+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как проводится аудит в сфере закупок

Содержание

Аудит в сфере закупок: кто, что и как оценивает

Как проводится аудит в сфере закупок

Поясним, что такое аудит по 44-ФЗ, что в него входит и какие задачи преследует аудит в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок представляет собой анализ и оценку закупочной деятельности заказчика и ее результатов со стороны контролирующих органов. Их проверяют на соответствие целям госзакупок. Напомним, что к ним относится:

  • достижение целей госпрограмм, реализация мероприятий;
  • исполнение обязательств РФ;
  • нормальное функционирование госорганов, органов субъектов и муниципалитетов, реализация всех возложенных на них полномочий.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Кто проводит аудит по 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами в регионах страны и в муниципальных образованиях. К примеру, под аудит Счетной палаты подпадают госкорпорации, ГКУ и внебюджетные фонды, автономные и бюджетные учреждения, ГУПы, юридические лица, участвующие в инвестиционном капстроительстве за счет денег из федеральной казны.

Как проводится аудит в сфере закупок по 44-ФЗ

Органы аудита ведут экспертно-аналитическую и информационную деятельности, проводя проверки, анализ и оценку сведений о закупках заказчика. В том числе анализируются законность, целесообразность, обоснованность, своевременность расходов на процедуры.

Специалисты выявляют недостатки, устанавливают их причины, готовят предложения по устранению нарушений.

После этого информация систематизируется и размещается в ЕИС в разделе “Контроль и аудит” ⇒ “Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок”.

Органы аудита в своей работе используют методические рекомендации. В частности, в них говорится о направлениях аудита:

  • формирования контрактной службы и закупочных комиссий;
  • требования к товарам, работам, услугам;
  • правильность подготовки планов и планов-графиков;
  • наличие обоснования процедур;
  • правильность выбора способа определения поставщика;
  • наличие в госконтрактах обязательных условий;
  • обоснованность допуска/недопуска участников;
  • обоснованность заключения госконтрактов с едпоставщиком.

Какие еще источники информации инспекторы вправе использовать на проверках? Инспекторы могут использовать информационные системы Счетной палаты.

Например, Информационно-аналитическую систему удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА), Единую систему государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (ГИС ЕСГФК), СПАРК-ИНТЕРФАКС, СПАРК-МАРКЕТИНГ.

Совет от эксперта журнала Госзакупки.ру

Разделите товары и работы в НМЦК

Счетная палата проверяет не только расходы, но и вашу закупочную деятельность в целом.Например, КСП города Муравленко выявила нестандартные для проверки счетной палаты нарушения на сумму 19 483 282 рубля.

Заказчик, по мнению инспекторов, намеренно дробил закупки на мелкие и закупал у едпоставщика, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

Инспекторы сделали такой вывод, потому что объекты во всех закупках у едпоставщика были идентичные.

Второе серьезное нарушение — сроки исполнения в контракте не соответствуют срокам в извещении аукциона. И последняя ошибка — заказчик не выделил в НМЦК отдельно товары и отдельно работы.

Получить гостевой доступ к журналу

Этапы аудита закупок по 44-ФЗ

Выделяют три этапа аудита в сфере закупок по 44-ФЗ. Первый — подготовительный. На нем аудиторы собирают информацию, изучают специфику предмета аудита. В результате специалисты разрабатывают программу.

Далее следует основной этап. На нем проводится проверка по перечню вопросов, указанных в программе. Особое внимание уделяется экономии бюджетных средств. Специалисты высчитывают абсолютный объем экономии, а также относительный.

На заключительном этапе обобщаются результаты и оформляется итоговый отчет. В нем даются рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности заказчика. Информация о проверках в ходе аудита в конце года собирается вместе и публикуется в ЕИС.

Контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок

Система наблюдения за контрактной системой включает три составляющие. Помимо аудита в сфере закупок это также мониторинг и контроль. Контроль в сфере закупок подразумевает проведение проверочных мероприятий со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Мониторинг — это систематические наблюдения со стороны специалистов госорганов за закупочной деятельностью заказчиков. Они анализируют информацию о реализации планов и планов-графиков закупок. О мониторинге говорится в постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193. Им занимается Минфин.

В частности, во время мониторинга специалисты оценивают, какое количество процедур из числа запланированных состоялись, на какую сумму подписаны контракты, сколько из них расторгли, были ли неустойки и штрафы.

Также из ЕИС берутся сведения о жалобах на поставщиков, об итогах плановых и внеплановых проверок, числе предписаний в адрес заказчиков, о выданных банковских гарантиях и т.д.

К целям мониторинга относят оценку закупочной деятельности заказчика на предмет соответствия целям, перечисленным в 44-ФЗ, проверку обоснования проведенных процедур, а также усовершенствование законодательствах с области госзаказа.

В Минфин информацию передают два ведомства: Счетная палата и ФАС. Счетная палата рассказывает о числе закупок, которые не опубликованы в ЕИС, а также о стоимости контрактов и общей сумме банковских гарантий. ФАС сообщает о поступивших сообщениях от заказчиков о включении в РНП, об их рассмотрении, о согласовании закрытых процедур.

В результате мониторинга ежеквартально оформляются отчеты. Они публикуются в ЕИС. Порядок подготовки отчета содержится в постановлении Правительства РФ № 1193.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102641-qqq-19-m2-audit-v-sfere-zakupok

Как проводится аудит в сфере закупок

Как проводится аудит в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики.

Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков.

Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ.

Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям.

Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами.

На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат.

Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата.

Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры.

Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

Результаты проверок

В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.

Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.

Проверяемые организации могут обратиться с жалобой на действия аудиторов в законодательные (представительные) органы. Обжаловать результаты проверок можно также в арбитражном суде.

Что такое аудит закупок

Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке.
Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств по следующим критериям:

  • законность;
  • целесообразность;
  • обоснованность;
  • своевременность;
  • эффективность;
  • результативность.

Источник: https://pozakonu.site/biznes/kak-provoditsya-audit-v-sfere-zakupok.html

Аудит в сфере закупок: как осуществляется

Как проводится аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

Рекомендуется рассчитать общую экономию на всех этапах закупочной процедуры от планирования и до исполнения контракта. Возможен расчет на основании сведений формы статнаблюдения № 1-контракт.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

  • количество заявок, подаваемых на одну закупку;
  • количество допущенных заявок;
  • долю закупок у единственного поставщика.

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры:

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Урок 16 / Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок

Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

Источник: https://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/audit-v-sfere-zakupok.html

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Как проводится аудит в сфере закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита – это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/549-audit-v-sfere-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-zakupok

Аудит закупок включает в себя следующее количество этапов

Как проводится аудит в сфере закупок

Объекты проверки Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

  • государственные органы власти;
  • государственные корпорации;
  • казенные учреждения;
  • автономные и бюджетные организации;
  • внебюджетные фонды;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.

Оформление результатов Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации.

Как проводится аудит в сфере закупок

Основной Проверяют, анализируют и оценивают данные о закупках Заключительный Обобщают результаты, готовят отчетность , определяют причины нарушений При аудите возможно проведение самостоятельного аналитического мероприятия и мероприятия по иной теме, в которой работа в сфере закупок рассматривается в качестве составляющей деятельности объекта контроля Программа аудита должна содержать:

  • основания проведения процедур;
  • цель, вопросы действий, осуществляемых проверяющими лицами;
  • объекты;
  • период, что подлежит проверке;
  • срок выполнения процедур;
  • перечень лиц, входящих в контрольную группу;
  • документы;
  • сроки подачи отчетности.

Акт счетной палаты При проверке в сфере закупок составляется акта такого плана: Формирование заключения Заключительная стадия предполагает подготовку результата, выводов и рекомендаций.

Статья 98. аудит в сфере закупок 

При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок

Задачи, методы Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

Как проходит аудит госзакупок

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований. 2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее — органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. 3.

Как проходит аудит в сфере закупок

Важно Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами. Результаты проверок В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт. Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

Источник: http://02zakon.ru/audit-zakupok-vklyuchaet-v-sebya-sleduyushhee-kolichestvo-etapov/

Аудит закупок

Как проводится аудит в сфере закупок

Аудит отдела закупок (как впрочем и аудит деятельности любого подразделения предприятия) необходимо проводить в системе. Многие компании в настоящее время могут сделать это самостоятельно.

Результативному внутреннему аудиту способствует наличие эффективного взаимодействия между подразделениями на предприятии, понятные и работающие бизнес-процессы.

В этом случае любое подразделение может своевременно увидеть объективные и субъективные ошибки в работе как своих, так и смежных подразделений. Такой аудит может провести сам руководитель соответствующего подразделения.

«Когда в товарищах согласья нет»… Отсутствие конструктивного взаимодействия между подразделениями – серьезное препятствие для проведения внутреннего аудита.

Кроме того, в ряде случаев оказывается, что “Мюнхаузен” на самом деле не может вытащить за волосы себя и свой отдел из болота. Тому мешают объективные «законы природы»: не хватает знаний о специфике закупок, опыта, понимания контрольных точек.

Сказывается желание скрыть внутренние проблемы отдела. Субъективность. Отсутствие чёткой цели аудита (то ли отдел проверяю, то ли себя хочу обезопасить от неожиданностей). Иногда руководителя сильно заедает текучка, из которой он не может (или не хочет?) выбраться.

Иногда мешает нимб :-). А в ряде случаев конструктивному и разумному руководителю, действительно, необходима профессиональная помощь и независимый взгляд.

В таких случаях правильное решение – приглашение внешнего профессионального консультанта-аудитора в сфере закупок.

Максимизация прибыли при наведении порядка в закупках

Я всегда говорю о том, что при текущем отношении к закупкам в торговых предприятиях, при том недостатке внимания к закупочным процессам и к закупочной тщательности, предприятие недополучает часть прибыли.

И во многих бизнесах в условиях жесткой конкуренции эту прибыль значительно легче получить, настраивая и реформируя закупки, чем,  устанавливая отделам продаж несбыточные планы.

Прибыль компании может и должна быть максимизирована через аудит закупок и выстраивание точного управления ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках!

Направления аудита отдела в сфере закупок

Ошибочно предполагать, что специалист по закупкам – это тот, кто сидит за компьютером, и к нему выстроилась очередь из поставщиков с качественным и недорогим товаром и бонусными предложениями. Это великое заблуждение!

Здесь я перечислю вопросы, на которые каждый специалист отдела закупок должен уметь ответить в любой момент:

  1. Что купить (цвет, габариты, технические характеристики, бренд, срок годности и т.д.)
  2. По какой цене купить (сколько % смогу наценить, чтобы цена была, как минимум, рыночной, и предприятие при этом зарабатывало)
  3. Сколько надо купить (товара должно хватить на N дней продаж бесперебойно, неликвидов не должно быть)
  4. Когда и как привезти (% транспортных расходов, качество доставки, удобство разгрузки и приемки)
  5. У кого купить (мониторинг поставщиков, договор в соответствии с типовыми требованиями предприятия, условия оплаты поставщику, программы лояльности поставщика, перспективы сотрудничества)
  6. Как повышать в системе маржинальность закупаемой продукции
  7. Как снизить объем претензий к поставщику
  8. Как увеличить период кредиторской задолженности
  9. Как ранжировать поставщиков и выстраивать с ними отношения
  10. Как повысить эффективность планограмм (если торговое предприятие — розничное)
  11. Как расставить точки контроля своей закупочной деятельности

И это не полный список того, за что отвечают специалисты отдела закупок. А есть еще дополнительный блок вопросов – к самому руководителю отдела закупок!
Часто бывает так.

Отдел, вроде бы, выполняет основные показатели деятельности, глобальных претензий к нему нет, все спокойны.

Но, если влезть поглубже в каждый из перечисленных вопросов, то вот тут и выявляются скрытые ресурсы (зоны роста), повышающие прибыльность предприятия.

Как снизить противодействие сотрудников при проведении аудита закупок

Когда для осуществления аудита отдела привлекается внешний специалист, сотрудникам закупок следует объяснить, что нет задачи «найти неугодных и покарать». Есть задача выявить и раскрыть ресурсы отдела для развития. В результате чего сотрудникам отдела закупок их работа будет понятнее и интереснее. А вклад отдела закупок в деятельность предприятия будет значительнее.

Цель и этапы аудита системы закупок

Необходимость аудита могут обозначить руководитель отдела закупок, а иногда и сами специалисты отдела закупок.

Конкретную цель аудита руководство предприятия может сформулировать самостоятельно. А может уточнить и раскрыть ее подробно с помощью внешнего консультанта, опираясь на его квалификацию и опыт.

Как обычно проходит аудит отдела закупок?

Внешний аудит, как правило, состоит из 4-х этапов:

  1. Обсуждение и Согласование
    • Знакомство руководителя и аудитора.
    • Уточнение потребностей и целей аудита.
    • Согласование почасового плана аудита.
  2. Аналитический блок
    • Анализ документов за определенный период.

    • Интервью специалистов отдела закупок и, при необходимости, представителей смежных подразделений.
    • Интервью руководителя отдела закупок.
    • Обработка результатов аудитором.
    • Формирование подробных рекомендаций по каждому из проработанных направлений деятельности отдела закупок.

    • Рекомендации аудитора предоставляются всегда в письменном виде (или в электронной форме), очно или дистанционно. Все зависит от договоренностей.Внимание! Разделы 1) и 2) – обязательные. Все последующие разделы – по желанию заказчика.

  3.   Подготовка управленческих документов и обучение 
    • Прописывание технических заданий аудитором-консультантом совместно со специалистами предприятия (специалисты закупок, ИТ отдела, финансово-экономического отдела).
    • Формирование инструкций и регламентов по закупочной деятельности.

    • Разработка типовых требований договора купли-продажи.
    • Обучение специалистов по выбранным темам (очное или дистанционное) и т.д.
  4.  Сопровождение внедрения (всего того, что перечислено в п.3)

Обязательные этапы аудита

Необязательные этапы аудита

1 ЭТАП: обсуждение и согласование

2 ЭТАП:

аналитический блок

3 ЭТАП:

подготовка управленческих документов и обучение

4 ЭТАП:

сопровождение внедрения

Знакомство Заказчика и Аудитора

Анализ документов предприятия по запросу аудитора за период

Создание технических заданий для автоматизации процессов управления закупками

Наделение Аудитора необходимыми полномочиями и информирование участников процесса

Уточнение потребностей и целей аудита

Интервью руководителя по закупкам, специалистов по закупкам и смежных подразделений

Формирование бизнес-процессов и инструкций по управлению закупками

Контроль соответствия выполненных технических заданий и участие в тестировании отчетов

Согласование и утверждение плана аудита, прав и полномочий Аудитора и Заказчика

Обработка результатов

Прописывание типовых требований для документов отдела закупок и нормативов

Тестирование, фиксирование отклонений, корректировки новых бизнес-процессов

Знакомство Аудитора с участниками процесса, информирование специалистов предприятия о полномочиях Аудитора

Формирование аудитором отчета и рекомендаций

Обучение специалистов закупок по заявленным темам

Контроль Аудитором соответствия утвержденных требований и нормативов

Отчет Аудитора перед Заказчиком

Отчетность перед Заказчиком в режиме, согласованном сторонами

Отчетность пред Заказчиком в режиме, согласованном сторонами

Принятие решения о совместной работе на 3 этапе

Принятие решения о совместной работе на 4 этапе

Оформление Акта выполненных работ

Продолжительность аудита зависит от:

  • Типа отдела закупок
  • Количества сотрудников в отделе
  • Функционала отдела закупок
  • От поставленной цели аудита

Если аудит заказан только по пунктам 1 и 2, то его продолжительность обычно составляет от 24 рабочих часов до 2 месяцев.

В случае полного аудита (все 4 пункта), то – от 3-х месяцев до года.

В практике есть аудиты, более похожие на аутсорсинг, продолжительностью более года.

Москва, 24-26 июня 2019г.

Москва, 17-19 июля 2019г.

Москва, 22-23 августа 2019г.

Москва, 18-20 сентября 2019г.

Москва, 17-18 октября 2019г.

ЗАПИСАТЬСЯ НА МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.

Пн – Сб: 8:00 – 19:00 МСК

Источник: https://veremey.ru/audit_zakupok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.