+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Минфин напомнил о налоге на прибыль в свободных экономических зонах

Содержание

Какие налоговые льготы получают участники ОЭЗ

Минфин напомнил о налоге на прибыль в свободных экономических зонах

Резиденты ОЭЗ на запуске проекта экономят до 30% – 40% расходов по сравнению с компаниями, работающими вне особых зон. Резиденты ОЭЗ экономят на налогах и таможенных платежах. Кроме того, не требуются затраты на создание инфраструктуры.

Ставка налога для обычных компаний – 20% (2% платят в федеральный бюджет, 18% – в региональный). Резиденты промышленно-производственных ОЭЗ экономят за счет снижения налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет. Каждая особая зона сама устанавливает ставку, однако ее размер не может превышать 13,5%. В среднем нагрузка по налогу на прибыль снижается в десять раз.

Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ до 1 января 2018 года установлена нулевая ставка и по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет. А для резидентов туристcко-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, нулевая ставка действует до 1 января 2023 года.

Так, на Северном Кавказе девять особых туристcко-рекреационных зон объединены в кластер. Его площадь – более 200 тыс га.

Кластер охватывает территории Краснодарского края, Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии – Алании, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечни.

Налог на имущество и земельный налог

Резидентов ОЭЗ освобождают от уплаты земельного налога и налога на имущество. Льгота по земельному налогу действует, если участок расположен на территории ОЭЗ.

Воспользоваться льготой по налогу на имущество можно, если выполнены четыре условия:

  • имущество учтено на балансе резидента ОЭЗ;
  • имущество создано или приобретено для осуществления деятельности на территории ОЭЗ;
  • имущество используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ;
  • имущество расположено на территории ОЭЗ.

Страховые взносы

Льготные ставки предусмотрены для резидентов ОЭЗ, которые заключили соглашение о технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. Пониженные тарифы распространяются только на выплаты, сделанные работникам компаний – резидентов ОЭЗ. Льготы действуют до 2019 года включительно. Так, ставка в Пенсионный фонд сейчас снижена до 8%.

Продолжительность налоговых каникул. Налоговые каникулы действуют в течение 5 – 10 лет после того, как компания получит статус резидента.

Налоговые льготы для резидентов ОЗС

Вид налогаОбычная ставкаЛьготная ставкаСрок действия льготы
Налог на прибыль18%0% + 13,5%5 + 10 лет с месяца получения статуса резидента, либо различные ставки по годам
Налог на имущество2,2%0%10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки имущества на учет
Земельный налог1,5%0%5 лет с месяца возникновения собственности на каждый участок
Страховые взносыПФР + 22%ФСС + 2,9%ФФОМС + 5,1%ПФР + 8%ФСС + 2%ФФОМС + 4%2016 + 2017 годы
ПФР + 13%ФСС + 2,9%ФФОМС + 5,1%2018 год
ПФР + 20%ФСС + 2,9%ФФОМС + 5,1%2019 год

Дополнительные налоговые льготы

Особая экономическая зона вправе установить свои льготные ставки по налогу на прибыль, транспортному налогу и НДС. Так, на территории ОЭЗ «Моглино» до 2019 года действует нулевая ставка налога на прибыль, не нужно платить и транспортный налог. Это позволяет увеличить доходы, снизить себестоимость. Рассмотрим подробнее, какие льготы получит резидент ОЭЗ «Моглино».

Транспортный налог

Резиденты освобождены от транспортного налога, если используют машины для обеспечения деятельности на территории ОЭЗ «Моглино». Льгота не действует в отношении водного, воздушного транспорта и легковых автомобилей мощностью двигателя свыше 250 л. с.

НДС и таможенные пошлины

Работы, связанные с инновационной деятельностью, не облагаются НДС. Кроме того, на территориях всех ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Следовательно, резиденты освобождены от уплаты НДС, ввозных и вывозных пошлин в следующих случаях:

  • при импорте российских товаров;
  • при импорте иностранного сырья, оборудования и материалов, необходимых для работы;
  • при экспорте произведенной на территории ОЭЗ продукции в иностранные государства.

Дополнительные льготы предусмотрены для продукции, произведенной из импортных комплектующих и поставляемой в страны Таможенного союза. Резидент может по выбору заплатить пошлину со стоимости:

  • комплектующих, которые ввез для производства товара;
  • готовой продукции, которую произвел из комплектующих.

В «Моглино» начали строить таможенный пост, который оснастят высокотехнологичным оборудованием. Когда пост заработает, прохождение таможенных процедур займет менее часа.

Экономия затрат и безопасность

К резидентам ОЭЗ применяется «налоговый иммунитет». То есть на них не распространяются изменения налогового законодательства, ухудшающие их положение. Кроме того, они используют ускоренную амортизацию – применяют коэффициент 2. Это позволяет списать стоимость основных средств вдвое быстрее.

Доступ к готовой инфраструктуре

К границам участков резидентов ОЭЗ подведены электричество, газ, вода и другие коммуникации. Резиденты «Моглино» могут подключиться к энергосетям бесплатно, а также получить в управляющей компании разрешение на строительство. В результате резидент экономит на получении разрешения от трех месяцев до полутора лет.

Готовые земельные участки

Участки, находящиеся в границах ОЭЗ, готовы к передаче в аренду. Так, в «Моглино» максимальная стоимость аренды 1 га составляет 59 154 ₽ в год. После завершения строительства промышленного объекта резидент вправе оформить участок в собственность. За покупку 1 га земли он платит 20% от кадастровой стоимости, что составляет 592 040 ₽.

Комфортная административно-деловая зона

На территории ОЭЗ, как правило, создают административно-деловой центр для удобства ведения бизнеса.

Удобная логистика

Все промышленно-производственные ОЭЗ расположены в крупных индустриальных регионах страны, вблизи сырьевых и сбытовых рынков.

Система «одного окна»

Эта система подразумевает, что резидент экономит время на сбор и представление документов в государственные органы и службы. Кроме того, управляющие компании ОЭЗ оказывают дополнительную помощь.

Источник: https://ipprosto.info/journal/kakie-nalogovye-lgoty-poluchayut-uchastniki-oez/

Налоговые льготы в свободных экономических зонах РБ

Минфин напомнил о налоге на прибыль в свободных экономических зонах

Если вы реализуете крупный инвестиционный проект – то обдумайте возможность стать резидентом одной из шести свободных экономических зон Беларуси.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории РБ площадью не менее 50 га с четкими границами и специальным правовым и налоговым режимом. СЭЗ существуют, чтобы привлекать иностранные инвестиции, развивать импортозамещение и внедрять новейшие технологии. В пределах СЭЗ действуют более благоприятные условия для деятельности предпринимателей и бизнесменов.

Свободные экономические зоны в РБ:

«Брест» – создана в 1996 году;

«Витебск» – появилась в 1999 году;

«Гомель-Ратон» – работает с 1998 года;

«Минск» – образована в 1998 году;

«Гродноинвест» – организована в 2002 году;

«Могилев» – создана в 2002 году.

Срок работы существующих белорусских СЭЗ ограничен до 31 декабря 2049 года.

Кто может стать резидентом СЭЗ?

Резидентом (участником) СЭЗ могут стать ИП и юридические лица, если:

  • ведут бизнес на территории СЭЗ;
  • их инвестиционный проект направлен на создание/развитие предприятия с применением инноваций;
  • их продукция направлена на экспорт/импортозамещение;
  • проект требует на реализацию не менее 1 млн евро или 500 тыс. евро (если инвестиции будут реализованы в течение 3 лет после вхождения резидента в СЭЗ).

Кто не может стать резидентом СЭЗ?

Вы не можете быть резидентом СЭЗ, если:

  • вы владеете предприятием общественного питания;
  • занимаетесь игорным бизнесом;
  • занимаетесь торговлей;
  • проводите операции с ценными бумагами;
  • организуете и проводите электронные интерактивные игры;
  • вы владеете небанковской кредитно-финансовой организацией;
  • вы владеете страховой компанией;
  • вы реализуете работы и услуги, которые оказываете с применением основных средств другого резидента СЭЗ.

Льготы в СЭЗ для резидентов

Все льготы и преференции участников СЭЗ, мы разделили на: налоговые льготы, таможенные льготы и другие льготы и преференции.

 Налог на прибыль в СЭЗ

  • С 1 января 2012 года новые резиденты 10 лет не платят налог на прибыль – 10 лет считаются с момента появления валовой прибыли.
  • С 2017 года, если вы стали резидентом до 2012 года – то дополнительно 5 лет не платите налог на прибыль. В этом случае срок предоставления льготы не связан с получением валовой прибыли.
  • После истечения льготного периода 10/5 лет, вы платите налог на прибыль по сниженной на 50% ставке. Но минимальная ставка налога на прибыль при этом должна составлять не менее 12%.

Налог на недвижимость в СЭЗ

  • Вы не платите налог на недвижимость 3 года после того, как стали резидентом. Льгота распространяется только на ту недвижимость, которую вы купили в эти 3 года.
  • Вы не платите налог на недвижимость раз в квартал, если в прошлые 4 месяца экспортировали ваш продукт или продавали его другим резидентам.

Земельный налог (арендная плата за землю)

  • С 1 января 2017 по 31 декабря 2021 года вы не платите аренду за землю, которая находится на территории свободной экономической зоны. Льгота предоставляется в квартале, если в прошлые 4 месяца вы экспортировали продукт или продавали его другим резидентам.
  • Вы не платите налог на землю, пока составляете проект для строительства на ней и ведете стройку. Льгота на земельный налог по этому условию действует не более 5 лет с даты регистрации вашего бизнеса.

Льготы на ввозную таможенную пошлину и НДС, взымаемый таможенными органами

  • Вы ввозите в свободную экономическую зону без пошлины строительные материалы, оборудование, сырье, материалы и комплектующие.
  • Вы ввозите в СЭЗ без таможенных платежей иностранные товары из Евразийского таможенного союза (ЕАЭС), (ссылка), если товары помещены под таможенную процедуру. Товары должны быть из иностранного сырья и в своем первоначальном состоянии.
  • Вы ввозите без уплаты НДС товары на территорию ЕАЭС. Продукция должна быть из иностранных материалов и комплектующих (по Указу Президента РБ от 30.12.2016 №508).

Другие льготы и преференции

Резиденты свободной экономической зоны освобождены:

  • от обязательной продажи валюты;
  • от платы за заключение договора аренды земли в СЭЗ для строительства и обслуживания на ней недвижимости;
  • от пошлины за разрешение на работу в РБ для иностранных граждан, которых резидент привлекает для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

Мы надеемся, что наша информация будет для вас полезной. И желаем знать все права на льготы и уметь ими вовремя воспользоваться.

Источник: http://www.konsalt.by/stati/vozmozhnosti-dlya-biznesa/nalogovye-lgoty-v-svobodnyh-ekonomicheskih-zonah-rb.html

Как российские компании могут использовать крымские льготы для экономии на налогах

Минфин напомнил о налоге на прибыль в свободных экономических зонах

С  1 января 2015 года Республика Крым и город Севастополь признаются свободной экономической зоной сроком на 25 лет (ст. 8, 9 и 23 Федерального закона от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны», далее — Закон № 377-ФЗ).

Для ее участников установлен льготный порядок налогообложения и выгодные таможенные условия. Однако, чтобы получить налоговую экономию, компаниям придется вести реальную деятельность.

Поскольку законодатели создали препятствия для получения льгот путем фиктивной деятельности на Крымском полуострове.

Налоговая нагрузка в свободной экономической зоне снижена в несколько раз

Компании, которые являются участниками свободной экономической зоны (далее — СЭЗ), получают множество налоговых преференций (ст. 2 Федерального закона от29.11.14 №379-ФЗ, далее — Закон № 379-ФЗ).

Но они касаются только бизнеса в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ (см. подверстку). То есть если у организации есть иные операции, то по ним применяются общие ставки и действуют общие требования НК РФ (п.

22 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Налоговые льготы свободной экономической зоны могут применять только те компании, которые получили статус ее участника. То есть простой регистрации организации на территории Крыма и постановки на налоговый учет для этого недостаточно.

Подчеркнем, что речь идет именно об отдельном юридическом лице.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских компаний не могут получить статус участника СЭЗ, так как они не зарегистрированы на территории Республики Крым и города Севастополя (п. 1 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Претендент должен представить в высший исполнительный орган власти региона заявление о заключении договора с приложением инвестиционной декларации (п. 2 и 3 ст. 13 Закона № 377-ФЗ).

Она должна содержать в себе сведения о целях проекта и видах деятельности, технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых рабочих мест и размера средней зарплаты, общий объем и график капитальных вложений в проект.

Причем в первые три года их объем не может быть меньше 3 млн рублей для субъектов малого и среднего бизнеса и 30 млн рублей — для прочих лиц.

Если уполномоченный орган принимает положительное решение, то он заключает договор с компанией-претендентом. Тогда в течение трех дней ее вносят в реестр участников СЭЗ.

Только после этого организация приобретает статус участника СЭЗ (п. 19 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Если компания продолжает осуществлять также деятельность, не предусмотренную СЭЗ-договором, то для получения льгот она должна вести раздельный учет доходов и расходов.

Максимальная ставка налога на прибыль в СЭЗ — 13,5 процента. Ставка в отношении налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена на уровне 0 процентов. Она применяется в течение 10 лет, начиная с первого налогового периода, в котором участник СЭЗ получил прибыль.

К примеру, если положительный финансовый результат будет только по итогам третьего года, то общий срок неуплаты налога на прибыль в федеральный бюджет увеличится до 12 лет. Ставка в отношении налога, перечисляемого в бюджет субъектов, устанавливается на пониженном уровне, но ее максимальная величина не может превышать 13,5 процента.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ.

Основные средства амортизируются в два раза быстрее. Участники СЭЗ имеют право применять специальный коэффициент, но не выше 2 к амортизации собственных основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НКРФ). При этом никаких ограничений по амортизационным группам, по местонахождению объектов или по дате их постановки на учет не установлено.

Налог на имущество организаций можно не платить в течение 10 лет. Такое право закреплено в пункте 26 статьи 381 НК РФ. Но для его использования компания должна соблюсти несколько условий.

Первое — имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории СЭЗ. Конечно, компания может заявить льготу и по объекту, приобретенному до получения статуса участника СЭЗ. Но, скорее всего, ей придется доказывать предназначенность актива для СЭЗ.

Если же объект использовался до получения такого статуса, то применить льготу вряд ли получится.

Второе условие — имущество должно располагаться непосредственно на территории Республики Крым или города Севастополя. Если участник СЭЗ будет владеть объектами в других регионах России, то с них он будет уплачивать налог на имущество в общем порядке.

Земельный налог можно не платить три года. Условия применения этой налоговой льготы схожи с условиями для налога на имущество. Земельный участок должен находиться в Крыму и использоваться для СЭЗ-деятельности (п. 12 ст. 395 НКРФ).

Льгота предоставляется сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Дата отсчета срока показывает, что послабление предоставляется только тем участникам, которые купили участки для целей исполнения СЭЗ-договора.

Если же компания давно владеет землей, то сэкономить на налоге не удастся. Скорее всего, три года с момента получения права собственности уже истекут.

Страховые взносы уплачиваются по тарифу 7,6 процента. Участники СЭЗ уплачивают взносы в ПФР по тарифу 6 процентов, в ФСС России — 1,5 процента и в ФОМС — 0,1 процента. Такие тарифы установлены пунктом 1 статьи 58.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (ст. 2, 5 Федерального закона от 29.11.14 № 378ФЗ).

Они применяются в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем получения такого статуса. Однако есть еще одно условие. Льгота распространяется только на тех участников СЭЗ, которые получили такой статус в течение трех лет со дня создания зоны (п. 4 ст. 58.4 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ).

То есть с 2015 по 2017 год включительно.

Ставки налогов на спецрежимах могут быть существенно снижены. Республике Крым и городу Севастополю предоставлено право уменьшить ставки единого налога при упрощенке для всех налогоплательщиков или для их отдельных категорий (п. 3 ст. 346.20 НКРФ).

Так, в 2015–2016 годах ставки могут равняться 0 процентов, а в 2017–2021 годах при объекте «доходы» — 3–4 процента, при объекте «доходы минус расходы» — от 3 до 10 процентов. В 2015–2016 годах ставку сельхозналога два крымских субъекта могут снизить с 6 процентов до нуля, а в следующие пять лет — до 4 процентов.

Это прописано в пункте 2 статьи 346.8 НК РФ.

Налоговую нагрузку нельзя повышать в течение действия договора с участником СЭЗ. Даже если законодатели примут федеральные законы, которые приведут к увеличению налоговой нагрузки, то такие законы не применяются к участникам СЭЗ. Но только в течение действия договора участника СЭЗ. Такие гарантии закреплены в пункте 1 статьи 16 Закона № 377ФЗ.

Методика расчета налоговой нагрузки пока еще не разработана. Этим должен заниматься федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ (п. 5 ст. 16 Закона №377-ФЗ). По этой методике будет определяться налоговая нагрузка на день получения компанией статуса участника СЭЗ и на день вступления в силу новых законов.

В случае увеличения нагрузки принимается решение о том, какие нормы компания вправе не применять.

Российская компания может перевести часть бизнеса в Крым

На первый взгляд, условия получения статуса участника СЭЗ довольно жесткие.

Однако если компания планирует расширять свой реальный бизнес (а не просто создать фиктивную транзитную компанию) или переформировать уже существующее подразделение, то она вполне может воспользоваться этими льготами.

Для этого основная компания может вывести некоторые функции на дочернее юрлицо, которое будет зарегистрировано в Крыму и с которым она будет работать в паре. Но такая форма бизнеса будет иметь свои нюансы.

Крымская компания должна иметь возможность работать на удаленке. Ведение деятельности на территории СЭЗ является одним из основных условий договора.

Если в Крыму будет зарегистрирована пустышка, а все работники будут трудиться в обособленных подразделениях в других регионах России, то СЭЗ-договор с такой компанией либо не заключат, либо быстро расторгнут.

Поэтому более рационально переводить на крымскую компанию такие функции, которые можно исполнять на удаленном доступе. К примеру, консультационную часть юридического отдела.

Либо персоналу основной компании придется переехать в Крым или дочерней компании — нанять местных специалистов. В Законе №377-ФЗ нет требования, чтобы рабочие места заполнялись работниками с крымской постоянной регистрацией.

Поэтому персонал основной компании может продолжать исполнять свои функции, но уже по новому месту работы. Если для регистрации организации выбрать не курортную зону, то затраты на съем жилья вряд ли будут существенными.

Кроме того, часть должностей компания может занять местными специалистами.

График капитальных вложений должен обосновывать отсрочку вложения денег. Если регистрация компании в Крыму преследует цель получить налоговую экономию, то для владельца бизнеса выгоднее отсрочить момент капитальных вложений в этот проект.

Однако от графика капвложений будет зависеть в том числе получение статуса участника СЭЗ. Поэтому такой временный перекос необходимо будет очень тщательно обосновать исходя из специфики бизнеса.

К примеру, при организации юридической компании основным капвложением может быть выкуп собственного помещения по итогам работы за первые два года. Но не исключено, что такие планы не позволят получить статус участника.

Цены по сделкам с компаниями — участниками СЭЗ будут контролироваться

Если при организации крымской «дочки» компания планирует переводить на нее значительную часть своей прибыли путем завышения цен на услуги «дочки», то для этого есть существенное препятствие. Сделки обычных компаний с участниками СЭЗ признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам превысит 60 млн рублей за год (подп. 5 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ, ст.

1 Закона № 379-ФЗ). При несоблюдении этого лимита основная компания должна подать уведомление в свою инспекцию по всем контролируемым сделкам с данным участником СЭЗ (п. 2 ст. 105.16 НКРФ). Но поскольку непредставление такого уведомления наказывается штрафом в размере всего лишь 5 тыс. рублей (ст. 129.

4 НКРФ), то вряд ли это требование будет препятствием для получения налоговой экономии.

Отметим, что норма о контролируемости сделок делает бессмысленным использование однодневок на территории СЭЗ. Для этого придется затратить слишком много сил и средств. При этом выгода будет той же самой, что и по обычной однодневке, которая просто не платит налоги. А вот риск повышается из-за того, что после проверки цен по сделке основной компании могут доначислить налоги.

Есть возможность пользоваться дешевым импортом

Свободная экономическая зона в Крыму предусматривает свободную таможенную зону (далее — СТЗ) на территории Республики Крым и города Севастополя (ст. 8 Закона №377-ФЗ).

То есть в этих регионах импортные товары могут использоваться без уплаты таможенных пошлин или налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования (ст. 10 Соглашения по вопросам свободных экономических зон на территории Таможенного союза от 18.06.10).

Если компания — участник СЭЗ будет использовать в своем производстве такие товары, то она получит экономию на таможенных платежах и налогах по сравнению с аналогичным производством в другом регионе России. Но есть одно препятствие.

Продукция, произведенная из товаров иностранного производства, может размещаться и использоваться только на территории СТЗ (п. 5 ст. 18 Закона №377-ФЗ). И если крымский производитель планирует вывезти продукцию из СТЗ в другие регионы, то ему придется пройти таможенную процедуру.

Однако законодатели предусмотрели несколько исключений. В частности, для транспортных средств, которые осуществляют перевозки между СЭЗ и другими регионами России или другими странами (п. 16 ст. 18 Закона №377-ФЗ). Их можно использовать где угодно без дополнительных платежей, если компания-владелец является участником СЭЗ.

Хотя Правительство РФ вправе ограничить срок их пребывания вне СЭЗ, но пока такого постановления нет. Этот пункт делает выгодным перевод в Крым транспортного подразделения, которому необходимо обновить парк.

Однако отсутствие прямого автосообщения с остальными регионами России пока позволяет серьезно вести речь лишь о водном или воздушном транспорте.

Другое исключение — иностранное оборудование, введенное в эксплуатацию, и товары, использованные для строительства объектов недвижимости на территории СЭЗ.

Они признаются товарами Таможенного союза по истечении пяти лет с момента их помещения под таможенную процедуру СТЗ (п. 18 ст. 18 Закона №377-ФЗ).

После окончания этого срока активы могут использоваться на всей территории России без уплаты дополнительных платежей и сборов.

Лишить компанию льгот сможет только суд

Участник СЭЗ теряет право на применение налоговых и таможенных льгот только со дня внесения в Единый реестр участников СЭЗ записи о его исключении. Это прямо прописано в пункте 26 статьи 13 Закона № 377-ФЗ. Никаких штрафов, доначислений или иных мер наказания не предусмотрено.

Не предусмотрено и автоматическое исключение при выявлении тех или иных нарушений. В принудительном порядке исключить из реестра могут только по решению суда (п. 23 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Причиной этого может стать факт занижения объема капвложений по сравнению с графиком или ведение в СЭЗ деятельности, не предусмотренной договором (п. 3 ст. 14 Закона №377-ФЗ).

Получается, что компания-нарушитель может продолжать пользоваться налоговыми и таможенными льготами достаточно много времени. Пока нарушение выявят, пока подадут в суд, пока будет длиться судебное разбирательство с учетом апелляционного обжалования.

То есть может пройти от трех до пяти лет в зависимости от оперативности органов, которые будут выявлять нарушения СЭЗ-договоров. В итоге компании грозит только то, что у нее отберут право на льготы, но не заставят доплачивать налоги за прошедшие периоды.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3697-kak-rossiyskie-kompanii-mogut-ispolzovat-krymskie-lgoty-dlyaekonomii-nanalogah

Налогообложение в особых экономических зонах ОЭЗ

Минфин напомнил о налоге на прибыль в свободных экономических зонах

Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 36 Закона N 116-ФЗ). На основе указанной нормы были внесены несколько изменений в НК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” особенности налогообложения резидентов ОЭЗ были отражены в ст. ст. 241, 259, 381 и 395 НК РФ.

Единый социальный налог

Статья 241 НК РФ дополнена таблицей ставок ЕСН для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки ЕСН только в федеральный бюджет (см. таблицу на с. 142).

Таблица

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Ставка налога

До 280 000 руб.

14,0%

От 280 001 до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Налог на прибыль

Организации – резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ).

Во всех ОЭЗ налогоплательщики также могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Например, в соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в т.ч.

не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Указанный порядок распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и на организации, зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ.

В отношении ОЭЗ, зарегистрированных в Магаданской и Калининградской областях, отношения, возникающие при создании и функционировании данных зон с учетом их специфического географического положения и значения для геополитических интересов страны, а также в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития названных регионов, регулируются соответственно Законами N N 104-ФЗ и 16-ФЗ. Таким образом, порядок налогообложения в данных зонах отличается от установленного Законом N 116-ФЗ. Так, до 31 декабря 2006 г. в соответствии со ст. 5 Закона N 104-ФЗ действовало положение, при котором при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области участники экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. В настоящее время (в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г.) участники этой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории данной области. Эти льготы предоставляются, если участники зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и самой области.

В свою очередь, согласно ст. 17 Закона N 16-ФЗ в Калининградской области применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. ст. 288.1 и 385.1 НК РФ.

Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. На данный момент ставка налога на прибыль составляет 20%, таким образом, при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст.

284 НК РФ (т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся), ставка составит 10%.

Ряд льгот по налогу на прибыль в части налогообложения инновационной деятельности предусматривается также ст. 251 НК РФ. На основании положений пп. 14 п. 1 ст.

251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, а также в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

Налог на имущество

В отношении налога на имущество НК РФ предусматривает льготирование в виде освобождения от налогообложения на определенный срок (ст. 381 НК РФ) и уменьшения налоговой ставки (ст. 385.1 НК РФ).

Так, от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на данной территории, в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ).

В свою очередь, на основании положений ст. 385.1 НК РФ налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%.

На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении указанного имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%.

Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.

Земельный налог

На основании положений п. 9 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются организации – резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ любого типа.

Прочие налоги

Льготные условия налогообложения инновационной деятельности предусмотрены также гл. 26.2 НК РФ “Упрощенная система налогообложения” и гл. 21 НК РФ “Налог на добавленную стоимость”.

На основании положений ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения вправе уменьшать полученные доходы на следующие расходы:

– на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

– патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

– научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Относительно льгот по налогу на добавленную стоимость необходимо отметить факт принятия 19 июля 2007 г. Федерального закона N 195-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности”. В соответствии с этим Законом с 1 января 2008 г.

освобождены от обложения НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (пп. 26 п.

2 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2008 г. освобождение распространяется также на выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

– разработка новых технологий. Как указано в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, новые технологии – это способы объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

– создание опытных (т.е. не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Таким образом, резиденты, как и другие хозяйствующие субъекты, расположенные на территории ОЭЗ, кроме использования конкретно определенных НК РФ смягчающих норм именно для резидентов ОЭЗ вправе применять льготирующие нормы ст. ст. 149, 251, 346.16 НК РФ.

В целях дальнейшего стимулирования инновационной деятельности Правительство РФ планирует установить дополнительные льготы и внести дальнейшие изменения в главы “Налог на добавленную стоимость”, “Налог на прибыль организаций” и “Упрощенная система налогообложения” НК РФ.

Особые экономические зоны

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nalogooblogenie-oez

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.