+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто такой контрактный управляющий закупками

Содержание

Порядок и особенности назначения контрактного управляющего — обязанности и контроль деятельности КУ

Кто такой контрактный управляющий закупками

Федеральный закон N44 от 05.04.2013 года посвящен организации системы госзакупок в разных учреждениях. В этом законодательном акте подробно описываются полномочия и обязанности контрактного управляющего.  Назначение контрактного управляющего на должность, условия, порядок, особенности — также четко регламентированы в 44-ФЗ.

Сегодня мы расскажем о том, на кого могут быть возложены обязанности контрактного управляющего, кто занимается решением этого вопроса в организации и может ли быть на предприятии сразу 2 контрактных управляющих. Может ли, например, руководитель быть контрактным управляющим?

Как КУ назначается на должность и когда проходит инструктаж?
Все действия сотрудника строго регламентированы и после вступления в должность, начинать следует не с составления планов и ведения переговоров, а с изучения должностной инструкции контрактного управляющего за 2018 год.  Это позволит сотруднику составить для себя порядок  ведения трудовой деятельности, а также, оценить степень ответственности, которая налагается на КУ в рамках 44-ФЗ.

Основанием для формирования отдела или приема на работу конкретного гражданина в качестве КУ, является ФЗ-44. В документе указано сразу несколько вариантов организации такого рабочего места, а именно:

  1. Начальник принимает на созданную должность КУ нового работника и заключает с ним трудовой договор.
  2. На должность назначается человек из штата предприятия, после чего выполняется переоформление трудового соглашения, с добавлением фактических обязанностей по работе КУ.
  3. Сотрудник назначается из штата организации, но работу будет выполнять по совместительству. В этом случае также происходит переоформление трудового соглашения и организуется доплата.

При каких условиях назначение конкурсного управляющего является обязательным?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит сначала определиться с тем, что руководитель организации является единоличным исполнительным органом, а значит, именно в его компетенции находится право возложения обязанностей контрактного управляющего на конкретное лицо.

Важным основанием для назначения контрактного управляющего  является наличие у предприятия годового объема закупок на сумму свыше 100 млн рублей. В этом случае организация контрактной службы и назначение КУ является обязательным.

Кого можно назначить на должность КУ?

Никаких ограничений относительно круга граждан, способных занять место КУ, законом не установлено. Единственное условие, которое должно строго  исполняться, заключается в наличии специальной профподготовки. У лица, желающего занять данную должность должно быть профессиональное образование или специальная подготовка в контрактной сфере закупок.

Иными словами, контрактным управляющим может быть руководитель учреждения, директор, и даже главный бухгалтер или юрист, если это не противоречит положениям устава организации.

Регламентируется принятие такого решения сразу несколькими моментами. С одной стороны, юрист, руководитель или бухгалтер контрактным управляющим могут быть назначены на основании положения устава организации и отдельных пунктов трудового соглашения.

С другой стороны возложение функций КУ на руководителя может произойти в порядке, прописанном в ст.60.2 ТК РФ.

  Согласно ФЗ-44, специалиста назначает только заказчик, а это означает, что выбрать и назначить сотрудника может только лицо, являющееся таковым или выступающее в роли его представителя.

В этом случае необходимо учитывать действующие нормативы, регулирующие трудовые отношения руководителя и сотрудников организации. По правилам, совмещение должностей не запрещено законом, однако, такие ограничения могут быть прописаны в других законодательных актах, на уровне федерации и регионов.

Подводя небольшие итоги можно отметить, что при отсутствии таких ограничений вся необходимая работа по организации закупок на предприятии может быть поручена руководителю или иному лицу, состоящему в штате предприятия и отвечающему всем требованиями законодательства. При этом, назначение контрактного управляющего сопровождается оформлением письменного согласия сотрудника и изданием приказа о назначении на должность.

Может ли на предприятии быть два КУ?

Когда на предприятии вводят должность конкурсного управляющего, никаких ограничений по количеству таких сотрудников не устанавливается. Более того, большинство предприятий нуждается в обеспечении сразу по нескольким направлениями. К примеру, необходимо закупать ТС или специальное оборудование, наряду с продуктами питания и материалами.

В этом случае можно назначить сразу 2 контрактных управляющих: главного бухгалтера и руководителя или поручить часть работу юристу. В любом случае, решение должно быть обоснованным и каждый сотрудник обязан отвечать требованиям закона.

Как происходит назначение контрактного управляющего и что делает такой сотрудник?

Более трех лет назад,  порядок назначения сотрудников контрактной службы заказчика был существенно изменен. Это произошло сразу после того, как в обязанности заказчика было вменено формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего по закупкам.

В своей работе мы приведем законодательные статьи о деятельности контрактного управляющего в сфере закупок,  с чего начать работу такому сотруднику, а также расскажем о том, кого назначают контрактным управляющим по ФЗ-44.

Какие требования к должности действуют с начала 2018 года?

Начиная с января 2018 года, назначение контрактного управляющего должно происходить лишь в том случае, если предполагаемый на должность сотрудник отвечает ряду требований действующего законодательства. Согласно  статьям ФЗ-44 специалист обязан иметь специальное профобразование и прослушать дополнительные лекции по переподготовке.

Профессия контрактного управляющего не очень распространена, поскольку введение должности в штат происходит только в том случае, когда объемы закупок на предприятии за год составляют от 100 млн рублей.

 Данное правило прописано в п. 1-2 с. 38 ФЗ-44 по регламенту работу контрактного управляющего.

В остальных ситуациях закон не обязывает нанимать контрактного такого специалиста и вопросы, возникающие у проверяющих служб, являются неправомочным.

Деятельность контрактного управляющего строго регламентируется, поскольку речь идет о работе с людьми и с представлением информации для публичных и контролирующих структур. В связи с этим контрактным управляющим назначается только лицо, которое  располагает достаточным уровнем профессиональной подготовки и имеет опыт работы в данной сфере.

Какие обязанности выполняет КУ?

По п. 4 ст. 38 ФЗ-44 функции контрактного управляющего достаточно разнообразны. Специалисту, претендующему на место, крайне важно знать, что делает и какую деятельность осуществляет конкурсный управляющий.

Если говорить о начале деятельности с нуля, то гражданин обязательно должен иметь представление с чего начать работу КУ. В этом случае следует действовать таким образом:

  1. После назначения на должность изучить свои должностные обязанности и понять, какие направления в деятельности сотрудника – основные.
  2. Познакомиться с текущей документацией и составить предварительный план закупок. Чаще всего он составляется на год.
  3. Согласовать документ с руководством организации.
  4. Приступить к разработке документации для проведения первого мероприятия.
  5. Разместить информацию в специальной электронной системе документооборота.
  6. Сопровождать торги, а затем участвовать в выборе победителя.
  7. Оформить все необходимые документы.
  8. Составить отчет по закупкам.

На этом деятельность контрактного управляющего не ограничивается, и сотрудник имеет еще ряд обязанностей. В заключении следует отметить, что назначение КУ происходит по стандартной схеме, описанной в трудовом кодексе, но с учетом действующего регламента и особенностей должности.

Контроль  за действиями контрактного управляющего – ответственность и штрафные санкции

По ФЗ-44 от 05.04.2013 года ответственность контрактного управляющего определяется теми пунктами,  которые прописаны в его трудовом соглашении и в должностных инструкциях. Этот момент должен быть прописан очень четко, чтобы в последствие руководитель не стал отвечать за поступки и действия наемного сотрудника.

Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся того, какие требования предъявляет закон к контрактному управляющему в 2018 году и каким образом выполняется проверка таких сотрудников.

Виды ответственности сотрудника

Контроль за действиями контрактного управляющего осуществляет непосредственно руководитель, однако,  регулированием его деятельности занимается  уполномоченный орган (контрольная комиссия заказчика).

За нарушение требований, который сотрудник обязан выполнять во время своей профессиональной деятельности, предусмотрено сразу несколько видов ответственности. Речь идет о таких вариантах:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Наиболее распространенной из указанных, является мера административной ответственности и дисциплинарное взыскание. Это обусловлено тем, что сотрудники не несут перед компанией-заказчиком материальной ответственности и могут нарушить требования только в рамках превышения своих полномочий.

Как можно обжаловать действия контрактного управляющего?

По закону, каждое должностное лицо, представляющее интересы заказчика, несет персональную ответственность за соблюдение требований, прописанных в российском законодательстве.

Нарушения контрактного управляющего рассматриваются в рамках его полномочий и могут быть обжалованы. Основанием для таких манипуляций, чаще всего становится превышение прав и возможностей, указанных в должностной инструкции.  Оспаривание вынесенного решения осуществляется в судебном или административном порядке и возможность подать жалобу имеется у следующих лиц:

  1. Любой участник процедуры.
  2. Общественные объединения, которые наделены контрольными функциями.
  3. Объединение юридических компаний.

Данное право прописано в ст. 105 ФЗ-44 и является неотъемлемым для указанных участников закупок.

Какие органы осуществляют контроль за деятельностью контрактного управляющего?

Главной организацией, осуществляющей проверку контрактных управляющих, на предмет добросовестности и правильности выполнения своих обязанностей, является ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Такой порядок прописан в ФЗ-44, а также, отражен в ряде внутренних актов, касающихся деятельности организации.

Стандартной процедурой, в рамках которой осуществляется контроль, является проведение плановых или внеплановых проверок. Основания для организации таких мероприятий четко прописаны в ст. 99 ФЗ-44.

В случае выявления нарушений в работе контрактного управляющего в отношении сотрудника принимается решение о назначении штрафа. Размер штрафных санкций определяется индивидуально, но в пределах 30 – 50 тыс.

рублей.

Как избежать нарушений?

Чтобы исключить казусные ситуации и строго соблюдать все действующее нормативы и требований закона, необходимо, чтобы сотрудники контрактной службы своевременно проходили обучение и посещали курсы повышения квалификации.

Источник: https://GovZakupki.com/zakazchik/naznacheniie-kontraktnogo-upravliaiushchego.html

Контрактный управляющий

Кто такой контрактный управляющий закупками

Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики.

Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.

Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам

Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам

Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.

Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.

Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.

Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам

Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа.

Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации.

Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.

Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы.

А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д.

, поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.

Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности).

Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.

При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.

Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам

Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку.

Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.

Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста.

Должностные обязанности специалиста по закупкам 44 фз образец

Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего.

Составляем должностную инструкцию для специалиста по госзакупкам

Источник: https://gragdanskii-advokat.ru/kontraktnyj-upravljajushhij/

Чем занимается специалист по госзакупкам

Кто такой контрактный управляющий закупками

На сегодняшний день, с вступлением в силу Закона о контрактной системе (Закон №44-ФЗ), сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей.

Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов. Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов.

Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается.

О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье «Госзакупки – требования к сотруднику». Задача этой статьи — коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.

Кто такой контрактный управляющий

Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?

Госзакупки — сложная область

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.

Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.

Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль. При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Функционал контрактного управляющего

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась.

В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х).

Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5.

При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.

Следует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:

  1. Планирование
  2. Осуществление закупок
  3. Заключение, исполнение, изменение, расторжение контракта.

Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.

Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику. Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории — крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.

Продолжение — «Чем занимается специалист по госзакупкам часть 2

Источник: http://point-v.ru/stati/chem-zanimaetsya-spetsialist-po-goszakupkam-chast-1.html

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция, ответственность, обязанности

Кто такой контрактный управляющий закупками

Сфера деятельности в бюджетных организациях требует осуществления госзакупок, поэтому появилась необходимость в создании специального отдела и должности, которая называется контрактный управляющий.

Федеральное законодательство содержит немало положений, которые регламентируют работу на такой должности. Основным законом является 44-ФЗ.

В основном в соответствии с ним и идет работа контрактного управляющего.

Что это за должность?

Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это уполномоченное лицо, которое несет ответственность за выполнение закупок, включая исполнение контракта.

Данная должность появляется, когда общая годовая величина закупок заказчика не выше 100 млн руб., а также нет контрактной службы.

Один заказчик может иметь в штате несколько контрактных управляющих, которые будут заниматься закупками в разных сферах. К примеру, один управляющий может осуществлять закупку строительных и ремонтных работ, другой – продуктовой корзины, третий – различной техники и т. д.

Обязанности

Положения ч.4 ст.38 44-ФЗ описывают, что должен делать контрактный управляющий, обязанности которого состоят в следующем:

  • Разрабатывать план закупок, подготавливать изменения для внесения в данный план, размещать план в единой информационной системе, заносить изменения в план.
  • Разрабатывать план-график, готовить изменения для него, вносить план-график в ЕИС, вносить изменения в план-график.
  • Подготавливать и размещать в ЕИС извещения об исполнении закупок, документов о закупках, готовить и направлять приглашения о принятии участия в выборе поставщиков закрытым способом.
  • Осуществлять закупки и заключать контракты.
  • Участвовать в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов выбора поставщиков и готовить материал для выполнения претензионно-исковой работы.
  • Организовывать консультации с поставщиками, если того требует случай, принимать участие в таких консультациях для выявления конкурентной среды, выявления лучших технологий, решения вопросов, касающихся обеспечения госнужд. Данная работа должна проводиться на стадии планирования закупок.
  • Исполнять другие обязанности, которые предусмотрены 44-ФЗ.

Требования

Федеральный закон не содержит конкретных требований к тому, чтобы сотрудник, претендующий на должность «контрактный управляющий», повышал свою квалификацию. Но тем не менее, согласно ст.39 44-ФЗ, в комиссию заказчика могут входит лишь те лица, которые прошли профессиональную подготовку или обладают определенными навыками.

Федеральный закон определяет требования к тем сотрудникам, которые хотят стать контрактными управляющими. Во-первых, сотрудник должен иметь высшее образование, а во-вторых, документ, подтверждающий наличие дополнительного образования в закупочной сфере.

Есть и такое понятие, как профстандарты по 44-ФЗ. Законом принято решение не использовать больше в обиходе понятие «повышение квалификации». Есть профподготовка и переподготовка.

Почему не повышение квалификации? Первое понятие направлено на обновление уже имеющихся навыков и повышение профессионализма в рамках существующего образования.

Второе понятие направлено на получение новой квалификации, то есть сотрудник будет переобучаться.

Законом были установлены сроки до 1.01.2017 г., чтобы все сотрудники, находящиеся на должности контрактного управляющего, прошли переобучение и соответствовали заявленным требованиям.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это работник, имеющий следующие документы:

  • удостоверение о повышении квалификации: для тех сотрудников, кто получил обучение на семинарах с временем прохождения 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: для тех, кто обучался свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке: для тех, кто обучался свыше 1000 часов.

Профстандарты

Опираясь на ч.1 ст.9 44-ФЗ, работодатели должны обеспечивать их деятельность и деятельность контрактного управляющего на профессиональной основе. Поэтому заказчик обязан давать должность «контрактный управляющий» только тем сотрудникам, которые имеют необходимые навыки и знания, относящиеся к закупочной сфере.

Кроме этого, такой специалист имеет право во время работы повышать уровень профессиональной подготовки, знания о закупочной деятельности, навыки, соответствующие занимаемой должности, а также уровень квалификации в сфере госзакупок.

Сотрудник, который решил пройти переподготовку, должен пройти обучение на контрактного управляющего. Обучение может проходить как очно, так и заочно. Сейчас большой популярностью пользуются дистанционные курсы. Данная форма обучения предполагает безотрывное обучение от самой работы. Данные курсы состоят из теоретической и практической частей.

Выбирая дистанционное обучение, работодатель все же должен быть готов предоставить сотруднику немного свободного времени для прохождения практических заданий. Для тех сотрудников, которые повышают квалификацию, дается минимум 16 часов для обучения. А для тех, кто проходит переподготовку, дается минимально 250 часов.

Контрактный управляющий может быть новым сотрудником, сотрудником, который переведен на данную должность приказом, или сотрудником, который совмещает данную должность с основной.

Должностная инструкция

В законодательстве нет каких-либо пометок, что именно должна содержать должностная контрактного управляющего и что она вообще должна быть. Поэтому руководитель может самостоятельно выбрать документ, который будет регламентировать работу контрактного управляющего, где прописываются обязанности и права данного сотрудника.

Можно указать должностные обязательства в трудовом договоре или в приложении к нему, но в таком случае составлены они должны быть согласно профстандартам контрактного управляющего.

Иногда данный вариант не совсем удобен для реализации, поэтому руководство организации может составить документ не конкретно для сотрудника, а на должность в целом. Конкретного образца, как должна выглядеть должностная инструкция контрактного управляющего, нет. Поэтому каждая организация, где есть подобная должность, может создать свою унифицированную форму.

Есть один нюанс, который должен быть учтен и об этом должны уведомить сотрудника, предполагающего занять оговариваемую должность.

Инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ должна содержать сведения о том, что данный сотрудник несет ответственность перед законом и может быть оштрафован или же понести административное наказание за невыполнение своих обязанностей или же за злоупотребление своими полномочиями.

Ответственность

Учитывая положение ч.5 ст.38 44-ФЗ, ответственность контрактного управляющего находится в пределах тех обязанностей, которые он исполняет. В инструкции должны быть четко описаны обязанности работника, находящегося на данной должности и ответственность, которую он несет за неисполнение указанных обязанностей.

Сотрудник несет ответственность согласно ТК РФ за неисполнение или пренебрежение своими должностными обязанностями, предусмотренные инструкцией, а также за причинение материального вреда работодателю.

К тому же, контрактный управляющий может понести уголовное, гражданское или административное наказание за правонарушение, которое совершается в процессе его трудовой деятельности.

Законодательно установлено, что контрактные управляющие могут нести индивидуальную ответственность за соблюдение требований, которые установлены законом о контрактной системе в области закупок. Лица, нарушающие предписания закона и нормативных актов, могут понести наказание, вплоть до уголовного.

Штрафные санкции

Как уже говорилось выше, контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого предполагает наличие ответственности, должен внимательно относиться к своей работе. К штрафным санкциям за неисполнение или злоупотребление своими обязанностями относятся:

  1. Административное наказание. Размеры штрафов определены КоАП РФ.
  2. Дисциплинарное взыскание.
  3. Уголовное наказание.

Назначение

При назначении контрактного управляющего заказчик должен придерживаться следующего алгоритма:

  • вводится новая должность в текущее штатное расписание организации;
  • составляется должностная инструкция контрактного управляющего;
  • издается приказ о назначении контрактного управляющего в данной организации.

В настоящее время создается очень много программ, которые направлены на помощь в принятии управленческих решений. Автоматизация в сфере госзакупок становится все более популярной.

Специальные программы выполняют мониторинг, составляют планы-графики, уведомляют поставщиков и выполняют еще много полезных действий. Но еще не скоро машины вытеснят человеческий труд. Даже несмотря на то, что программа выполняет большинство работы, сотрудник должен перепроверить всю информацию. Но, тем не менее, автоматизация существенно сокращает время работы и трудозатраты.

Создание контрактной службы

Согласно не раз упомянутому 44-ФЗ, определяющим моментом при создании контрактной службы является совокупный годовой объем госзакупок в соответствии с планом-графиком.

Заказчик должен создать контрактную службу, если показатель будет превышать 100 млн. руб.

Законодательство дает заказчикам выбор – изменять структурную систему своей организации, создавая новый отдел, или же распределять обязанности между работающими сотрудниками путем совместительства.

И это при показателе ниже 100 млн. рублей.

Если контрактная служба не создается, назначается контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого включает все обязанности, прописанные в законе.

Способы создания

Если работодатель остановился на создании контрактной службы, то у него есть несколько способов сделать это:

  1. Заказчик формирует отдельное структурное подразделение, начальником которого является руководитель контрактной службы. Такой способ актуален для очень крупных предприятий, где отдел включает большое количество сотрудников, работающих в штате на постоянной основе.
  2. Заказчик готовит приказ, где указывается постоянный состав сотрудников. В результате этого образуется отдельная служба (не путать со структурным подразделением). Главенство принимает на себя заместитель руководителя организации. Основной плюс такого способа – быстрое расформирование отдела в случае необходимости. Обычно такая служба состоит из нескольких человек.

Комиссия по госзакупкам

Согласно ст.39 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об образовании комиссии до начала закупок для выявления поставщиков. Он назначает состав комиссии, порядок работы и председателя. Исключением является ситуация, когда поставщик один.

Состав комиссии включает в себя не менее пяти человек, если это:

  • проведение конкурсов;
  • проведение аукционов;
  • запросы котировок, предложений (единая комиссия).

Состав комиссии должен быть не менее трех человек, если это:

  • проведение котировок;
  • комиссия для рассмотрения заявок и конечных предложений.

Если при создании комиссии обнаружится, что в ее составе находится человек, который лично заинтересован в выборе конкретного поставщика, заказчик должен незамедлительно его заменить на другое физлицо, не заинтересованное в итоговом результате закупок.

Комиссия может выполнять свои обязанности и принимать решение, если на заседании находится хотя бы половина от ее состава.

Участники комиссии должны быть заблаговременно уведомлены о дате, времени и месте проведения заседания. Заочное принятие решений, а также передача права голоса, запрещены.

Источник: http://fb.ru/article/304196/kontraktnyiy-upravlyayuschiy-po--fz-doljnostnaya-instruktsiya-otvetstvennost-obyazannosti

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

Кто такой контрактный управляющий закупками

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо, ответственное за весь процесс госзакупки, включая исполнение каждого контракта. Чтобы проводить закупки по 44-ФЗ, заказчики обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ).

Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу.

Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2019 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2019 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kontraktnyy-upravlyayushchiy-i-kontraktnaya-sluzhba-po-44-fz

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: цели и задачи

Кто такой контрактный управляющий закупками

Есть такая профессия – закупки проводить. Называется она контрактный управляющий. Важно понимать, какие задачи перед профессией ставит законодательство, а вместе с ним – руководство. Давайте разберемся в этом вместе.

Контрактный управляющий  – это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).

Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:

  1. Совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 10 млн. рублей;
  2. У заказчика отсутствует контрактная служба.

Функции и полномочия контрактного управляющего

Контрактная служба и контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

  • план закупок и изменения в него;
  • план-график и изменения в него;
  • извещения об осуществлении закупок;
  • документацию о закупках;
  • проекты контрактов;
  • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

2.  На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Задачи контрактного управляющего

Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Это Положение может использоваться и для контрактного управляющего. Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы.

Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

В Положении более подробное, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

1 задача — организовать и вести процесс закупок

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

2 задача — работать в соответствии с законодательством

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

3 задача — заключать выгодные заказчику контракты

Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи – контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы  заказчику.

Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

Обязанности заказчика перед контрактным управляющим

Заказчик обязан:

  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Онлайн — курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Знания и документ о повышении квалификации или профпереподготовке от 40 до 256 часов. 

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1541

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.