидов учитываются следующие нюансы:

  • На некоторые виды работ инвалидов не берут просто из-за того, что эти работы требуют только здоровых исполнителей. Например, это большинство вакансий в МВД, МЧС и тому подобных организациях, где от состояния здоровья сотрудников напрямую зависит эффективность работы учреждения. Справка о состоянии здоровья будет обязательным документом при трудоустройстве в такие организации.
  • Законодательно запрещено принимать инвалидов на такие виды рабочих мест, где невозможна реабилитация инвалида и даже напротив, возможно нанесение вреда его здоровью. Например, это работы в шахте, сталеплавильном цеху, химическом предприятии и так далее. Бывает и наоборот, когда на некоторых предприятиях преднамеренно зарезервированы места для людей с ограниченными возможностями.
  • И до, и после трудоустройства работник сам вправе выбирать, в каком качестве он будет работать – как здоровый человек, или как инвалид (и тогда работодатель обязан обеспечить ему условия, подходящие не только для работы, но и для восстановления полной трудоспособности, ИПР).
  • Руководитель должен знать, что при трудоустройстве инвалид не обязан предоставлять Индивидуальную Программу Реабилитации и справку об инвалидности, если не намерен работать в льготных условиях как инвалид.

Некоторые соискатели работы сначала трудоустраиваются как здоровые люди, а уже потом сообщают руководству, что являются инвалидами и требуют особого отношения. Такое поведение не является нарушением законодательства.

Права инвалидов при трудоустройстве

Российская Федерация является государством-участником международной «Конвенции о правах инвалидов». Согласно положениям Конвенции, инвалиды в РФ имеют право на выбор своего рабочего места, а также имеют право работать для собственного материального обеспечения. Кроме вышеназванных прав, инвалидам гарантируется:

  • отсутствие дискриминации в связи с ограниченными физическими возможностями при трудоустройстве, карьерном росте, повышении квалификации и так далее;
  • активное участие в профсоюзном движении;
  • доступ к государственным и частным программам переподготовки кадров;
  • равная или большая по сравнению с другими работниками оплата труда (за выполнение такой же работы);
  • свободный прием на государственные должности;
  • право использования полного спектра услуг Центров Занятости (постановка на учет, подбор вакансий, бесплатная юридическая помощь в ходе трудоустройства, профессиональные курсы, выплата материальной помощи и так далее);
  • возможность создавать и развивать собственный бизнес, включая право на получение государственных кредитов и тому подобное;
  • прохождение государственных реабилитационных программ, позволяющих вернуться к полноценной трудовой деятельности;
  • право на отказ от выполнения работ, которые могут усугубить состояние здоровья работника или сделать невозможным его выздоровление;
  • возможность трудоустройства на вакансию, занимаемую ранее, до получения инвалидности (либо сохранения рабочего места при получении инвалидности уже в ходе работы на этой должности).

Людям с ограниченными возможностями создается щадящая трудовая обстановка. Например:

  • увеличенный отпуск (не менее 30 календарных дней);
  • возможность взять отпуск без оплаты (до 60 календарных дней);
  • инвалид вправе ответить несогласием на приказ начальства ехать в командировку;
  • выполнение должностных обязанностей исключительно в дневные часы. Для работ в исключительное время требуется подписанное инвалидом согласие и допустимость таких работ, указанная в медицинском заключении.

: Путеводитель по трудоустройству инвалидов

В видеоролике ниже эксперт расскажет обо всех правилах и нюансах, которые возникают при приеме на работу инвалида:

Как известно, полностью здоровых людей нет, а есть не дообследованные. Принять инвалида на работу – это не только социально ответственное дело, это еще и обязанность владельца предприятия, при невыполнении которой потребуется понести административную ответственность – оплатить штраф.

Источник: https://moyaidea.ru/priem-invalida-na-rabotu.html

«Нет инвалидов? Плати!»: работодатели компенсируют отсутствие сотрудников с ограничениями

Минтруд официально разрешил не брать на работу инвалидов

Проблема социальной адаптации и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями существует в стране давно – легально работает лишь каждый четвертый инвалид, способный к труду.

По этой причине многие чиновники резко критикуют существующий в стране механизм квотирования рабочих мест для таких людей – мол, он существует лишь на бумаге, а в реальности работодатели обходят требования. В Минтруде, например, настаивают, что он требует немедленной модернизации.

Похожую инициативу в начале марта высказал и премьер-министр Дмитрий Медведев, призывая работодателей повысить число трудоустроенных инвалидов в среднесрочной перспективе.

Чтоб заставить работодателей выполнять требования закона, в Минтруде предлагают обязать те компании, которые не имеют соответствующих рабочих мест и не в состоянии обеспечить инвалидов рабочими местами, уплачивать компенсационные взносы.

Их, по словам главы ведомства, не следует рассматривать в качестве наказания – это якобы «гибкий механизм», позволяющий избежать дополнительной нагрузки на работодателей. Карьерист.

ру выяснял, насколько это может быть эффективно, и чем эти выплаты будут отличаться от существующих сегодня штрафов.

«Гибкая» финансовая мотивация

На прошедшем на днях заседании правительства, премьер Дмитрий Медведев призвал чиновников принять меры, дабы удвоить численность трудоустроенных инвалидов. Дедлайн – 2020 год.

Для этого, по мнению чиновника, необходимо модернизировать систему квотирования и законодательно обеспечить особое право инвалидов на труд.

Проблема действительно существует – по словам чиновников, в России более 3,7 млн людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, а работают не более 1 млн.

Чтоб повысить долю занятости среди этой категории граждан, не обойтись без комплексных решений, направленных на налоговое стимулирование работодателей и создание необходимой инфраструктуры. По словам Медведева, к 2020 году необходимо достичь условий, когда не меньше половины инвалидов смогут беспрепятственно трудоустроиться.

Более подробно ситуацию очертил министру труда Максим Топилин, по словам которого, существующая сегодня система квот для инвалидов существует лишь де-юре, по факту какой-либо взаимосвязи между выделяемыми рабочими местами и квалификацией имеющихся соискателей с ограниченными возможностями не существует.

В связи с этим Минтруд готовит поправки в законодательство, которыми планируется сделать систему квотирования «более гибкой» для работодателей.

В частности, если существующие на предприятии технологические особенности не позволяют принимать инвалидов или те сами не имеют потребности в трудоустройстве на предприятие, предлагается «подумать о механизме компенсационных выплат».

По концепции, предлагаемой Топилиным, собранные деньги вполне могли бы быть направлены на целевые мероприятия по трудоустройству, в том числе создание адаптированной среды, переоборудование рабочих мест, образовательные программы, персональные профориентационные программы и т.д. В результате Минтруд планирует достигнуть 800 тыс. квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами. Отметим, что по официальной информации ведомства на 2016 год, в России существовало около 350 тыс. рабочих мест для инвалидов, из которых занято лишь 65%. Более того, в результате предлагаемых изменений планируется повысить количество вакансий для людей с ограниченными возможностями в службах занятости: если сегодня их не больше 70 тыс., то к 2020 году количество предложений должно вырасти до 250 тыс.

Отметим, что сегодня, в случае нарушения квотного принципа и отказа в трудоустройстве инвалида, работодателя можно привлечь к административной ответственности по ст. 5.

42 КоАП, что влечет наложение на должностное лицо штрафа в размере 5-10 тыс. рублей. Механизм компенсаций, по сути, будет выглядеть аналогичным образом.

Единственная адекватное оправдание – способность целевого перераспределения средств.

Принуждение – не выход

Совершенствование системы квот, безусловно, необходимо, ведь безрезультатность существующего механизма очевидна – без создания новых, адаптированных рабочих мест не обойтись.

Другой вопрос, что каждая из таких точек должна реально решать проблемы трудоустройства инвалидов – какой толк от того, что сегодня мы уже имеем треть невостребованных рабочих мест? С другой стороны, очевидно, что иной механизм, кроме системы квотирования, будет нежизнеспособен – насильно обязать к найму инвалидов можно лишь государственные структуры, частный бизнес, если не будет в этом заинтересован, найдет лазейки и обойдет требования закона. Например, нанимая таких людей лишь формально.

Как говорит Сергей Смирнов из НИУ ВШЭ, чьи слова приводит «Газета.ru», реальная помощь людям с ограничениями по здоровью лежит в иной плоскости. По мнению эксперта, куда правильнее было бы решать эти проблемы, внедряя масштабные программы и создавая предприятия, где использовался бы исключительно труд инвалидов.

Мотивировать работодателей, как считает Смирнов, можно лишь точечно. В рамках же государственной политики нужны более масштабные и действенные меры. Существуют, в частности, прекрасные отраслевые решения.

Например, в «Бауманке» готовят высококвалифицированных специалистов в группах для слабослышащих, которые, из-за своих проблем со слухом, востребованы на предприятиях с повышенным уровнем шума.

Наиболее яркий пример таких решений – Всероссийское общество слепых, на предприятиях которого работает около 6 тыс. инвалидов по зрению. Хотя в 90-х количество сотрудников превышало 50 тыс. человек.

Причина «проседания» – отсутствие государственных заказов, а в рамках открытой конкуренции такие предприятия явно уступают китайским производителям, рассказал «Русской службе ВВС» Константин Лапшин и з аппарата управления обществом.

Хотя, такую позицию разделяют далеко не все. Представители бизнеса сетуют, что работодатели недостаточно мотивированы и заинтересованы, чтоб брать на работу людей с ограничения по здоровью и трудоспособности.

Существует ряд объективных причин, по которым работодателей не интересует труд инвалидов: низкая продуктивность их труда, необходимость предоставления льгот и поблажек и т.д.

Но если бы государство компенсировало возникающий «дискомфорт», тем самым стимулируя бизнес, работодатели посмотрели бы на таких сотрудников с другой стороны.

Ответить некому

Эксперты из «Деловой России» отмечают существенное снижение занятости среди трудоспособных инвалидов, что наблюдается, начиная с 2012 года. Связано это с отменой льготных ставок по страховым платежам, которые ранее имели работодатели, устраивающие на работу лиц с инвалидностью.

Сегодня же предприятия платят одинаково и за всех.

Как утверждает Александр Лысенко из «Деловой России», одной только системы квот для решения проблемы недостаточно, по его мнению, чиновникам нужно разработать целый комплекс стимулов для работодателей, который бы включал в себя как меры налогового послабления, так и мотивационные программы, например, предоставление государственных заказов. При этом чиновникам следовало бы взять ситуацию под жесткий государственный контроль, поскольку вакансии для людей с ограничениями лишь в исключительных случаях соответствуют их квалификации. В итоге их зарплата, как правило, в 3 раза ниже средней по субъекту федерации.

Препятствует нормальному развитию и тот факт, что на федеральном уровне сложно отыскать ответственных за всю эту политику лиц.

В Минтруде существует Департамент по делам инвалидов, в прямые функции которого, правда, не входит обеспечение занятости подопечных.

Следуя логике, этим должен заниматься Департамент занятости, но у него и с трудоспособными особых успехов нет, что говорить про людей с ограничениями.

Существующая сегодня система квот распространяется на всех работодателей, штат которых превышает 30 сотрудников.

Таким образом, инвалиды должны работать на каждом среднем предприятии, но предпринимателям гораздо выгоднее уплатить установленный законом административный штраф и попросту не заморачиваться с трудоустройством сотрудников с ограничениями. В конце концов, что такое 10 тыс.

(максимальный штраф) для предприятия со штатом в 30 человек? Вероятно, обсуждаемые в Минтруде компенсационные выплаты будут заменять штраф, но их размер на данном этапе неизвестен.

Если высвобожденные за этот счет средства действительно пойдут на трудовые программы для инвалидов – это поможет снять множество существующих сегодня барьеров между такими людьми и полноценным трудом. Множество, но далеко не все, ведь ключевая проблема – это мотивация работодателей. Возможность «откупиться» от трудоустройства инвалидов едва ли может быть стимулом для них. Скорее даже, наоборот.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/net-invalidov-plati-rabotodateli-kompensiruyut-otsutstvie-sotrudnikov-s-ogranicheniyami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.