+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что представляет собой аудиторская тайна

Содержание

Экономический словарь – значение слова Аудиторская Тайна

Что представляет собой аудиторская тайна

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом “Об аудиторской деятельности” и другими федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с федеральным законом “Об аудиторской деятельности” и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным

решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. ст. 8 федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”

Смотреть значение Аудиторская Тайна в других словарях

Тайна — секрет
Словарь синонимов

Тайна — тайны, ж. 1. То, что неизвестно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное. Тайны мироздания. Исполнены тайны слова ее уст ароматных. Лермонтов………
Толковый словарь Ушакова

Тайна — Беспощадная, большая, важная, вековая, великая, вечная, влекущая, вожделенная (устар.), высокая, гибельная, глубокая, глухая, гробовая, грустная, душевная, заветная, загробная,……..
Словарь эпитетов

Тайна Ж. — 1. То, что намеренно скрывается от других; секрет. 2. То, что еще не известно, не стало доступным познанию. // перен. То, что привлекает своею таинственностью, загадочностью. 3. То же, что: таинство.
Толковый словарь Ефремовой

Тайна Выборов — – принцип избирательного права, суть которого в том, что решение конкретного избирателя, его выбор не должен быть известен никому.
Политический словарь

Тайна — -ы; ж.1. Нечто скрываемое от других, известное не всем; секрет. Семейная т. Сердечные, душевные тайны. Военная, государственная т. Служебная, профессиональная т. Т. исповеди………

Толковый словарь Кузнецова

Адвокатская Тайна — – разновидность профессиональной (служебной) тайны, обеспечивает возможность конфиденциального общения адвоката со своим клиентом. Предметом А. т. являются вопросы,……..
Юридический словарь

Аудит (аудиторская Проверка) — (англ. audit) – форма финансового контроля за деятельностью организаций в виде ревизии бухгалтерской отчетности, проводимой по желанию клиента.
Юридический словарь

Аудиторская Деятельность — – деятельность независимого вневедомственного финансового контроля. Аудит (независимый финансовый контроль) осуществляют специализированные аудиторские фирмы и……..
Юридический словарь

Аудиторская Деятельность (аудит) — – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной……..
Юридический словарь

Аудиторская Деятельность (аудит, Аудитор) — – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной……..
Юридический словарь

Аудиторская Служба — – организация, осуществляющая на платной основе независимый контроль за осуществлением финансово-хозяйственных операций, бухучета и отчетности хозяйственных организаций……..
Юридический словарь

Аудиторская Фирма — – 1) фирма, осуществляющая консультирование по бухгалтерскому учету и контролю финансовой деятельности, при проведении хозяйственно-финансовых ревизий, по управлению……..
Юридический словарь

Банковская Тайна — – особый институт гражданского права, защищающий коммерческую тайну банков, их клиентов – юридических лиц и личную тайну вкладчиков. Согласно ст. 857 ГК РФ банк гарантирует……..
Юридический словарь

Военная Тайна — – сведения военного характера, специально охраняемые государством; см. также Государственная тайна.
Юридический словарь

Врачебная Тайна — – информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его болезни и иные данные, полученные при его обследовании и лечении………
Юридический словарь

Государственная Тайна — – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,……..
Юридический словарь

Коммерческая Тайна — – один из объектов гражданских прав, предусмотренных ГК РФ, с особым режимом защиты. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет К. т. в случае, когда она имеет действительную……..
Юридический словарь

Коммерческая Тайна Организации — – принадлежащая ей на законных основаниях техническая, организационная или коммерческая информация при условии, что: – эта информация имеет действительную или потенциальную……..
Юридический словарь

Нотариальная Тайна — – обязанность нотариуса хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Сохранение этой тайны вменяется и в обязанность……..
Юридический словарь

Нотариальная Тайна (тайна Нотариальных Действий) — – разновидность профессиональной тайны. Согласно ст. 19 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в……..
Юридический словарь

Предпринимательская Тайна — – изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые в интересах фирмы в тайне от конкурентов.
Юридический словарь

Профессиональная Тайна — – общее название группы охраняемых законом тайн, необходимость соблюдения которых вытекает из доверительного характера отдельных профессий. К П. т. относятся, в частности,……..
Юридический словарь

Служебная Или Коммерческая Тайна [в Гражданском Законодательстве] — Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности……..
Юридический словарь

Служебная Тайна — – один из объектов гражданских прав по законодательству РФ. Режим защиты С. т. аналогичен режиму защиты коммерческой тайны.
Юридический словарь

Тайна Вкладов — – право вкладчика на сохранение в тайне сведений о нем самом, его счетах в банке и операциях, совершаемых им с вкладами.
Юридический словарь

Тайна Завещания — – запрет указанным в законе лицам разглашать до открытия наследства сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. Разновидность……..
Юридический словарь

Тайна Исповеди — – самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве и некоторых других религиях и культах принято называть……..
Юридический словарь

Тайна Переписки — – см. Тайна связи.
Юридический словарь

Тайна Переписки И Иных Сообщении — – одно из конституционных личных прав человека; согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных……..
Юридический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Аудиторская Тайна

Источник: http://slovariki.org/ekonomiceskij-slovar/2426

Все, что необходимо знать об аудиторской тайне

Что представляет собой аудиторская тайна

Закон № 307-Фз гласит: саморегулируемая организация аудиторов и аудиторы обязаны хранить аудиторскую тайну.

Именно с этой целью составляют различные стандарты, правила ведения документов, хранение и архивирование итогов аудиторской проверки, полученные в результате аудиторского проверки работы.

Аудиторам запрещено разглашать, делать копии и передавать их без письменного соглашения организации третьим лицам.

Аудиторская тайна включает в себя все сведения и документы, которые были получены и документированы предприятием и работниками, и индивидуальными аудиторами. Данные лица заключают трудовые договоры, при оказании услуг, согласно Закону № 307-ФЗ, за исключением:

  • информации, которая была разглашена клиентом, либо с его разрешения;
  • информации о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • информации о размере заработной платы за труд аудитора.

Передача документов возможна в том случае, если это предусмотрено законом. Все владеющие информацией и документами должны держать их в тайне. Данная ответственность отражена в подпункте «в» части I статьи 81 ТК РФ и в статье 13.14 КоАП РФ, в статье 183 УК РФ.

Замечание 1

Если аудиторская тайна была провозглашена, то потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Виды ответственности аудиторов и аудиторских предприятий

Классификация видов:

  1. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда;
  2. Административная;
  3. Уголовная;
  4. Ответственность исходя из правил-стандартов аудиторской деятельности.

Рассмотрим каждый из них.

  1. Если аудиторская проверка была неквалифицированной и привела к затратам государства или предприятия, то на аудитора накладывается штраф за убытки и перепроверку, которые он должен оплатить. Штраф может накладывать суд или арбитражный суд, в соответствии со статьей 15 «Возмещение убытков» и со статьей 393 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность включает ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны.

В статье 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» Уголовный кодекс Российской Федерации говорит об ответственности за оглашение содержания регистров бухучета, являющиеся коммерческой тайной (прописано в ФЗ от 6.12.11 года № 402-ФЗ).

  1. Данная ответственность связана со штрафными санкциями, приостановлением и ликвидированием членства аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов.

В ФЗ № 307-ФЗ содержит меры дисциплинарного воздействия: предписание, предупреждение в письменной форме, приостановлении членства организации, аудитора и саморегулируемой организации аудиторов на 180 дней, их исключение, наложение штрафа.

Если произошло приостановление членства, то в течение всего срока аудитор не может:

  • принимать участие в аудиторской работе;
  • давать какие-либо рекомендации;
  • принимать участие в деятельности выборных и специализированных органов саморегулируемого предприятия;
  • заключать договоры на оказание услуг.

Если закон был нарушен, то применяются следующие меры:

  • предписание по уничтожению нарушений;
  • предписание о приостановлении работы членства.
  1. За нарушение уголовной ответственности возлагается штраф 100 000-500 000 рублей или в размере зарплаты/другого дохода, или до 3 лет лишения свободы, если повторное нарушение то до 5 лет лишения свободы, при этом нарушитель больше не может заниматься данной деятельностью. Данный процесс предусмотрен статьей 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» УК РФ.

При сокрытии преступления налагается штраф до 200000 рублей или зарплаты другого дохода за период до 18 месяцев, либо арест 3 года – 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет, это предусмотрено статьей 316 «Укрывательство преступлений» УК РФ.

Если советы аудитора влияют на неуплату налогов, то возлагается штраф 100 000-300 000 рублей или зарплаты/другого дохода за период 1-2 года, либо арест сроком в 4 года или 6 месяцев, или лишение свободы сроком в 2 года, при этом аудитор больше не может работать в данной сфере до 3 лет или никогда. Предусмотрено статьей 199 «Уклонение от уплаты налогов» УК РФ.

Если неуплата налогов составляет более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов или сборов больше 10% или больше 6 млн. рублей, то это называется неуплата налогов в крупных размерах. В особо крупных размерах неуплата составляет 10 млн. рублей 3 года подряд, где доля неуплаченных налогов и сборов превышают 20% или превышают 30 млн. рублей.

  1. Предприятие, согласно стандарту №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», отвечает за:
  • предоставление обоснованного мнения в заключении о достоверности бух. отчета;
  • правильность и полноту искаженных данных в отчете;
  • нарушение аудиторской тайны, кроме предусмотренных законом случаев.

Вывод

Каждый работник должен сохранять конфиденциальность за полученные данные в результате аудиторской проверки. Так как эта тема щепетильна, то ответственность аудитора страхуется, согласно ФЗ №307-ФЗ. В развитых странах с развитой рыночной экономикой доходы организаций в размере 10% направлены на страхование.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/auditorskaja-tajna/

Аудиторская тайна в России

Что представляет собой аудиторская тайна

В продолжение недавней новости. Мы решили уточнить у экспертов, как сейчас в России обстоят дела с охраной аудиторской тайны – не банковской, а именно аудиторской.

Спросили также, поддерживают ли они новые предложения Минфина, способные заставить аудиторские организации делиться информацией с налоговиками без согласия клиента.

Вот какие комментарии нам удалось получить…

Наталья Малофеева, председатель совета директоров, партнер аудиторской компании МКПЦ:

Вопрос о “посягательстве” налоговых органов на аудиторскую тайну не новый: в рассматриваемом контексте он возник, насколько мне известно, еще в 2013 году.

Российская Федерация собиралась в то время завершить переговоры по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в связи с чем законодательство РФ было подвергнуто проверке со стороны этой организации на предмет его соответствия стандартам ОЭСР, в том числе в области обмена налоговой информацией.

В своем докладе по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения ОЭСР дала Российской Федерации рекомендацию обеспечить на законодательном уровне доступ налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, для последующего предоставления таких сведений и документов по запросам уполномоченных органов иностранных государств.

При этом Федеральная налоговая служба, подведомственная Министерству финансов РФ, которая, насколько мне известно, и являлась автором законопроектов (обсуждавшихся вариантов проектов было несколько), воспользовавшись этой рекомендацией, решила получить из этого для себя максимальную выгоду: если можно получать у аудиторов сведения для предоставления информации по запросам налоговых органов других государств, то чем хуже внутренние потребности российских налоговых органов? И кстати, эти внутренние потребности в законопроекте были поставлены на первое место (смотрите, например, проект “О внесении изменений в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, одобренный Советом по аудиторской деятельности 20 марта 2014 года (протокол № 2) и опубликованный на сайте МФ РФ 31.03.2014). А вот истребованию документов у аудиторов на основании запросов уполномоченного органа иностранного государства в законопроекте отводится только второе место.

Как известно, в марте 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР был приостановлен на неопределенное время. Перефразируя известное высказывание, “вопрос отложен, а осадок остался”.

Безусловно, такая норма, если она будет принята, ничего хорошего ни аудиторам, ни их клиентам не сулит.

На мой взгляд, имеет место полное непонимание со стороны авторов законопроекта того, что же такое аудиторская тайна, и зачем она вообще нужна.

И очень печально, что это непонимание присутствует именно у государственного органа, регулятора аудиторской деятельности — Министерства финансов РФ и подведомственной ему Федеральной налоговой службы.

Причем, это непонимание прослеживается не только в отношении запроса налоговой информации.

Возможность неограниченных “посягательств” на аудиторскую тайну заложена уже в сам Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”, согласно части 4 статьи 9 которого “передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены … федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны”.

Почему бы примеру налоговых органов не последовать другим органам государственного контроля или правоохранительным органам?

Кстати, авторам законопроекта хотелось бы порекомендовать ознакомиться с законодательством других государств, которые уже входят в ОЭСР, в части санкционирования доступа налоговых органов к сведениям, составляющим аудиторскую (или аналогичную) тайну.

Так, например, в Италии Указ Президента № 633/1972 предусматривает, что налоговые органы могут получить доступ к конфиденциальной информации аудитора только в случае, когда у них есть основания считать, что налогоплательщик совершил налоговое преступление, и только на основании официального запроса генеральной прокуратуры.

Французский Торговый (коммерческий) кодекс предусматривает, что аудиторы и аудиторские организации обязаны соблюдать конфиденциальность любой информации, полученной или произведенной во время проведения аудита, поскольку она составляет профессиональную тайну. Кодекс о налоговых процедурах предусматривает, что налоговые органы не вправе запрашивать информацию об оказанных услугах у лица, на которое распространяется законодательство о какой-либо профессиональной тайне.

В Великобритании Финансовый закон 2008 года устанавливают, что аудитор (аудиторская организация) не обязан отвечать на запросы налоговых органов в отношении предоставления информации (документов), полученных и созданных аудитором в процессе выполнения профессионального задания.

Налоговый кодекс Германии предусматривает, что аудиторы вправе отказаться предоставлять информацию и документы, полученные ими в процессе осуществления профессиональной деятельности, налоговым органам, поскольку такая информация составляет профессиональную тайну.

А законопроект нашего налогового ведомства (опять же, предлагаю обратиться к варианту, размещенному на сайте Минфина России 31.03.2016) устанавливает обязанность аудиторов предоставлять имеющиеся у них документы клиентов на основании запроса налогового органа в связи с проведением любых мероприятий налогового контроля (а к ним относятся не только налоговые проверки).

Более обстоятельно комментировать инициативы Минфина сегодняшнего дня по этому вопросу можно, только имея конкретный текст очередного варианта проекта.

Надежда Короткова, генеральный директор ООО “Достоверный Анализ – Аудит”:

Минфин РФ предлагает внести поправки в аудиторское и налоговое законодательство, которые предполагают, что аудиторская тайна больше не будет относиться к конфиденциальной информации, которую запрещено разглашать.

Аудиторам вменяется в обязанность предоставлять налоговым органам по их требованию сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну без предварительного письменного согласия своих клиентов. За нарушение этих положений планируется штраф по ст. 126 НК (непредставление налоговому органу необходимых сведений).

Таким образом, информация, содержащаяся во внутренних документах клиентов аудиторских компаний, которые оказывают аудиторские, налоговые, бухгалтерские услуги, станет доступной для налоговых органов. А ведь аудиторская тайна в настоящее время является одним из основополагающих требований Федерального Закона “Об аудиторской деятельности” № 307-ФЗ (Статья 9).

По нашему мнению, запрет нарушения конфиденциальности аудиторской тайны в части налогового контроля, может повлечь негативные последствия не только для аудиторов, но и самих налогоплательщиков. Доверие к аудиторским компаниям со стороны клиентов снизится, и как следствие, аудиторы начнут терять своих клиентов, а это значит, что рынок аудиторских услуг сократится еще более существенно.

В настоящее время рынок аудиторских услуг находится в кризисе, особенно это касается небольших компаний. А уважаемый Минфин придумывает все новые и новые поправки в законодательство, которые ухудшают положение аудиторских компаний.

Может быть, Минфину следует внести хотя бы одну полезную поправку в законодательство, которую когда-то он планировал – например, штраф за непроведение обязательного аудита? Сейчас специальных штрафов за непроведение обязательного аудита не предусмотрено. А то как же, господа, получается? С одной стороны, обязательный аудит делать необходимо, ведь он обязательный, а с другой – необязательно, никто не накажет!

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”:

Аудиторская организация не может быть источником получения информации о деятельности юридического лица или предпринимателя, которому оказывались услуги, независимо от того, какой характер носили полученные сведения (общедоступный или ограниченного доступа).

Срок действия режима конфиденциальности в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, законом не установлены.

Это означает, что аудиторы обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию об операциях клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг без ограничения сроков и вне зависимости от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Нормы, устанавливающие режим аудиторской тайны, направлены прежде всего на защиту личных интересов проверяемых лиц. Тем не менее, отношения по поводу аудиторской тайны связаны с компромиссом между частными и публичным интересами.

Поэтому весьма важное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.

Но поскольку в ряде случаев имеют значение и публичные интересы, то законодательными актами могут устанавливаться случаи затребования таких сведений. Порядок предоставления конфиденциальных сведенийЗаконом об аудиторской деятельности не определен.

Нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, определяющие круг лиц, уполномоченных совершать такой запрос, а также нормы, предъявляющие требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.

В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Так, п. 4 ст.

82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности,аудиторскую тайну. В пункте 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, аудиторов.

Светлана Крапивенцева, руководитель практики МСФО компании КСК групп:

Острая конкуренция на рынке консалтинговых и аудиторских услуг, а также связанные с оказанием ряда консалтинговых услуг риски заставляют аудиторские компании ревностно относиться к охране аудиторской тайны. Это гарантирует возможность продолжения отношений с действующими клиентами, а также обеспечивает положительную репутацию на рынке, вызывает доверие со стороны новых и потенциальных клиентов.

Конфиденциальность (аудиторская тайна) – один из фундаментальных принципов аудиторской деятельности, прописанный в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

“Об аудиторской деятельности”, в федеральных и международных стандартах аудита.

Сама система независимого аудита связана с тем, чтобы убедить пользователей и общество в достоверности отчетности без раскрытия излишне “конкретной” информации, которая представляет собой ценность и недоступна за пределами компании.

Отдавая себе отчет в важности соблюдения конфиденциальности, мы, безусловно, не поддерживаем данные инициативы. Аудируемая отчетность предназначена для акционеров и собственников бизнеса, поэтому, оплачивая услуги аудиторов, компания должна получать доверие со стороны пользователей и сокращение рисков, но не наоборот.

У нас сохраняются сомнения в том, могут ли полученные таким образом сведения использоваться в качестве доказательств, например, при судебных разбирательствах между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Многие полагают, что это сократит доверие к самим аудиторам. Мы считаем, что серьезные аудиторские компании обеспечат такую систему рабочих документов, которые при полном соответствии аудиторским стандартам не дадут возможности налоговым органам использовать их против аудируемого лица.

Татьяна Безус, руководитель департамента аудита АКГ “МЭФ-Аудит”:

Полагаю, все наше аудиторское сообщество не поддерживает эту идею. Безусловно, подобная норма не добавит доверия аудиторам со стороны их клиентов. Кроме того, данную инициативу можно рассматривать как способ переложить на плечи аудиторов часть чужой работы.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-конслтанговой группы “АИП”:

Я против этих нововведений, поскольку они негативно скажутся на аудиторской отрасли. Сейчас рынок аудиторских услуг находится в очень непростой ситуации. Многие компании страдают из-за спада спроса на их услуги.

В результате предложений Минфина доверие со стороны бизнеса к независимым аудиторским организациям будет подорвано.

Компании будут стараться держать максимально закрытыми вопросы налогового контроля и налоговой безопасности.

Источник: https://gaap.ru/articles/Auditorskaya_tayna_v_Rossii/

Надежда Короткова, генеральный директор ООО “Достоверный Анализ – Аудит”:

Минфин РФ предлагает внести поправки в аудиторское и налоговое законодательство, которые предполагают, что аудиторская тайна больше не будет относиться к конфиденциальной информации, которую запрещено разглашать.

Аудиторам вменяется в обязанность предоставлять налоговым органам по их требованию сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну без предварительного письменного согласия своих клиентов. За нарушение этих положений планируется штраф по ст. 126 НК (непредставление налоговому органу необходимых сведений).

Таким образом, информация, содержащаяся во внутренних документах клиентов аудиторских компаний, которые оказывают аудиторские, налоговые, бухгалтерские услуги, станет доступной для налоговых органов. А ведь аудиторская тайна в настоящее время является одним из основополагающих требований Федерального Закона “Об аудиторской деятельности” № 307-ФЗ (Статья 9).

По нашему мнению, запрет нарушения конфиденциальности аудиторской тайны в части налогового контроля, может повлечь негативные последствия не только для аудиторов, но и самих налогоплательщиков. Доверие к аудиторским компаниям со стороны клиентов снизится, и как следствие, аудиторы начнут терять своих клиентов, а это значит, что рынок аудиторских услуг сократится еще более существенно.

В настоящее время рынок аудиторских услуг находится в кризисе, особенно это касается небольших компаний. А уважаемый Минфин придумывает все новые и новые поправки в законодательство, которые ухудшают положение аудиторских компаний.

Может быть, Минфину следует внести хотя бы одну полезную поправку в законодательство, которую когда-то он планировал – например, штраф за непроведение обязательного аудита? Сейчас специальных штрафов за непроведение обязательного аудита не предусмотрено.

А то как же, господа, получается? С одной стороны, обязательный аудит делать необходимо, ведь он обязательный, а с другой – необязательно, никто не накажет!

Наталья Малофеева, председатель совета директоров, партнер аудиторской компании МКПЦ:

Вопрос о “посягательстве” налоговых органов на аудиторскую тайну не новый: в рассматриваемом контексте он возник, насколько мне известно, еще в 2013 году.

Российская Федерация собиралась в то время завершить переговоры по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в связи с чем законодательство РФ было подвергнуто проверке со стороны этой организации на предмет его соответствия стандартам ОЭСР, в том числе в области обмена налоговой информацией.

В своем докладе по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения ОЭСР дала Российской Федерации рекомендацию обеспечить на законодательном уровне доступ налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, для последующего предоставления таких сведений и документов по запросам уполномоченных органов иностранных государств.

При этом Федеральная налоговая служба, подведомственная Министерству финансов РФ, которая, насколько мне известно, и являлась автором законопроектов (обсуждавшихся вариантов проектов было несколько), воспользовавшись этой рекомендацией, решила получить из этого для себя максимальную выгоду: если можно получать у аудиторов сведения для предоставления информации по запросам налоговых органов других государств, то чем хуже внутренние потребности российских налоговых органов? И кстати, эти внутренние потребности в законопроекте были поставлены на первое место (смотрите, например, проект “О внесении изменений в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, одобренный Советом по аудиторской деятельности 20 марта 2014 года (протокол № 2) и опубликованный на сайте МФ РФ 31.03.2014). А вот истребованию документов у аудиторов на основании запросов уполномоченного органа иностранного государства в законопроекте отводится только второе место.

Как известно, в марте 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР был приостановлен на неопределенное время. Перефразируя известное высказывание, “вопрос отложен, а осадок остался”.

Безусловно, такая норма, если она будет принята, ничего хорошего ни аудиторам, ни их клиентам не сулит.

На мой взгляд, имеет место полное непонимание со стороны авторов законопроекта того, что же такое аудиторская тайна, и зачем она вообще нужна.

И очень печально, что это непонимание присутствует именно у государственного органа, регулятора аудиторской деятельности — Министерства финансов РФ и подведомственной ему Федеральной налоговой службы.

Причем, это непонимание прослеживается не только в отношении запроса налоговой информации.

Возможность неограниченных “посягательств” на аудиторскую тайну заложена уже в сам Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”, согласно части 4 статьи 9 которого “передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены … федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны”.

Почему бы примеру налоговых органов не последовать другим органам государственного контроля или правоохранительным органам?

Кстати, авторам законопроекта хотелось бы порекомендовать ознакомиться с законодательством других государств, которые уже входят в ОЭСР, в части санкционирования доступа налоговых органов к сведениям, составляющим аудиторскую (или аналогичную) тайну.

Так, например, в Италии Указ Президента № 633/1972 предусматривает, что налоговые органы могут получить доступ к конфиденциальной информации аудитора только в случае, когда у них есть основания считать, что налогоплательщик совершил налоговое преступление, и только на основании официального запроса генеральной прокуратуры.

Французский Торговый (коммерческий) кодекс предусматривает, что аудиторы и аудиторские организации обязаны соблюдать конфиденциальность любой информации, полученной или произведенной во время проведения аудита, поскольку она составляет профессиональную тайну. Кодекс о налоговых процедурах предусматривает, что налоговые органы не вправе запрашивать информацию об оказанных услугах у лица, на которое распространяется законодательство о какой-либо профессиональной тайне.

В Великобритании Финансовый закон 2008 года устанавливают, что аудитор (аудиторская организация) не обязан отвечать на запросы налоговых органов в отношении предоставления информации (документов), полученных и созданных аудитором в процессе выполнения профессионального задания.

Налоговый кодекс Германии предусматривает, что аудиторы вправе отказаться предоставлять информацию и документы, полученные ими в процессе осуществления профессиональной деятельности, налоговым органам, поскольку такая информация составляет профессиональную тайну.

А законопроект нашего налогового ведомства (опять же, предлагаю обратиться к варианту, размещенному на сайте Минфина России 31.03.2016) устанавливает обязанность аудиторов предоставлять имеющиеся у них документы клиентов на основании запроса налогового органа в связи с проведением любых мероприятий налогового контроля (а к ним относятся не только налоговые проверки).

Более обстоятельно комментировать инициативы Минфина сегодняшнего дня по этому вопросу можно, только имея конкретный текст очередного варианта проекта.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании “Генезис”:

Аудиторская организация не может быть источником получения информации о деятельности юридического лица или предпринимателя, которому оказывались услуги, независимо от того, какой характер носили полученные сведения (общедоступный или ограниченного доступа).

Срок действия режима конфиденциальности в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, законом не установлены. Это означает, что аудиторы обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию об операциях клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг без ограничения сроков и вне зависимости от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Нормы, устанавливающие режим аудиторской тайны, направлены прежде всего на защиту личных интересов проверяемых лиц. Тем не менее, отношения по поводу аудиторской тайны связаны с компромиссом между частными и публичным интересами. Поэтому весьма важное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.

Но поскольку в ряде случаев имеют значение и публичные интересы, то законодательными актами могут устанавливаться случаи затребования таких сведений. Порядок предоставления конфиденциальных сведений Законом об аудиторской деятельности не определен.

Нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, определяющие круг лиц, уполномоченных совершать такой запрос, а также нормы, предъявляющие требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.

В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Так, п. 4 ст.

82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности,аудиторскую тайну. В пункте 2 ст.

90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, аудиторов.

Светлана Крапивенцева, руководитель практики МСФО компании КСК групп:

Острая конкуренция на рынке консалтинговых и аудиторских услуг, а также связанные с оказанием ряда консалтинговых услуг риски заставляют аудиторские компании ревностно относиться к охране аудиторской тайны. Это гарантирует возможность продолжения отношений с действующими клиентами, а также обеспечивает положительную репутацию на рынке, вызывает доверие со стороны новых и потенциальных клиентов.

Конфиденциальность (аудиторская тайна) – один из фундаментальных принципов аудиторской деятельности, прописанный в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. “Об аудиторской деятельности”, в федеральных и международных стандартах аудита.

Сама система независимого аудита связана с тем, чтобы убедить пользователей и общество в достоверности отчетности без раскрытия излишне “конкретной” информации, которая представляет собой ценность и недоступна за пределами компании.

Отдавая себе отчет в важности соблюдения конфиденциальности, мы, безусловно, не поддерживаем данные инициативы. Аудируемая отчетность предназначена для акционеров и собственников бизнеса, поэтому, оплачивая услуги аудиторов, компания должна получать доверие со стороны пользователей и сокращение рисков, но не наоборот.

У нас сохраняются сомнения в том, могут ли полученные таким образом сведения использоваться в качестве доказательств, например, при судебных разбирательствах между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Многие полагают, что это сократит доверие к самим аудиторам. Мы считаем, что серьезные аудиторские компании обеспечат такую систему рабочих документов, которые при полном соответствии аудиторским стандартам не дадут возможности налоговым органам использовать их против аудируемого лица.

Татьяна Безус, руководитель департамента аудита АКГ “МЭФ-Аудит”:

Полагаю, все наше аудиторское сообщество не поддерживает эту идею. Безусловно, подобная норма не добавит доверия аудиторам со стороны их клиентов. Кроме того, данную инициативу можно рассматривать как способ переложить на плечи аудиторов часть чужой работы.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-конслтанговой группы “АИП”:

Я против этих нововведений, поскольку они негативно скажутся на аудиторской отрасли. Сейчас рынок аудиторских услуг находится в очень непростой ситуации. Многие компании страдают из-за спада спроса на их услуги.

В результате предложений Минфина доверие со стороны бизнеса к независимым аудиторским организациям будет подорвано.

Компании будут стараться держать максимально закрытыми вопросы налогового контроля и налоговой безопасности.

: 8 июля 2016

Источник: http://www.uf-k.ru/publication/auditorskaya-tayna-v-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.