+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

ФНС выявила увеличение налоговых поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом

Содержание

Зарплаты налоговиков в России

ФНС выявила увеличение налоговых поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом

Ни для кого не является секретом, что работники налоговых инспекций России относятся к категории государственных служащих. Основная задача данного органа – контроль потока финансов в бюджет страны.

Налоговики имеют право осуществлять поверки в организациях и предприятиях, выявлять нарушения и наказывать тех, кто пытается скрыть доходы и уклоняется от уплаты налогов. Все эти средства поступают впоследствии в государственную казну, а затем распределяются соответствующими службами на общих основаниях.

Миссия налоговой службы является достаточно ответственной. Справиться с данной задачей могут только профессионалы: бухгалтеры и аудиторы.

Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.

Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.

Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.

Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатами таможенников.

Усредненный размер оплаты труда (за отработанный месяц) составит 42 тысячи рублей. В 2019 году было запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%. Данное повышение перекроет инфляционный процент, который держится на уровне 5,5%.

Инфляция, согласно данным, предоставленным финансовыми аналитиками, будет находиться в пределах 12%.

Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.

О размерах заработной платы налоговиков

Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

  • работникам федеральной службы – 70 тысяч рублей;
  • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, то, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

Таким образом, можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат.

Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу.

Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 10–11 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию.

Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует. Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах.

Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов.

Есть ли надежда в этом плане на 2019 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

Ожидать ли повышения зарплат

Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2019 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу. Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года.

Согласно плану, уже к 2019 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры.

Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие.

Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться. Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались.

Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее.

Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2019 году – покажет время.

Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране.

Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением.

Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2019 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков.

На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2019 году могут быть переведены на почасовую оплату.

При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.

Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2019 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.

Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством.

Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2019 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.

Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.

Также ознакомьтесь с информацией, какую заработную плату получают врачи в России, социальные работники, учителя и воспитатели.

Источник: https://VisaSam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-nalogovoi-inspekcii.html

Насколько теневая экономика обеспечила прирост собираемости налогов?

ФНС выявила увеличение налоговых поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом
темы28 декабря 2018 г.

За исключением ТЭКа,табачной и алкогольной промышленности ставки налогов в экономике оставались в 2018 году неизменными.

Уровень налоговой нагрузки в РФ в 2018 году формально почти не вырос в отличие от очередного резкого роста сбора налогов, который, по предварительной оценке ФНС, увеличился на 22%.

ФНС обычно указывает на выход бизнеса из “тени” в качестве одной из главных причин. Но расчёт такое заявление ставит под сомнение.

фото: pixabay

Общий уровень налоговой нагрузки в РФ в 2018 году увеличивался исключительно за счет ТЭКа, алкоголя и табака. Федеральная налоговая служба (ФНС) отметила увеличение соотношения между оборотами лишь в этих секторах, пишет “Коммерсант”.

В значительной части несырьевых отраслей экономики отмечен рост уплаты налогов, не коррелирующий с ценовой конъюнктурой и динамикой цен. Неизвестно, продлится ли этот эффект и в 2019 году, так как резервы “обеления” бизнеса не безграничны.

По предварительной оценке ФНС, налоговые поступления по итогам 2018 года номинально вырастут на 22% после роста на 19,8% в 2017 году. Эти цифры не соотносятся ни с ожидаемой динамикой ВВП в 2018 году, ни с динамикой промпроизводства, ни с динамикой потребления. При этом ставки налогов в 2018 году повышались лишь в ТЭКе и подакцизных отраслях (табачная и алкогольная промышленность).

Динамика сборов ФНС за первые девять месяцев 2018 года между тем демонстрирует стабильный для большинства отраслей «уровень налоговой нагрузки». Он рассчитывается ФНС как отношение суммы уплаченных налогов к оборотам в экономике, рассчитываемых Росстатом.

По данным за три квартала, для юрлиц налоговая нагрузка составила 11,5% оборота, показатель вырос к 2017 года на 0,7 процентного пункта. Наибольший же рост нагрузки зафиксирован в ТЭКе с 45,4% до 52,1% за счет увеличения НДПИ.

В подсекторе обработки “Пищевые продукты, напитки, табачные изделия» формально налоговая нагрузка даже сократилась — с 28,2% до 23,5%, но это скорее счетный эффект, объясняющийся сокращением производства табачных изделий и алкоголя на фоне роста акцизов.

Наконец, в отраслях, где ставки налогов не изменились, уровень налоговой нагрузки в 2018 году остался стабилен – 7,9% от оборота по Росстату. При этом фискальная нагрузка по соцвзносам за физлиц, рассчитываемая аналогично, даже немного снизилась у работодателя с 3,6% до 3,5% от оборота. Снижение нагрузки по соцвзносам произошло и в ТЭКе с 1,8% до 1,7%, и в обработке в целом с 2,2% до 2,1%.

“Ъ” ранее уже публиковал данные о стабильности в 2018 году налоговой нагрузки на доходы физлиц – совокупно она составляла в 2017 году 13,34%, в том числе по НДФЛ — 12,29% (оценок по 2018 году нет – декларационная кампания закончится только в апреле 2019 года).

Рассчитаем масштаб выхода из «тени»

SULARU отметит, что “Ъ” несколько ограничивает свой взгляд в плане стабильности налоговой нагрузки на граждан, когда говорит только об эффективной ставке налогов на доходы физлиц.

Если взять имущественный налог и транспортный, то в 2017 году сборы по ним выросли на 51% и 17% соответственно.

А если расширить временной отрезок, то в последние три года объем уплачиваемых гражданами налогов в России рос почти вдвое быстрее зарплат.

Что касается налоговой нагрузки на бизнес, то здесь ситуация представляется сложнее. «Коммерсантъ» однозначно добавляет важные мазки к картине за девять месяцев, но и здесь несколько упрощает картину в плане суждения о выходе из «тени».

SULARU напоминает, что ФНС традиционно объясняет взлёт многолетний собираемости налогов – общим ростом ВВП, – совершенствованием системы налогового администрирования,

– сокращением теневой экономики.

В плане администрирования глава ФНС Михаил Мишустин обозначал значение этого фактора на рост собираемости в сентябре 2018 года:

“По нашим оценкам, пятую часть от общего прироста налогов без учёта налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а это порядка четверти триллиона рублей, обеспечило налоговое администрирование”.

Другими словами, по итогам девяти месяцев прирост за счет администрирования составил 10,5%, если общий прирост был 2,4 трлн рублей. Мишустин также говорил в сентябре, что важна и структура сбора налогов. То есть стоит учесть, что 40% от общего прироста сборов обеспечили, по словам главы ФНС, нефтегазовые доходы, которые, вероятно, нужно не забывать вычитать при дальнейших расчётах.

Итак, от ФНС мы знаем три причины роста собираемости:
рост ВВП в 2018 году составит 1,8%, то есть пропорциональное влияние показателя на прирост собираемости налогов теоретически будет около 311 млрд рублей если по итогам 2017 года она была на уровне 17,3 трлн рублей.

налоговое администрирование обеспечит около 10,5%, или 399 млрд рублей, от прироста сбора налогов в 3,8 трлн руб. в 2018 году. 3,8 трлн рублей тождественно прогнозу ФНС прироста собираемости налогов в 22% в текущем году по сравнению с 17,3 трлн рублей в 2017 году.

уменьшение теневой экономики тогда даст 3,19 трлн рублей (3,8 трлн общего прироста минус суммы роста налогов из-за первых двух причин), если не вычитать нефтегазовые доходы, а ограничиться простым объяснением значительного прироста собираемости от ФНС.

Но это, пожалуй, не совсем правильно, поэтому 3,19 нужно умножить на 0,6, так как доля ненефтегазовых налогов составляет 60%. Получается, что выход компаний из «тени» принесёт дополнительные 1,91 трлн рублей по итогам 2018 года.

Если взять информацию «Ъ», что «для юрлиц налоговая нагрузка составила 11,5% оборота», то логично предположить, что ФНС легализовала оборот на 17,36 трлн рублей (1,91 трлн руб. / 11,5% * 100%).

Для сравнения: ВВП России ожидается в размере менее 94 трлн рублей, а прирост показателя по итогам текущего года – в размере около 1,65 трлн рублей.

При этом теневой сектор по разным оценкам составляет 30-50% ВВП (28-47 трлн руб.).

То есть за один 2018 год ФНС якобы выведет из «тени» где-то 36-61% нелегального оборота, что невероятно. Если учесть, что рост собираемости налогов в районе 20% происходит несколько лет подряд, то остаётся удивляться, почему в России до сих пор есть этот самый «теневой сектор при такой эффективности работы ФНС.

Налоговая нагрузка на легальный бизнес

Скажем мягко, цифра “обеления” от ФНС сомнительная из-за какого-то фантастического масштаба легализации. Такая цифра наводит на мысль, что часть роста собираемости налогов обеспечена вполне легальным бизнесом за счёт увеличения давления со стороны ФНС. Это косвенно подтверждают слова первого вице-премьера РФ Антона Силуанова.

“За счет более справедливого распределения налоговой нагрузки, более простого налогового администрирования мы рассчитываем получить дополнительно в бюджетную систему порядка 1% ВВП”, – сказал он, выступая на международной конференции Высшей школы экономики в апреле 2018 года.

Оценка влияния администрирования у Мишустина в августе сего года (0,4 трлн рублей) и Силуанова в апреле текущего года (0,94 трлн рублей) заметно расходится.

Причём последнее представляется более правдоподобным. SULARU также напомнит только два примера, как можно обеспечить «лучшее администрирование» сбора налогов путем увеличения давления на легальный бизнес.

Первый пример рассказал сам глава ФНС Михаил Мишустин.

«Система контроля за возмещением НДС не позволяет фактически получить, экспортеру или компании, которая пытается получить вычет (по НДС), получить деньги из бюджета, если в цепочке любой поставщик не заплатил их», – сказал с улыбкой глава ФНС.

Это говорит о том, что ФНС отказывает в возмещении НДС любому честному бизнесу, если где-то в длинной цепочке производства продукции от сырья к готовому изделию нашелся один неблагонадежный хозяйствующий субъект. Или, ненароком, благонадежный бизнес-поставщик успел к моменту выпуска продукции разориться. Неудивительно, что требования бизнеса в отношении возврата НДС уменьшились в 2018 году в 8 раз.

При этом не секрет, что решения судов по налоговым спорам, включая возврат НДС, приобрели гораздо более «прогосударственный» характер. Налоговые инспекторы выигрывают споры, которые еще несколько лет назад были абсолютно бесперспективными для налоговых органов. И даже без учёта изменений в налоговом законодательстве, которое также постепенно изменяется.

В качестве второго примера SULARU напомнит, что в 2017 году в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения по списанию на прибыль убытков прошлых лет. Если раньше налогоплательщик мог полностью обнулить прибыль, списывая убытки прошлых кризисных лет, то Законом РФ от 30 ноября 2017 г.

N 401-ФЗ введен лимит на их списание. Теперь они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль текущего периода не более чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК).

Другими словами, у налоговиков появился мощный инструмент доначисления налога, который традиционно является третьим по размеру сборов в РФ.

И в качестве даже не примера, а экономического анекдота можно вспомнить про претензии ФНС к табачным компаниям, которых заподозрили в уклонении от уплаты налогов.

ФНС заинтересовалась практикой, в рамках которой табачные компании создавали складские запасы продукции и в ноябре-декабре продавали их аффилированным с ними дистрибуторам.

Искусственное наращивание продаж позволяло «фиксировать ставки акциза и минимизировать налоговую нагрузку».

Conclusio

Конечно, нельзя забывать, что последние годы вплоть до 2018 года бюджет в России был дефицитным. Дефицит фактически «съел» резервный фонд. И только рост нефтегазовых доходов в текущем году позволил получить профицит бюджета. Поэтому важность роста собираемости налогов для государства понятна.

Однако рост налоговой нагрузки (хотя и было обещание этого не делать) означает уменьшение средств у компаний, что в свою очередь ведёт к снижению инвестиционной активности.

А это, в конечном итоге, сказывается на экономическом росте всей страны. Так повышение НДС в 2019 году замедлит рост ВВП, что признается всеми экономическими министерствами страны.

Отличаются только оценки негативного влияния.

Рубрики: Экономика

Источник: https://www.sularu.com/theme/10670

В основных идеях налоговой политики на 2018 год нет предложений по поддержке бизнеса

ФНС выявила увеличение налоговых поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом

В течение непродолжительного времени закон может измениться несколько раз, о чем налогоплательщики обычно ставятся в известность за месяц-полтора до нового финансового года.

В связи с этим налоги становятся немаловажным ограничителем для финансового роста в стране», – заявил он на конференции «Налоговые итоги года», организованной газетой «Ведомости».

Так, в текущем году, по данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам, был установлен рекорд по количеству изменений, внесенных в налоговое законодательство: рассмотрено более 100 законопроектов, принято более 40 законов.

3 июля 2017 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект1, призванный определить основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов. Ключевым принципом любых возможных реформ в указанном документе объявлен принцип фискальной нейтральности – то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

Основным инструментом бюджетной политики проект называет улучшение налогового администрирования, в рамках которого планируется:

  • полностью перейти на ККТ, обеспечивающую онлайн-передачу данных на сервер ФНС с 1 июля 2018 года;
  • объединить информационные системы налоговых и таможенных органов;
  • реализовать автообмен налоговой информацией с зарубежными юрисдикциями и др.

Помимо этого, документ предусматривает меры, направленные на снижение теневого оборота (пресечение злоупотреблений, связанных с использованием режима ЕСХН, патентной системы налогообложения, совершенствование мер по «обелению» рынка крепких алкогольных напитков и т. д.).

А в рамках оптимизации налоговых льгот авторы проекта предлагают повсеместное внедрение правила «двух ключей» (отдельные виды льгот и преференций могут применяться на территории региона только в случае принятия соответствующего закона).

Отмена льгот при передаче налога субъектам федерации

Кроме того, льготы по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективных объектов планируется передать на региональный уровень. К этой инициативе Михаил Орлов отнесся весьма скептически, отметив, что по сути это означает отмену льгот по энергоэффективному оборудованию.

Все остальные тезисы проекта эксперт оценил позитивно, подчеркнув, однако, что в представленном перечне отсутствуют предложения по поддержке бизнеса и стимулированию деловой активности, о которых 1 декабря прошлого года говорил Президент РФ.

Обращаясь к Федеральному Собранию, Владимир Путин провозгласил тонкую настройку налоговой системы, поставив задачу ориентировать эту систему так, чтобы она стимулировала деловую активность, рост экономики и инвестиций, а также создавала бы конкурентные условия для развития российских предприятий.

Этому, по мнению Орлова, могли бы способствовать увеличение налоговых периодов, а также упрощение перечня документов, необходимых для применения «нулевой ставки» (ст. 165 НК РФ). Однако в документе не предусмотрено ни одной подобной меры.

Частичное упрощение перечня документов для подтверждения «нулевой ставки»

Стоит отметить, что частичное упрощение перечня документов для подтверждения «нулевой ставки» предлагает законопроект, представленный депутатом Андреем Макаровым.

Например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предлагается исключить из числа необходимых для предъявления документов копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия.

Основными идеями этой законодательной инициативы, напомним, также являются:

  • сокращение сроков камеральных проверок до одного месяца;
  • ограничение предмета повторной выездной налоговой проверки в случае подачи уточненной налоговой декларации;
  • введение обязанности налогового органа составлять акт о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • повышение порогов для некоторых контролируемых сделок (между российскими лицами – до 3 млрд руб., а для сделок между взаимозависимыми лицами с иностранным участием – до 60 млн руб.).

«Надеюсь, что законопроект Андрея Макарова станет поводом для дискуссии о том, что налоговая реформа – это не только про бюджет, но и про поддержку бизнеса», – выразил надежду Михаил Орлов.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1155799/

Источник: http://bhnews.ru/v-osnovnyh-ideyah-nalogovoj-politiki-na-2018-god-net-predlozhenij-po-podderzhke-biznesa/

Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года, а так же 2019 г

ФНС выявила увеличение налоговых поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом

Сложно представить владельца бизнеса, который мечтал бы о визите налогового инспектора на его предприятие. Как известно, практически любая проверка заканчивается доначислением налогов, штрафов и пени, ведь инспектор, вернувшийся после выездной налоговой проверки (ВНП) без «улова» в виде букета нарушений, рискует вызвать гнев руководства на свою голову.

Поэтому любое, даже самое минимальное и формальное нарушение будет выявлено, задокументировано и предъявлено к оплате налогоплательщику.

О том, как налоговики готовятся к выбору компании, которую они будут  проверять читайте в статье налогового адвоката Тылика П.Ю. «Как налоговики готовятся к проверке» ,  а так же о том, «А должна ли ИФНС предупреждать о проверке? «

Ропот бизнесменов, окончательно измотанных постоянными посещениями инспекторов контрольных органов, был услышан главой государства, который 15 августа 2017 г. утвердил ряд поручений о мерах по снижению административной нагрузки на предпринимателей в России.

В частности, было предложено:

  • сократить объем внеплановых выездов таким образом, чтобы их количество не превышало 30% от числа плановых;
  • сократить сроки их проведения до 10 дней и ограничить предмет исключительно теми фактами, которые послужили для нее основанием;
  • исключить возможность действий следственных органов, при которых приостанавливается деятельность предприятий.

Кроме того, уже с начала 2016 г. в нашей стране действует запрет на плановые проверки объектов малого бизнеса, срок окончания истекает в конце 2018 г., однако в настоящее время рассматривается вопрос о его продлении до 2022 г. Соответствующее поручение дано Министерству экономического развития.

Налоговый контроль в цифрах

Согласно отчета ФНС РФ, в результате проводимого в стране направления на сокращение числа контрольных мероприятий, за 2017 год количество выездных проверок снизилось на 22,6%.

Доначислено налогов по результатам ВНП на 12% меньше, чем в 2016 году, однако при этом эффективность каждой выросла на 14,8%.

Такой противоречивый результат стал возможен в связи с тем, что доля малоэффективных выездов с доначислениями до 2 млн снизилась на 18,6%.

Количество рассмотренных в досудебном порядке материалов по ВНП за 2017 год снизилось на 10,5%, а из общего числа жалоб было удовлетворено в досудебном порядке 34,7% (размер удовлетворенных требований при этом составил лишь 16,2%), что свидетельствует о вполне реальной возможности доказать свою правоту по спорам с небольшими суммами во внесудебном порядке.

В два раза (до 56,1 млрд) вырос уровень поступлений в бюджет в результате аналитической работы, проводимой без назначения проверочных мероприятий. В целом, по результатам работы Федеральной налоговой службы за 2017 год, в бюджет дополнительно поступило 279,2 млрд, что на 16,2% больше, чем в 2016 году.

Рост уровня взыскания составил 61,4% от уровня предыдущего года.
Одновременно следует отметить, что значительно вырос уровень взыскания налогов в судебных органах.

Хотя общее число судебных дел упало на 9%, однако судами удовлетворено 80% исковых требований против налогоплательщиков (на 191,5 млрд из 238,6 млрд заявленных требований).

Это означает, что предпринимателям по-прежнему редко удается отбить заявленные претензии.

Статистика Верховного суда о спорах по налоговому контролю

В то же время, в соответствии с отчетом Верховного суда РФ, за 2017 г. арбитражными судами было рассмотрено 32850 дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Объем заявленных требований составлял 17,2 млрд. Из них было удовлетворено лишь 9762 иска, на общую сумму 9,9 млрд.

Тем самым, по отчетам судебного органа, было удовлетворено только 29,7% от общего числа инициированных налоговиками дел на 57,4% от заявленных требований, что несколько не соотносится с представленными ФНС сведениями и свидетельствует о противоположной тенденции – преимущественном выигрыше споров у налоговиков.

Также можно отметить, что в 2017 году судебными органами было рассмотрено:

  • 11994 дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) должностных лиц на сумму 3,7 млрд. Из них было удовлетворено 5057 заявлений (42,2%) на сумму 177,8 млн. (4,8%). Это может свидетельствовать как о том, что суды предпочитают удовлетворять требования по мелким спорам и критически относятся к доводам заявителей по крупным делам, так и о том, что налоговики злоупотребляют безосновательным составлением актов по мелким нарушениям, но стараются правильно оформлять крупные нарушения.
  • 423 дела о возврате из бюджета средств, излишне взысканных либо излишне уплаченных налогоплательщиками на сумму 1,7 млрд. Из них было удовлетворено 144 заявления (34%) на сумму 276,6 млн. (16,1%), что демонстрирует аналогичную тенденцию.
  • 70 дел о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями инспекций ФНС или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц на сумму 56,4 млн. Из них было удовлетворено 20 заявлений (28,6%) на сумму 950 тыс. (1,7%).

Как видно из судебной статистики, предпринимателя предпочитают оспаривать действия и решения ФНС в суде. В официальном сервисе «Решения по жалобам» за 2017 год опубликовано лишь 20 решений, принятых Центральным аппаратом ФНС РФ по жалобам юридических лиц и предпринимателей.

Количество решений за 2018 год вполне сопоставимо с предыдущим и составляет лишь 7 решений, что, вероятно, свидетельствует о низком доверии к вероятности успешного разрешения конфликта без участия суда.

Прогноз по выездным проверкам и судебным спорам на 2018 год и 2019 год

На 2018 г. ФНС РФ прогнозирует дальнейшее сокращение числа ВНП до 4,1 тыс. Для справки, в 2016 г. их число составляло 7,0 тыс., а в 2017 г. – 5,6 тыс. Таким образом, прогнозируемое сокращение составит 41,4% по сравнению с 2016 г. и 26,8% по сравнению с 2017 г.

Одновременно прогнозируемый рост средних доначислений на 2018 г. оценивается в 19,8 млн. По сравнению с 2016 г., когда данный показатель составлял 14,9 млн, их ожидаемый рост составляет 32,9%, т.е. более чем на треть. В 2017 году средний размер дополнительно начисленных платежей равнялся 17,1 млн (прогнозируемый рост 15,8%).

Верховный суд России пока не опубликовал статистику рассмотрения дел за первое полугодие 2018 г., однако при поиске в картотеке арбитражных дел по слову «ФНС», за этот период обнаруживается 1991 процесс, в котором в качестве истца фигурируют органы ФНС России, против 1428 процессов за аналогичный период 2016 г., что свидетельствует об активизации судебной работы против налогоплательщиков.

Количество процессов, в которых они выступают в качестве ответчиков, составляет 902 дела за 6 месяцев 2018 г. против 746 дел в 2017 г., что подтверждает данный довод. Конечно, данная статистика весьма приблизительна, однако позволяет составить общее впечатление о тенденции роста судебных споров.

К чему готовиться малому бизнесу в 2018 году

Исходя из общих тенденций налогового контроля в 2018 г., изложенных выше, российскому малому бизнесу в 2018 г.

следует готовиться к дальнейшему формальному снижению числа ВНП, с одновременным повышением их «качества».

То есть, если уж компания попала под микроскоп инспектора, то следует готовиться к максимальным доначислениям и штрафам, поскольку выполнение плана инспектором никто не отменял.

Следует помнить, что в 2018 году все еще действует мораторий на плановые проверки «малышей» (за исключением образовательной, медицинской и социальной отраслей народного хозяйства, а также предприятий теплоснабжения, энергосбережения и электроэнергетики, а также лиц, привлеченных к административной ответственности за грубые нарушения), поэтому чтобы попасть под внеплановую выездную проверку, нужно очень сильно «постараться».

Однако, налоговики в настоящее время собирают и копят информацию по всем участникам рынка и ее использование по окончании моратория представляется весьма вероятным.

Расширяется система управления рисками, вводится единый механизм таможенного и налогового администрирования, с использованием которого можно свободно отслеживать движение ввезенного в страну товара от границы и до покупателя. Предпринимаются и попытки автоматизировать типичные схемы уклонения от налогов путем анализа связей между контрагентами и движения между ними финансовых потоков.

Возможно, что все эти новшества заработают уже в 2018 году.

Контроль за кассовыми операциями в режиме онлайн

С 1 июля 2018 года введен второй этап обязательной замены контрольно-кассовой техники на онлайн-кассы, предусматривающие прямую передачу информации о сделках в ИФНС. В основном, он затрагивает представителей малого бизнеса по направлениям организации общественного питания и торговли, имеющих наемных работников.

Крупный и средний бизнес уже прошел этап внедрения такой техники, а с 1 июля 2019 г. прямой обмен информацией затронет уже всех предпринимателей в сфере оказания услуг и торговли. В результате, существенно упростится изучение кассовых операций со стороны налоговиков.

Риск-ориентированный подход

С 2015 года продолжает наполняться единая Федеральная база всех операций, облагаемых НДС, используемая в системе контроля за уплатой НДС АСК «НДС-2».

Всеобъемлющий контроль облагаемых НДС операций существенно облегчает проведение по ним проверочных мероприятий. Фактически в постоянном автоматическом режиме АСК «НДС-2», без участия человека, обеспечивает выявление основных нарушений в сфере НДС.

К примеру, в автоматизированном режиме в настоящее время проверяются практически любые несоответствия между поданными контрагентами декларациями по НДС, а также выявляется сам факт неисполнения обязанности по сдаче декларации или неверное ее заполнение.

Затем была разработана система управления рисками – СУР АСК «НДС-2», которая на основании накопленной информации разделяет налогоплательщиков по группам риска:

При этом следует понимать, что с визитом придут не к тем, кто относится к группе высокого риска, а к тем, кто может являться выгодоприобретателем от неуплаты НДС. То есть, если компания, относящаяся к группе низкого риска, приобретет товар у компании из группы высокого риска, то с большой вероятностью изучать будут именно первую организацию.

В дальнейшем полученный опыт автоматизации НДС будет распространяться и на другие виды налогов, а накопленные при анализе деклараций данные могут быть использованы в любой момент.

Онлайн оценка степени риска выездной проверки

Как сообщает ФНС, уже в 2018 году на ее портале можно будет в режиме онлайн оценить вероятность ВНП в компании.
По мнению налоговиков, такую вероятность суммарно повышают следующие обстоятельства:

  1. Отражение в отчетности за несколько лет убытков.
  2. Высокие налоговые риски.
  3. Превышение скорости роста расходов над ростом доходов.
  4. Низкие заработные платы в компании.
  5. Приближения к предельным суммам, при которых компания может утратить право на применение специальных режимов налогообложения.
  6. Расходы примерно равны доходам.
  7. Уплата налогов в объеме ниже среднего. К среднему налоговые органы относят значение 3,4% от оборота.
  8. Неоднократные смены места нахождения организации.
  9. Получение крупных налоговых вычетов.
  10. Низкий уровень рентабельности компании (среднеотраслевое значение — 9,8%).
  11. Заключение договоров с посредниками при возможности заключения прямых договоров.
  12. Отказ предоставить пояснения или документы по запросу налоговиков.

Предположительно, сервис будет называться «Климат-контроль» и его степень полезности для налогоплательщиков сложно переоценить.

Таким образом, основные тенденции изменения системы проверок бизнеса в 2018 году предусматривают упрощение работы по контролю за налогоплательщиками за счет расширения применения автоматизации процесса и определения групп лиц, подлежащих изучению.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovyj-kontrol-v-cifrax-i-perspektivax-2018-goda-a-tak-zhe-2019-g/

Фнс в 2017 году увеличила налоговые поступления в консолидированный бюджет на 20%

ФНС выявила увеличение налоговых поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 годом

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) за 2017 год перечислила в консолидированный бюджет страны 17,3 трлн рублей налоговых поступлений, что на 20% больше, чем в 2016 году. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Мишустин, выступая на заседании расширенной коллегии ФНС России.

“В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны – более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП”, – сказал Мишустин. По его словам, в федеральный бюджет поступило – 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%.

Ненефтегазовые доходы обеспечили 60% прироста налоговых поступлений, отметил глава ФНС.

“Более половины, 60% прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль – 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС – 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%)”, – информировал Мишустин.

По его словам, двузначные темпы роста также показали акцизы – 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги – 1,2 трлн рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ – 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.

Мишустин добавил, что прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП после снижения в 2015-2016 годах и законодательным изменениям.

“Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды”, – сообщил глава ведомства.

По информации ФНС, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за пять лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.

Внебюджетные фонды

За 2017 год ведомство перечислило во внебюджетные фонды РФ 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем годом ранее, отметил глава ФНС.

“Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда – 4,5 трлн рублей, что на 8,7% или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году”, – сказал он.

По словам Мишустина, дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 27 млрд рублей.

При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентных пункта (п.п.) превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%), отметил глава ФНС.

Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в том числе по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 п.п. (60 млрд рублей).

“Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов”, – сообщил Мишустин.

Также, по его словам, ФНС провела работу по урегулированию задолженности по страховым взносам – из 522 млрд рублей образовавшейся на 1 января 2017 года задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, урегулировано более 173 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности – 111 млрд рублей на начало 2018 года.

Этот долг не может быть взыскан в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета.

“Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о ее списании. Задача службы на 2018 год – списать эту задолженность без участия налогоплательщиков – по информации, которую нам передадут фонды.

Работу планируется завершить в мае 2018 года”, – сказал Мишустин.

Процедуры банкротства

Компании в результате применения процедур банкротства в 2017 году перечислили в бюджет РФ 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году, добавил глава ФНС.

“Всего по итогам 2017 года при применении процедур банкротства компаниями перечислено в бюджет 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году”, – сказал Мишустин.

По его словам, служба усилила в 2017 году роль согласительных процедур, направленных на погашение задолженности в рассрочку для сохранение бизнеса, рабочих мест и деловой репутации налогоплательщика. По его словам, в 2017 году заключено 741 мировое соглашение, что на 19% больше, чем в 2016 году.

Поступления в бюджет в рамках мировых соглашений составили 4,2 млрд рублей и выросли по сравнению с 2016 годом более чем втрое, а по сравнению с 2015 годом – в 14,3 раза. Данный тренд продолжится и в 2018 году, считает Мишустин.

Судебные споры

Количество судебных споров между ФНС и бизнесом снизилось с 53 тыс. в 2013 году до 11 тыс. в 2017 году, сообщил руководитель ведомства.

“Снижение жалоб (по результатам выездных проверок – прим. ТАСС) способствует и снижению судебных споров с бизнесом – их количество в 2017 году по сравнению с 2013 годом снизилось почти в пять раз (с 53 [тыс.] до 11 тыс.), в том числе в 2017 году более чем на 9%”, – сказал Мишустин.

По его словам, выездные проверки стали крайне редкой мерой со стороны налоговой службы. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 [тыс.] до 20 тыс.

), всего за пять лет число выездных проверок снизилось более чем в два раза, сообщил глава ФНС.

При этом, количество жалоб бизнеса по результатам выездных проверок в 2017 году снизилось на 11%, а за пять лет – более чем на 32% (с 10,2 [тыс.] до 7 тыс.).

По его словам, в 2017 году по результатам аналитической работы, в том числе благодаря работе АСК НДС, в бюджет дополнительно поступило 56 млрд рублей, что в два раза больше 2016 года.

Онлайн-ККТ

Выручка по каждой кассе организаций и индивидуальных предпринимателей с момента ввода онлайн-ККТ (контрольно-кассовая техника) выросла в полтора раза, отметил Мишустин.

“Сегодня более 500 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40%.

Пробито 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн рублей, включая НДС – более 1,6 трлн рублей. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков.

По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы”, – сказал он, отметив успешность проведенного первого этапа реформы ККТ.

Второй этап реформы, по словам главы ФНС, предусматривает переход на кассы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общепита на патентной системе и едином налоге на вмененный доход (применяющих наемный труд), что составляет порядка 1 млн касс. “Это очень чувствительная категория налогоплательщиков, так как ранее они не применяли кассовые аппараты. Задача службы на текущий год – обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию ККТ”, – подчеркнул Мишустин.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4993556

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.