+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие изменения появились в закупках с 1 июля 2018 года

Содержание

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Какие изменения появились в закупках с 1 июля 2018 года

Федеральный закон 44-ФЗ — один из основных законов в системе госзакупок в России. Он регламентирует контрактную систему закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Закон подробно описывают, как планируются и осуществляются закупки, как происходит мониторинг и контроль закупок, а также в каком порядке обжалуются действия заказчика.В 2018-2019 году закон меняется и совершенствуется, для чего уже принято множество поправок. Часть из них вступила в силу с 1 июля.

Какие изменения в закон 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2018 года, подробнее о поправках в законе в таблице изменений.

pxhere.com

Основной смысл изменений 44-ФЗ

суть тех изменений, которым подвергается закон 44-ФЗ — полный переход конкурентных закупок в электронную форму. Прежде существовал только электронный аукцион, теперь форм организации закупок в электронном виде стало больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок только в электронной форме будет поэтапным.

Обязательными они станут только с начала 2019 года, а с 1 июля 2018-го начался переходный период, в течение которого участники закупок смогут работать как по-старому, так и по-новому, но им за эти полгода нужно перестроиться и адаптироваться к обновленному порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в силу основная часть изменений в 44-ФЗ. В частности:

  • в список требований к участникам добавили одно дополнительное — должны отсутствовать установленные законом ограничения для участия в закупках,
  • в контракте теперь должны содержаться условия о том, что сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на величину налогов и других обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик должен уплачивать такие платежи,
  • что касается новых электронных закупок, то пока участие заказчиков в них добровольное, однако сам список форм закупок в электронном виде стал значительно шире, чем прежде.

Тем не менее, хотя с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не является обязательным, все же им нужно переходить на такую форму до конца года. С 1 января 2019 года госзакупки станут только электронными.

Чтобы перейти на электронную форму закупок, заказчикам необходимо в том числе получить аккредитацию на электронной площадке.

pxhere.com

Что дает переход на электронную форму закупок

Специалисты говорят о нескольких важных преимуществах изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • проводимые процедуры станут более прозрачными, заказчики не смогут договариваться с нужными поставщиками, исключается вероятность того, что конверты с заявками будут повреждаться, и их кто-то будет незаконно просматривать,
  • меньше будет и других субъективных факторов в работе заказчика и комиссии,
  • конкуренция госзакупок повысится, поскольку в них смогут участвовать поставщики из других российских регионов, а это и лучшие шансы для бизнеса, и экономия для бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки и участие в конкурсе уменьшаются, а значит, и количество желающих принять участие увеличится, что также повышает конкуренцию.

Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

Основные изменения 44-ФЗ, вступившие в силу в середине 2018 года, представлены в следующей таблице:

Как было до 1 июля 2018 годаКак стало после 1 июля 2018 года
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки.Статья 3 пополнилась новыми определениями.
Отсутствовал реестр участников закупок.Такой реестр появился, его ведет Казначейство.
Допускалась неквалифицированная электронная подпись.Допускается только квалифицированная электронная подпись.
Существовали каталоги товаров, работ и услугЕдиный каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок
Размер обеспечения заявки — максимум 5% НМЦКРазмер обеспечения привязан к диапазону НМЦК
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов.Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансированияТеперь используется ключевая ставка
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявкиМинимальная величина НМЦК для такого требования — 1 миллион рублей.
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключенийТребование утратило силу.

Источник: https://bankiclub.ru/zakony/izmeneniya-v-44-fz-s-1-iyulya-2018-goda-v-odnoj-tablitse/

Дайджест изменений с 1 июля 2018

Какие изменения появились в закупках с 1 июля 2018 года

Статья актуальна на 4 июля 2018

В новом дайджесте напомним, какие нововведения вступили в силу. Какие запланированные изменения все-таки перенесли. И что еще нового придумали законодатели.

НЭП поменяли на КЭП

Но не до конца. Неопределенность возникла из-за того, что к 1 июля 2018 в правительстве не назначили переходный период и не уточнили,  можно ли использовать “старую” НЭП, выпущенную до 1 июля, и нужны ли в “новой” КЭП объектные идентификаторы для госторгов.

Итог пока такой: некоторые площадки госзакупок принимают НЭП, некоторые перестали. При этом часть из них принимают обычные КЭП, а некоторые требуют наличие в КЭП идентификатор госзаказа. Ситуация должна окончательно проясниться после отбора новых площадок для госзакупок и появлением необходимых регламентов.

Самостоятельно готовить декларацию соответствия нужно только в бумажных процедурах

Если закупка проходит в электронной форме и для нее требуется декларация соответствия единым требованиям из ч.1 ст. 31, то такая декларация создается с помощью программно-аппаратных средств ЭТП, на которой проходит закупка.

Площадка должна сама предоставить вам такую декларацию, которая соответствует всем действующим требованиям. Обратите внимание, что в бумажных процедурах новый 11 пункт из ч. 1  ст.

31 про то что «отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации» не требуется.  

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка

Проверьте банк, в котором получаете гарантии. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

Обеспечение заявок стало меньше  

А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

В обеспечении контракта изменений нет.

Генподрядчик стройки должен выполнять 25% работ

Победитель закупки на строительство и реконструкцию обязан самостоятельно выполнить не меньше 25% работ. Эта норма была утверждена постановлением правительства РФ №570 от 15.05.2017 года и вступила в силу с 1 июля 2018. Заказчик указывает в документах закупки те работы, которые победитель закупки исполняет сам. За невыполнение этих условий предусмотрен штраф 5% от цены таких работ.

Заработал единый агрегатор малых госзакупок

С 1 июля 2018 года заработал портал для госзакупок малого объема до 100/ 400 тыс. рублей, которые заказчики проводят без конкурентных процедур.

Пока заказчики работают в ней добровольно: ищут среди размещенных предложений подходящие и объявляют закупочные сессии. Организация выбирает самое выгодное предложение и заключает контракт.

Другие подробности работы на площадке есть в регламенте. В ближайшее время мы подготовим статью о том, как поставщику работать на такой площадке.

Результаты несостоявшейся закупки принимают только внешние эксперты

Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

44-ФЗ: что пока отложили

Отбор площадок для работы по 44-ФЗ

До 1 октября выберут ЭТП, имеющие право проводить закупки по 44-ФЗ. Минфин утвердил требования и уже принимает обращения от ЭТП, которые хотят попасть в новый перечень. До отбора заказчики смогут проводить все свои закупки в электронном виде на «старых» площадках. После отбора — на “новых”. 

Спецсчета для обеспечения заявок

К сроку начала работы «новых» ЭТП привязано и использование спецсчетов. Законодательные нормы, определяющие их работу, вступили в силу с 1 июля, но применяться станут, когда заказчики получат возможность проводить электронные закупки на выбранных ЭТП и правительство выберет банки, в которых можно открывать такие спецсчета. 

До этого момента обеспечение заявок на участие в закупках нужно размещать по действующей схеме.

Электронные закупки

C 1 июля госзаказчики могут проводить все закупочные процедуры в электронной форме в соответствии с новыми нормами 44-ФЗ на действующих ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок. С 1 января 2019 года проведение закупок в электронной форме станет обязательным.

223-ФЗ: вступило в силу

Установили твердые правила проведения конкурентных закупок

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

По сути заказчик по-прежнему может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:   

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязательно заключает контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

Закупки до 5 млн без обеспечения заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не выше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Закрепили правила описания предмета закупки

В документах закупки надо указать функциональные, технические и качественные характеристики товара и сопровождать описание словами «или эквивалент». Не соблюдать это правило можно будет только в некоторых случаях, например, при закупке запчастей к оборудованию.

223-ФЗ: что пока отложили

Закупки у МСП подождут отбора площадок

Сначала законодатели объявили, что с 1 июля 2018 все закупки у МСП будут проходить:

  • только в электронном виде,
  • c помощью четырех видов конкурентных процедур,
  • на площадках госзаказа.

Однако это требование перенесли до момента, когда выберут новые ЭТП и заказчики  обновят свои положения о закупках. Отбор должен состоятся до 1 октября этого года, а поменять положение заказчики должны до 1 января 2019.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1210-digest-3-2018

Какие изменения произошли в закупках по 44‑ФЗ за 1 квартал 2018 года | IT-компания Простые решения

Какие изменения появились в закупках с 1 июля 2018 года

В этой новости расскажем, какие изменения уже вступили в силу с начала года, что изменится в закупках по 44-ФЗ с 1 июля 2018 и какие нововведения только обсуждают. Более подробно читайте в этой новости.

Типовой контракт нужно использовать при закупке любых лекарств независимо от размера НМЦ и способа закупки, включая закупки у единственного поставщика. Типовая форма не обязательна только при закупках в рамках гособоронзаказа.

Также на разных стадиях обсуждения находятся типовые контракты на:

  • выполнение проектных и изыскательских работ,
  • строительство или реконструкцию объекта капстроительства,
  • спецоценку условий труда и обучение по охране труда.

Новые правила закупки мебели по 44-ФЗ

После поправок в постановление № 1072 стало меньше случаев, когда от участников требуют использовать для изготовления мебели древесные материалы из государств ЕАЭС. Это требование лишнее при закупках:

  • металлической и пластиковой мебели,
  • матрасных основ и матрасов.

Добавили список документов, которыми участник может подтвердить производство товаров:

  • копию специального инвестиционного контракта;
  • акт экспертизы ТПП РФ;
  • сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом.

Все закупки в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме.

В новой редакции закона описаны правила проведения конкурса, запроса котировок и запроса предложений в электронном виде. А с 1 января 2019 года бумажные процедуры уйдут в прошлое.

Также в случаях, установленных правительством, закрытые электронные закупки будут проводить на специализированных ЭТП.

Шаг аукциона остается в пределах от 0,5 до 5 %, но при этом для закупок с НМЦ до 20000 рублей шаг должен быть не меньше 100 рублей.

Сократили срок изменения план-графика

Внести изменения в план-график при проведении повторных закупок можно будет за 1 день до проведения закупки, а не за 10 дней, как сейчас.

Новые требования к участникам

В ст. 31 44-ФЗ появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Этот пункт нужно будет добавить в декларацию соответствия.

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии пунктами 3-9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Сейчас этого требования нет.

На бумажных конвертах с запросом котировок нужно указывать почтовый адрес участника. Если его не будет, заказчик вскрывает конверт и, если в документах есть адрес, то отправляет заявку адресату.

Если адреса нет, то хранит заявку в составе закупочной документации.

Только один протокол разногласий

На ЭТП можно будет разместить протокол разногласий всего один раз, причем в сроки, предусмотренные для подписания контракта.

Новые требования к содержанию контракта

В контракт нужно включать условия:

  • О порядке и сроках приемки товара, работ или оказанной услуги. Будут оценивать их соответствие количеству, комплектности и другим требованиям из контракта.
  • Об уменьшении суммы, которую заказчик платит юридическому или физическому лицу, а также ИП на размер налогов, сборов и других обязательных платежей.

Новые правила обеспечения заявок

  1. Закупки до 5 млн руб. не нужно обеспечивать.

    Обеспечение заявок будет обязательным в конкурсах и аукционах, только если НМЦ > 5 млн. рублей, а размер обеспечения заявки будет зависеть от суммы НМЦ:

    • От 0,5 % до 1 %, если НМЦ от 5 млн.руб. до 20 млн.руб.;
    • От 0,5 % до 5 %, если НМЦК > 20 млн.руб.;
    • не больше 2 %, если участники закупки учреждения уголовно-исполнительной системы или организации инвалидов и НМЦ > 20 млн.руб.

12 апреля 2018 года вышло постановление правительства, которое снизило до 1 млн минимальную НМЦ, при которой обеспечение обязательно.

  1. Участники закупок будут переводить деньги на специальные счета.

    Банк будет начислять проценты на эти деньги. Перечень указанных банков утвердит Правительство. К банкам, где будут открываться эти счета, планируют предъявить такие требования:

    Каждый оператор ЭТП будет заключать соглашение о работе с каждым из банков, включенных в перечень.

    • универсальная лицензия,
    • собственные средства > 25 млрд руб.
    • подтверждение кредитного рейтинга,
    • участие в системе обязательного страхования вкладов физлиц и другие требования.

Страну происхождения товара нужно указывать только в закупках с нацрежимом

В первой части заявки на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать, если заказчик установил условия допуска, запреты или ограничения на иностранные товары в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.

ЭТП будет автоматически возвращать заявку участника, если он в РНП

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информация об участнике закупки или учредителях юрлица включена в реестр недобросовестных поставщиков.

Недорогие аукционы будут проводить быстрее

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦ не больше 3 млн руб. будет составлять не больше 1 рабочего дня. Сейчас этот срок — до 7 дней с даты окончания срока подачи заявок.

Электронные подписи для торгов

С 1 июля 2018 года участники закупок должны использовать квалифицированные электронные подписи. Пока никаких подробностей нет, в частности непонятно, будет ли переходный период, в который можно использовать имеющиеся неквалифицированные подписи.

Регистратор, который будет фиксировать действия участников

ГИС «Независимый регистратор» будет:

  • Отслеживать работоспособность ЕИС и электронных площадок.
  • Фиксировать (в том числе записывать на видео) действия участников торгов.

Программа с одноименным названием уже есть. С ее помощью пользователи ЕИС и ЭТП могут записывать на видео свои действия. Проект проходит общественное обсуждение, а система заработает предположительно с 1 октября 2019 года.

Дополнительные требования на перевозку детей

Согласно законопроекту поставщики смогут участвовать в таких закупках, у которых на правах собственности или в аренду есть транспортные средства не старше 10 лет, иметь в оснащении тахограф и аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В списке документов, которые должны быть у поставщиков, упомянуты копии договоров об ОСАГО, ПТС и СТС.

Уголовная ответственность за нарушения в госзакупках

Законопроект предусматривает уголовную ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок и подкуп работника контрактной службы. За взятки и сговоры смогут лишить свободы на срок до 3 лет, а в отдельных случаях — до 12.

Заказчиков лишат права применять собственные критерии оценки

Соответствующий законопроект прошел первое чтение. Если изменения примут, то при запросе предложений нельзя будет использовать критерии оценки заявок, которых нет в 44-ФЗ. Обязательными станут такие критерии:

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки.

Сейчас при запросе предложений заказчик вправе устанавливать критерии оценки заявок по своему усмотрению.

Для формирования новости использовались материалы с сайта zakupki.kontur.ru.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=1279

Смысл изменений 44-ФЗ

Основной смысл изменений федерального закона 44-ФЗ состоит в полном переходе конкурентных закупок в электронный формат. До этого был лишь электронный аукцион, сейчас форм организации госзакупок в электронном виде больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок исключительно в электронном формате станет постепенным.

Обязательными они будут лишь с 2019 года, с 1 июля 2018 года же стартовал переходный период, когда участники госзакупок имеют возможность работать и по-старому, и по-новому, однако им за это время требуется перестроиться и адаптироваться к новому порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в действие основная часть изменений в 44-ФЗ:

  • в перечень требований к участникам добавлено еще одно – должны отсутствовать установленные законодательством ограничения для участия в госзакупках,
  • в контракте сейчас должны быть прописаны условия того, что сумма, подлежащая к уплате заказчиком, снижается на сумму налогов и иных обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик обязан вносить подобные платежи,
  • если говорить про новые электронные закупки, то на данный момент участие заказчиков в них добровольно, но сам перечень форм закупок в электронном формате теперь гораздо больше, чем ранее.

Так или иначе, хоть с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не обязательно, тем не менее они должны переходить на эту форму до конца года. Поскольку с 1 января 2019 года госзакупки будут исключительно электронными.

Для перехода на электронную форму закупок, заказчикам требуется оформлять аккредитацию на электронной площадке.

pixabay.com

Что предоставляет переход на электронную форму госзакупок

Специалисты указывают ряд важнейших преимуществ изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • процедуры будут прозрачнее, заказчики не будут иметь возможности договариваться с «нужными» поставщиками, будет исключена возможность повреждения конвертов с заявками, и их противозаконного просмотра,
  • меньше станет иных субъективных факторов в деятельности заказчиков и комиссий,
  • конкуренция госзакупок станет выше, так как в них получат возможность принять участие поставщики из других регионов, что даст больше шансов для бизнеса и экономию бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки/участие в конкурсе будут снижены, что означает, что число желающих поучаствовать в закупках станет больше и увеличит конкуренцию.

Процедуры: что изменится с 1 июля 2018 года

Какие изменения появились в закупках с 1 июля 2018 года

С 1 июля вступают в силу существенные изменения в действующее законодательство о закупках и государственном заказе. Какие новшества ждут заказчиков в порядке проведения процедур, расскажем в статье.

Изменения коснутся как формального вида закупок, так и содержательной части каждого заказа. Представим ключевые преобразования 44 ФЗ в форме таблицы.

Положения 44 ФЗ в настоящий момент Изменения с 01.07.2018
Согласно ч. 2 ст. 48 44-ФЗ, организация-заказчик во всех случаях проводит закупочную процедуру, применяя способ открытого конкурса.Открытый конкурс больше не является основным способом осуществления заказа.
На основании ч. 2 ст. 24 44-ФЗ, к конкурентным способам относятся конкурсы (все виды) и аукционы (в электронной форме и закрытый), а также запросы котировок и предложений.К конкурентным способам добавляется ряд способов в электронной форме (ст. 54.1–54.7, 56.1, 57.1, 82.1–82.6, 83.1 44-ФЗ):

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Электронный аукцион остается в числе конкурентных закупочных процедур.

Заказчик имеет возможность выбрать наиболее подходящий для него способ проведения закупочной процедуры.Организация-заказчик вправе выбирать, в каком формате проводить закупку — в электронном или бумажном. С 01.01.2019 все процедуры будут проводиться только в электронной форме.
Заказчик при осуществлении закупки может использовать как рекомендованную, так и самостоятельно разработанную форму закупочной документации при условии, что она не противоречит нормам действующего законодательства.Правительство РФ имеет право утверждать:

  • типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, а также требования к типовой документации о закупке. Данные формы являются обязательными к применению;
  • регламент, определяющий минимальный срок исполнения поставщиком контракта;
  • требования к составлению лотов для отдельных видов ТРУ;
  • минимальную величину НМЦК, а также ЦК с единственным поставщиком.

На основании этих данных будут вырабатываться случаи проведения банковского сопровождения контрактов.

Заказчик вправе установить требование для участников закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).Изменение в ст. 31 44-ФЗ — отсутствие у участника ограничений для участия в закупках.
Для поддержки российских производителей устанавливаются запрет на допуск ТРУ, происходящих из иностранных государств, и ограничение допуска этих ТРУ при осуществлении закупок (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).С 01.07.2018 необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только в тех случаях, когда заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска (ч. 3 ст. 14).
Все документы, в том числе согласия и декларации, в составе заявки на участие в закупочной процедуре прикладываются в отсканированном виде.Согласие и декларации, которые являются приложениями к заявке на участие в ЭА, будут подаваться с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Согласно ч. 1.1 ст. 31, заказчик устанавливает требование о недопуске к участию в процедуре участников, информация о которых содержится в РНП. Заказчик самостоятельно определяет наличие потенциального исполнителя в данном реестре.Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если сведения о нем включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА не может превышать семи дней с момента окончания срока подачи заявок (ч. 2 ст. 67 44-ФЗ).Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА в том случае, когда НМЦК не превышает 3 млн руб., должен быть не более 1 рабочего дня.
Шаг аукциона составляет от 0,5 до 5 % НМЦК (ч. 6 ст. 68 44-ФЗ).С 01.07.2018 аукционный шаг должен быть не менее 100 рублей.
Не установлено условие о наличии в составе заявки на запрос котировок декларации о соответствии требованиям.В заявке на участие в запросе котировок необходимо разместить декларацию о соответствии участника запроса котировок требованиям (пп. 3–9 ч.1 ст. 31 44-ФЗ).

Критерии выбора для электронных закупок с 01.07.2018

Критерии выбора для открытого конкурса, с ограниченным участием, двухэтапного конкурса и электронного аукциона, которые будут проводиться в эл. форме, аналогичны процедурам, проводимым в настоящий момент в бумажном формате.

Для запроса котировок в эл. форме критерии выбора также являются идентичными бумажной форме, однако применяется ряд ограничений (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ):

  • годовой объем закупок бумажного (электронного) запроса котировок не должен в общей сложности превышать 10 % от СГОЗ;
  • ГОЗ бумажного (электронного) запроса котировок не может составлять более 100 млн руб.

Запрос предложений также выбирается в соответствии с нормативами, установленными для бумажной формы, но с 01.07.2018 организация-заказчик не имеет права использовать ЗП в случаях и по обоснованию, когда электронный аукцион не состоялся.

Все закрытые эл. процедуры, такие, как конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и аукцион, выбираются по аналогии с бумажной формой.

Такие закупки должны осуществлять и органы исполнительной власти, на федеральном уровне выполняющие государственные функции по разработке и реализации политики в области обороны, управления по обеспечению безопасности страны, а также подведомственные им учреждения.

Исключение составляют случаи, закрепленные ч. 2 ст. 84.1 44-ФЗ. Перечень таких учреждений регулирует и утверждает Правительство РФ.

Исключения

Порядок применения регламента по осуществлению закупочных процедур в электронной форме не распространяется на:

  • заказчиков, базирующихся на территории иностранных государств;
  • закупки путем ЗК для оказания скорой, специализированной помощи и нормального жизнеобеспечения граждан РФ;
  • предварительный отбор и ЗК для участников торгов по оказанию гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС;
  • закрытые процедуры по определению исполнителя;
  • закупки у единственного поставщика;
  • процедуры, проводимые по решению Правительства РФ (ст. 111 44-ФЗ).

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/protsedury-chto-izmenitsya-s-1-iyulya

Изменения в закупках с 1 июля 2018 года

Какие изменения появились в закупках с 1 июля 2018 года

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В самом конце 2017 года был принят федеральный закон[1], который внес изменения в правила закупок в рамках Закона № 223-ФЗ[2]. Последние изменения в закупках можно охарактеризовать как продолжение «закручивания гаек» и постепенного ограничения свободы заказчиков, касающейся установления в своих положениях о закупке собственных правил. Что поменяется в работе заказчиков в ближайшем будущем?

В февральском номере журнала[3] мы уже начали рассматривать принятые поправки – речь шла об изменениях, вступивших в силу 1 января 2018 года.

Сейчас приведем краткий обзор тех нововведений, которые появятся в Законе № 223-ФЗ 1 июля.

С учетом последних изменений в 223 ФЗ, заказчики (в том числе автономные учреждения) должны скорректировать свои положения о закупке и разместить их в единой информационной системе (ЕИС) не позднее 1 января 2019 года.

Сразу же отметим: для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период.

Закупки, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения соответствующего извещения (ч. 3 ст.

4 Закона № 505-ФЗ). Таким образом, у заказчиков еще достаточно времени для того, чтобы подготовиться к ведению закупочной деятельности по-новому.

Ограничивается число способов закупки

Закон № 505-ФЗ закрепляет определенный перечень применяемых заказчиками способов закупки, которые считаются торгами. В положении о закупке заказчика должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки. При этом к первым относятся:

  • торги – конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый), аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый), запрос котировок (в электронной форме, закрытый), запрос предложений (в электронной форме, закрытый);
  • иные способы, предусмотренные положением о закупке и в соответствии с ч. 3.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ) подпадающие под понятие «конкурентная закупка».

То есть все перечисленные в Законе № 223-ФЗ конкретные способы конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) сейчас будут считаться торгами. Ведь в силу п. 4 ст.

447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Важным последствием здесь станет то, что не только к конкурсу и аукциону, но и к запросу котировок, запросу предложений должны будут применяться требования, установленные в гражданском законодательстве по отношению к торгам в целом.

Среди таких требований – например, нормы о том, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; задаток возвращается также лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим их), что при заключении договора с победителем торгов сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору и что обязательства участников по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой (банковской) гарантией (п. 5 ст. 448 ГК РФ). И если сейчас заказчики обязаны требовать от участников закупок обеспечение заявок только в случае проведения конкурса или аукциона, в скором времени они согласно букве гражданского законодательства должны будут делать это и при запросе предложений или котировок. Правда, из данного правила в самом Законе № 223-ФЗ будут предусмотрены исключения (об этом – ниже).

Вводятся единые требования к конкурентным закупкам

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, обозначенные в Законе № 223-ФЗ. К наиболее значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке и (или) документации о ней.

В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить этот документ в ЕИС, указав предмет запроса, но не указав участника, от которого поступил данный запрос.

Но заказчик вправе не делать такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие.
2. Заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие.

Решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день его принятия. По истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством[4]. Эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков с определением правил отказа от закупки.

Последние изменения в 223 ФЗ. Для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период. Закупки, извещения о которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения извещения.

 3. Участник конкурентной закупки вправе подать лишь одну заявку в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до даты и времени окончания срока подачи заявок, предусмотренных закупочной документацией.

При этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока ее подачи.

Заявка на участие в конкурентной закупке считается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

В извещении об осуществлении закупки, документации о ней должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если данный способ обеспечения заявок предусмотрен положением заказчика о закупке).

Отметим, что установление требования об обеспечении заявки в Законе № 223-ФЗ отнесено к правам заказчика, но в силу гражданского законодательства при применении поименованных в Законе № 223-ФЗ конкурентных способов закупки, являющихся торгами, это уже обязанность заказчика (см. выше).

Более того, согласно последним изменениям в 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 млн руб.

При превышении этой суммы заказчик вправе требовать обеспечение заявок в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора.

 Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, тоже будут определены в самом Законе № 223-ФЗ.

Это ситуации, в которых победитель, во-первых, уклоняется или отказывается заключить договор, во-вторых, не предоставляет (предоставляет с нарушением установленных условий) до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении, документации о закупке установлены условие о необходимости обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6.Подробно прописывается порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме.

Например, не допускается проводить переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации. Участник «электронной» конкурентной закупки не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения, направив уведомление оператору электронной площадки.

Важно, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Исключение составят закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (об этом – ниже). 
Последние изменения в закупках. Любые конкурентные закупки должны будут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

7. Появятся правила описания объекта конкурентной закупки.

В частности, в данное описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут необоснованное ограничение количества участников (кроме случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки). А при указании на товарный знак в описании предмета закупки необходимо использовать слова «(или эквивалент)». В отношении последнего правила предусматривается ряд исключений. Например, правило можно будет не применять при закупке запчастей к уже имеющемуся оборудованию.

8. В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы, услуги и максимальную цену договора. Таким образом, в Законе № 223-ФЗ будет формально закреплена возможность осуществлять конкурентные закупки без фиксированного объема.

Регулируются закупки у малых и средних предпринимателей

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства[5], будут проводиться исключительно в электронной форме. В Законе № 223-ФЗ установлены отдельные правила этих закупок.

В частности, они могут проводиться лишь такими способами, как конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме.

В качестве обеспечения заявки здесь могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия.

Данные закупки будут проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ[6], и некоторыми дополнительными требованиями Закона № 223-ФЗ.

Напомним: с 1 января 2018 года требование о целевых закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства стало распространяться на те автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 млн руб.[7]

Корректируются правила продления срока подачи заявок

Правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке тоже меняются.

Если коррективы вносятся в извещение о конкурентной закупке, документацию о ней, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа.

[1]Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ).

Источник: https://www.audar-press.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakupkah-ru

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.