+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

Содержание

Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

> Бухучет > Денежные средства > Наличные > Учет > Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками

Кассовая дисциплина на предприятии предполагает строгое соблюдение его сотрудниками правил выполнения кассовых транзакций, установленных российским законодательством.

Помимо общеобязательных норм, работники организации, имеющие отношение к обороту наличных денег, должны руководствоваться в своей деятельности внутренними регламентами, которые утверждаются и вводятся в действие приказами директора.

Таким образом, совершение компанией приходно-расходных операций с денежной наличностью регулярно контролируется как государственными органами, так и самим руководством хозяйствующего субъекта, осуществляющего кассовые транзакции.

Одним из наиболее эффективных способов такого контроля является проверка, порядок проведения которой также регламентируется нормативно-правовыми актами.

Все сотрудники организации, непосредственно осуществляющие кассовые транзакции (операции), обязаны контролировать корректность своих действий при работе с наличностью.

Главный бухгалтер компании отвечает за деятельность бухгалтерского подразделения, к компетенции которого относится ведение операционной кассы.

Общий контроль хозяйственной деятельности предприятия, принимающего и расходующего наличные средства, выполняет его руководитель.

Налоговая служба осуществляет внешний контроль кассовой дисциплины хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.

Одним из способов реализации надзорных функций является проверка субъекта предпринимательства, которая проводится фискальным органом (налоговой службой) согласно Административному регламенту, утвержденному и введенному в действие Приказом Минфина РФ, зарегистрированным 17.10.2011 под номером 133н.

Налоговая проверка выполняется особым подразделением налоговой службы, осуществляющим оперативный контроль хозяйствующих субъектов.

Все проверочные действия совершаются инспектором данного подразделения.

Налоговая проверка юридического лица (организации, предприятия) или индивидуального предпринимателя, работающего с наличностью, имеет конкретную цель – выявление фактов несоблюдения нормативных правил кассовой дисциплины, регламентированных законодательством РФ.

В чем заключается контроль операций налоговым органом?

Налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.

Оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.

Общий порядок выполнения

Налоговая проверка подразумевает выполнение уполномоченным инспектором следующих административных процедур:

  • Хозяйствующему субъекту, подлежащему проверке, предъявляется поручение на исполнение проверочных действий.
  • Изучение инспекторами документации, предоставленной хозяйствующим субъектом.
  • Проверяются полнота и корректность учета денежной наличности.
  • Итоги проведенной проверки оформляются надлежащим образом.

Какие документы изучаются специалистами?

К числу таких документов относятся:

  • Книги учета доходов/затрат, специфика ведения которых зависит от актуальной системы налогообложения, применяемой проверяемым хозяйствующим субъектом.
  • Приходные (входящие)/расходные (исходящие) ордера.
  • Кассовая книга.
  • Журнал регистрационного учета приходных/расходных кассовых ордеров.
  • Журнал, заполняемый кассиром-операционистом.
  • Справка-отчет, формируемая кассиром-операционистом.
  • Авансовые отчеты хозяйствующего субъекта.
  • Акты, удостоверяющие возврат денежных средств покупателям (плательщикам), который производится по неиспользованным чекам (кассовым).
  • Распечатанные отчеты фискальной памяти ККТ и использованных накопителей.
  • Журнал регистрационного учета обобщающих сведений контрольно-денежных счетчиков ККТ (речь идет об аппаратах, функционирующих без участия кассира)
  • Ленты контроля ККТ на бумажных/электронных носителях.
  • Данные счетчиков ККТ, касающиеся наличной выручки организации.
  • БСО, их копии, корешки соответствующих бланков.
  • Сведения автоматизированной системы об эмитированных документах.
  • Книга регистрационного учета БСО.
  • Акты принятия/списания БСО.
  • Приказ, устанавливающий лимит (ограничение) кассового остатка в организации (как рассчитать лимит).
  • Прочие первичные бумаги и регистры бухучета, необходимые уполномоченному инспектору для проверки соблюдения кассового порядка.

Как проверяется использование онлайн-касс?

Контроль использования онлайн-касс осуществляется налоговой службой следующим образом:

  • Мониторинг и изучение сведений о наличной выручке хозяйствующего субъекта.
  • Проверка применения ККТ.
  • Дистанционная проверка операторов, обрабатывающих фискальные данные.
  • Контроль предоставления покупателям (плательщикам) кассовых чеков или БСО. Один из способов – контрольная покупка.
  • Отправка налогоплательщику запроса на предоставление дополнительных данных. Такой запрос может формироваться через персональный кабинет ККТ.
  • Получение неограниченного доступа к сведениям кассовой отчетности в информационной базе оператора фискальных данных.
  • Получение неограниченного доступа к аппарату ККТ хозяйствующего субъекта с целью выведения данных, содержащихся на фискальном накопителе.

Какие нарушения обычно выявляются?

По итогам проведенных проверок часто обнаруживаются следующие нарушения кассовой дисциплины:

  • Превышаются лимиты остатка по кассе и суммы наличных расчетов.
  • Полученная наличная выручка не отражается в полном размере.
  • Покупателям (плательщикам) не предоставляются чеки ККТ/БСО.
  • Используемый аппарат ККТ не соответствует нормам.
  • Фактические остатки наличных денег не соответствуют сведениям кассовых бумаг.
  • Необоснованное превышение сроков выдачи наличности под отчет.
  • Прочие нарушения.

Осуществляется ли банками?

Банк вправе проверить кассовую дисциплину обслуживаемого хозяйствующего субъекта.

Как правило, контролю подлежат заполнение кассовой книги и соблюдение ограничения по остатку наличности.

Выводы

Проверка соблюдения хозяйствующим субъектом нормативных правил кассовой дисциплины осуществляется уполномоченными специалистами налоговой службы.

Кроме того, ответственные сотрудники организации – кассиры, главный бухгалтер, руководитель – самостоятельно контролируют правильность совершения и учета наличных операций.

Целью подобных проверок является своевременное выявление нарушений, допускаемых в сфере ведения кассы, а также их скорейшее устранение и профилактика.

Источник: https://praktibuh.ru/buhuchet/denezhnye-sredstva/nalichnye/uchet/proverka-kassovoj-distsipliny.html

Торгуете без онлайн-кассы? Как об этом узнает налоговая

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

Каким рискам подвергают себя предприниматели, которые до сих пор торгуют без кассы, и можно ли избежать санкций за неприменение ККТ?

Покупатели на стороне налоговой   

Одна из целей Закона № 54-ФЗ прописана прямо в его тексте — это защита интересов граждан, организаций, прав потребителей. У покупателей есть инструмент для охраны своих прав — это бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android, в Play Маркете его скачали уже 100 000 раз.

С помощью приложения потребитель может проверить, отправлен ли чек в ФНС, и сообщить в госорганы о нарушении. Проверить чек можно двумя способами:

  • вручную ввести дату и время покупки, тип операции, номер и сумму чека, номер ФН, фискальный признак документа;
  • отсканировать QR-код на чеке, и проверка произойдет автоматически.

Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что граждане проверили легальность уже 30 млн чеков, сфера потребления становится все более прозрачной в том числе благодаря гражданскому контролю. «Организация контрольных мероприятий только силами налоговой администрации не обеспечит такой масштаб проверок», — цитирует Мишустина агентство «Интерфакс».

Эксперт сервиса Контур.ОФД Олеся Москалева подтверждает, что часть проверок налоговая проводит именно с подачи самих покупателей: «Со стороны налоговой стало больше проверок исполнения 54-ФЗ.

К нам как оператору фискальных данных приходят запросы такого типа: в связи с камеральной проверкой деклараций или контрольными мероприятиями в отношении налогоплательщика, в связи с административным расследованием, в связи с проведением контроля и надзора по сигналу о некорректности данных чека, поступившему через мобильное приложение ФНС России. Можно сделать вывод, что потребители тоже активно защищают свои интересы, и гражданский контроль действительно работает».

Фнс ищет нарушителей

Помимо гражданского контроля у налоговой есть другие способы следить за соблюдением 54-ФЗ:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;  
  • наблюдение за использованием ККТ, в том числе удаленно;
  • контрольные закупки;
  • проверка правильности учета денег при расчетах через ККТ.

На своем сайте ФНС регулярно публикует итоги кассовых проверок. Например, в семи из десяти рязанских кафе и ресторанов посетителям выдавали пречеки, а не кассовые чеки. Пречеки с суммой заказа печатает чековый принтер, который не является онлайн-кассой, таким образом, налоговая не получила достоверные сведения о расчетах и имеет право наказать нарушителей.

Также известны итоги 155 проверок в Башкортостане, и в 100% случаев выявилось, что компании-продавцы либо не выбивали кассовый чек, либо торговали без онлайн-кассы. ФНС подчеркнула, что большинство нарушений было обнаружено благодаря потребителям, которые проявили «сознательную гражданскую позицию» и сообщили о правонарушениях продавцов в налоговые органы.

ФНС интересуют не только кассы, но и наличие наемных сотрудников у ИП. Напомним, что предприниматели на ЕНВД и ПСН без работников на трудовом договоре могут не применять онлайн-кассы до 1 июля 2019 года.

Чтобы получить отсрочку на год, ИП увольняют сотрудников или переводят их с трудового договора на гражданско-правовой. Налоговая уже начала выявлять такие случаи.

Например, в торговом центре Мурома четверых предпринимателей обязали правильно оформить отношения с работниками, а следовательно, начать применять онлайн-кассу согласно 54-ФЗ.

Как ФНС наказывает за отсутствие кассы и чека

За неприменение кассы минимальный размер штрафа для ИП составляет 10 000 руб., а для юрлица — 30 000 руб. Размер штрафа зависит от количества денег, которые нарушитель получил от клиента «мимо кассы». ИП придется выплатить от ¼ этой суммы, юрлицу — от ¾. При неоднократных нарушениях торговлю могут приостановить на срок до 90 суток (п. 2 и п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

За невыдачу кассового чека налоговая вынесет предупреждение или выпишет штраф: для ИП — 2000 руб., для юрлица — 10 000 руб. (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Всего в упомянутой статье административного кодекса перечислены санкции за 15 типов нарушений торговыми организациями, операторами фискальных данных, производителями ККТ.  

Можно ли избежать штрафа за неприменение ККТ

Если добровольно сообщить в ФНС, что не применили кассу, санкций можно избежать (примечание к ч. 15 ст. 14.5 КоАП РФ), но последнее слово всегда за налоговой. Условия «амнистии» следующие:

1. Вы устранили нарушение самостоятельно до того, как налоговая его обнаружила.

2. Эпизод относится к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • пункт 2 – о неприменении ККТ;
  • пункт 4 – об ошибках при использовании либо регистрации кассы;
  • пункт 6 – о ненаправлении покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности.

3. Нарушение нельзя назвать многократным.

4. Представленной в налоговую информации достаточно для фиксации факта нарушения.

Чтобы устранить нарушение, приобретите и подключите кассу. Далее сформируйте на кассе чек коррекции, в котором будут отражены все проведенные без кассы расчеты. Затем сообщите в налоговую о том, что создали такой чек.   

Если бизнесмен обязан был подключить кассу к 1 июля 2018 года и не сделал этого, он уже потерял право на налоговый вычет. Если продолжать работать без кассы, за руку может поймать не только ФНС, но и любой покупатель. Чем дольше предприниматель работает без кассы, тем выше становится сумма возможного штрафа, ведь он рассчитывается исходя из неучтенной в кассе выручки.

Подключите онлайн-кассу в комплекте с сервисом Контур.ОФД, кассовой программой и сервисом для учета товаров Контур.Маркет! При заказе комплекта вы получаете в подарок еще 3 месяца использования обоих сервисов.

Заказать комплект

Источник: https://kontur.ru/articles/5256

Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

Надзор в сфере применения ККТ

Проверка применения ККМ

Проверка документов на ККТ

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Оформление результата проверки

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Надзор в сфере применения ККТ 

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений. 

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ.

При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.

2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ 

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам. 

Обратите внимание! Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Далее расскажем о последних двух процедурах более подробно. 

Проверка документов на ККТ 

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей. 

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов. 

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям 

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации. 

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ 

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности. 

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов 

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке. 

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства.

В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки 

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении. 

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ 

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц. 

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц. 

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье «Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2019 году?».

*** 

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ.

Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов.

В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Источник: https://rusjurist.ru/kkt/kak_provoditsya_proverka_kkt_nalogovoj_inspekciej/

К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс? | it-компания простые решения

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

Перед кассовой реформой много говорилось о том, что ее проведение позволит сократить количество проверок бизнеса. Однако новая редакция закона 54-ФЗ ввела дополнительные полномочия инспекторов в этой части. Как же обстоят дела с проверками на практике?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

  1. Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

  2. Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

  3. Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

  4. Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

  5. Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты.

В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают.

Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта.

Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ.

В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика.

Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска.

Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

  1. Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

  2. В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

  3. Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

  4. Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы.

Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки.

В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты, утвержденные приказами № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

  • проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;
  • проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Рекомендуем познакомиться с ответами на вопросы о вычете по ККТ для предпринимателей.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=1287

Как налоговая будет проверять онлайн кассы

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

> Без рубрики > Как налоговая будет проверять онлайн кассы

Онлайн кассы в настоящее время должны применять практически все компании и предприниматели. В период эксплуатации своей кассы компании могут сталкиваться с проверками налоговой онлайн ККТ. В статье рассмотрим, как налоговая буде проверять онлайн кассы.

Что такое налоговая проверка ККТ

Налоговая проверка онлайн кассы ФНС проводится путем осуществления контрольной закупки, а также проверки документов, связанных с эксплуатацией ККТ.

Помимо этого, проводится изучение самого кассового аппарат на предмет его целостности, исправности и правильности формирования и передачи оператору фискальных данных необходимых отчетных документов.

При обнаружении каких-либо нарушений, предпринимателям будет грозить административное наказание.

Компания может столкнуться с двумя ситуациями:

  1. Первая, при которой хозяйствующий субъект сам инициатор проверки того факта, что ККТ прошла регистрацию в налоговой.
  2. Вторая, при которой проверка проводится представителями ФНС.

В соответствии с приказом 94 Минфина России, снятие кассы с учета возможно самостоятельно, например, по истечении срока использования аппарата и ККТ исключен из госреестра.

В таком случае ФНС в письменном виде уведомляет владельца кассы не позднее дня, следующего за датой окончания данного срока.

Владелец кассы должен проверить модель своего ККТ по госреестру, если в перечне касса отсутствует, то значит она снята с учета.

ФНС может явиться к предпринимателю с внеплановой проверкой кассы. Это может быть вызвано нарушениями со стороны налогоплательщика в использовании ККТ. Налоговая, осуществляя свои действия, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Приказом Минфина РФ 132н, в котором содержится порядок проведения проверки кассы;
  • Законом 943-1, содержащим пошаговый порядок действий налоговиков и иных органов РФ;
  • Закон 294-ФЗ, содержащий права владельцев кассы при проверке аппарата налоговым органом.

На то место, где предприниматель осуществляет свою деятельность, представители ФНС могут являться практически ежедневно. Но основные нарушения, допускаемые бизнесменом, могут выявиться уже при первом посещении представителей инспекции. Поэтому следует определить то, на что представители ФНС обращают пристальное внимание в первую очередь:

  • правильно ли эксплуатируется касса;
  • соблюдается ли закон 54-ФЗ;
  • соблюдаются ли правила распоряжения выручкой.

Проверка кассы, работающей в виртуальном режиме

Когда касса используется в виртуальном режиме, ее проверка осуществляется следующим образом:

  1. После проведения оплаты налоговый орган формирует чек и передает его оператору фискальных данных (ОФД) по сети.
  2. После ОФД проводит оценку корректности этого документа, регистрирует его и сообщает результат обработки.
  3. Далее кассовый аппарат распечатывает чек, а в случае необходимости направляет его на электронную почту, либо СМС.
  4. Следующим действием ОФД направляет чековый документ в ФНС. Также важно помнить, что покупатель имеет право и возможность в любое время проверить кассовый чек на сайте налоговой.

Инспекторы ФНС в ходе проверки кассовых аппаратов, обращают внимание обычно на следующее:

  1. Выдан ли чек покупателю.
  2. Правильно ли внесены в чек необходимые данные.
  3. Соблюдаются ли правила передачи данных в ФНС.
  4. Соответствуют ли техпараметры кассы нормам, установленным законодательством.
  5. Соблюдаются ли требования при учет кассовых операций.

Важно! Налоговая может осуществлять удаленный контроль за собственниками онлайн касс, при котором проводится анализ данных, полученных ОФД.

Как проводится проверка применения ККТ

В соответствии с 54-ФЗ, контроля использования онлайн кассы налоговым органом включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мониторинг расчетных операций, осуществляемых с использованием кассы.
  2. Анализ данных, полученных при мониторинге.
  3. Удаленные проверки по фискальным данным.
  4. Контроль за соблюдением требований по формированию чеков и их оформлению.
  5. Вынесение предписания по устранению выявленных нарушений.

При выявлении каких-либо нарушений, предпринимателя ждет административное наказание.

Проверка онлайн кассы на предмет использования

Проверка КТТ на предмет использования состоит из целого ряда мероприятий:

  1. Проверка выдачи кассового чека, подтверждающего факт совершения покупки.
  2. Изучение сопутствующей документации.
  3. Ознакомление с правилами регистрации и эксплуатации ККТ предпринимателя.

Важно! Общий срок проверочных мероприятий устанавливается руководителем ФНС. При этом он не должен превышать 20 рабочих дней.

Какие документы потребуются для проверки

Работы с кассой носят открытый характер, поэтому предполагается, что представителям ФНС кассовый аппарат для проверки будет предъявлен со всеми необходимыми документами. Перечень данных документов будет следующим:

  • журнал кассира;
  • акт с отражением возврата денежных средств клиентам;
  • распечатка отчетных документов, полученных из фискального накопителя кассы;
  • БСО при их выдаче;
  • паспорт ККТ.

Оценка соответствия требованиям

Оценка соответствия требований включает в себя определенный перечень аналитических работ:

  • осмотр корпуса кассового аппарата на предмет целостности;
  • проверка соответствия заводских данных кассы регистрационным;
  • проверка исправность ККТ, а также возможности выдачи кассой чеков;
  • проверка правильности внесения всех необходимых реквизитов.

Полномочия представителей ФНС при проверке онлайн кассы

При проведении личной проверки, к полномочиям представителей ФНС относят следующие:

  • свободный доступ к ККТ, а также фискальному накопителю;
  • получение пояснений и необходимой справочной информации;
  • проведение проверки документации;
  • совершение контрольной закупки для проверки;
  • привлечение сотрудников правоохранительных органов, если это необходимо;
  • запрос договора с оператором фискальных данных и ознакомление с ним;
  • проверка регистрации КТТ, а также техдокументов к кассе;
  • вынесение предписания предпринимателю;
  • привлечение специалистов к проверке, при необходимости.

Важно! Предприниматели не должны препятствовать представителям ФНС в проведении всех указанных выше мероприятий.

Права предпринимателей, чьи онлайн кассы подлежат проверке

Собственники онлайн касс при проведении проверки их ККТ имеют следующие права:

  • лично присутствовать при проведении проверочных мероприятий налоговый органом;
  • предъявлять представителям ФНС пояснения, необходимые объяснения;
  • получать данные о порядке и сроках проводимой проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки кассы;
  • выразить свое несогласие с результатами проверки;
  • обжаловать действия представителей ФНС в вышестоящем органе или суде.

Оформление результатов проверки

Результат проверки онлайн кассы налоговым органом оформляется в виде акта, включающего в себя следующую информацию:

  • дата формирования акта;
  • наименование владельца ККТ;
  • ФИО представителей ФНС, проводивших проверку;
  • перечень документов, выданных владельцем кассы для проверки;
  • дата начала и окончания проверочных мероприятий;
  • сведения о найденных нарушениях, либо об их отсутствии.

Подписывают акт две стороны: та сторона, которую проверяли и та сторона, которая проводила проверку. 

Источник: http://buhland.ru/kak-nalogovaya-budet-proveryat-onlajn-kassy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.